Бюджетный учет

Особенности учета бюджетных обязательств: новые правила

Минфин России сообщил, что с 1 июля 2012 года учет бюджетных обязательств, возникающих как по госконтрактам, так и по иным договорам, должен претерпеть изменения.

Минфин России сообщил, что с 1 июля 2012 года учет бюджетных обязательств, возникающих как по госконтрактам, так и по иным договорам, должен претерпеть изменения.

Подготовлен новый приказ

Минфин России в письме от 29 мая 2012 г. № 02-03-09/1907 указал, что ведомство подготовило приказ, которым вносятся изменения в Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, ранее установленный приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н.

В письме № 02-03-09/1907 сообщено, что с 1 июля 2012 года четко различается процесс постановки на учет органами Федерального казначейства бюджетных обязательств, как связанных, так и не связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и арендой. Согласно новшествам, представление формы 0531702 «Сведения о принятом бюджетном обязательстве» (далее – Сведения об обязательстве) является обязательным в первом случае, а во втором – форма не представляется.

Исключение составляют бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с договорами на оказание услуг и выполнение работ, заключенными с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, которые учитываются органами Федерального казначейства на основании платежных документов.

Кроме того, обязательства по договорам с юридическими лицами, расчеты по которым осуществляются наличными денежными средствами, могут учитываться органами Федерального казначейства на основании как платежных документов, так и Сведений об обязательстве по решению получателя средств федерального бюджета.

Правила переходного периода

Чиновники Минфина России решили изменить и учет территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов и иных договоров на поставку товаров (работ, услуг), а также договоров аренды с учетом сроков осуществления платежей, обусловленных условиями контракта. Суть новшеств следующая.

Так, если первый платеж был произведен учреждением до 1 января 2012 года, то такой государственный контракт или договор учитывается до 1 января 2013 года в ранее установленном порядке на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства платежных документов, представленных получателями средств федерального бюджета.

В том случае, когда первый платеж был осуществлен с 1 января по 30 июня 2012 года, то получатель средств федерального бюджета имеет право самостоятельно решать, как в период до 1 января 2013 года учитывать такой госконтракт (договор): на основании платежных документов или же заполненной формы 0531702 «Сведения о принятом бюджетном обязательстве».

По мнению автора, второй вариант наиболее приемлем. Ведь бюджетные обязательства, возникающие на основании госконтрактов и договоров, не исполненных по состоянию на 1 января 2013 года, учет которых осуществлялся в 2012 году на основании платежных документов, все равно подлежат постановке на учет в 2013 году на основании Сведений об обязательстве. Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства

>|При втором варианте развития событий (код формы по КФД 0531706) в орган Федерального казначейства не представляется.|<

Госконтракты (договоры), подлежащие оплате, учитываются только на основании Сведений об обязательстве.

Документы, подаваемые в казначейство

С 2013 года Сведения об обязательстве, представленные учреждением (получателем средств федерального бюджета) в казначейство, будут служить основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, которые возникают:

– по госконтрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для госнужд;

– по договорам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках приносящей доход деятельности;

– по договорам аренды.

Все прочие бюджетные обязательства принимаются к учету органом Федерального казначейства на основании платежных документов.

К ним, в частности, относятся обязательства, обеспечивающие:

– выполнение функций казенных учреждений;

– социальные выплаты населению;

– предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

– предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

– предоставление межбюджетных трансфертов;

– предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

– обслуживание государственного (муниципального) долга;

– выполнение оперативно-разыскных мероприятий и осуществление мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Если документы содержат гостайну…

При работе с госучреждениями возможна ситуация, когда документы (государственные контракты, договоры и документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета) содержат сведения, составляющие государственную тайну.

В этом случае для оплаты денежных обязательств получателем средств в орган Федерального казначейства их представлять не нужно.

Вместо них предъявляют информацию, содержащую сведения о номере и дате Заявки на кассовый расход  (по форме КФД 0531801 или 0531851) и о реквизитах соответствующего документа-основания.

>|Предоставляя информацию, необходимо указать, что документы-основания не предъявляются, так как в них есть сведения, составляющие государственную тайну.|<

Выплаты по такому контракту осуществляются после внесения сведений о нем в реестр госконтрактов и присвоения ему уникального номера реестровой записи. Этот процесс занимает длительное время.

Финансисты предусмотрели трудности, связанные с длительностью указанной процедуры, о чем сказано в письме Минфина России от 29 мая 2012 г. № 02-03-09/1907.

А именно если в контракте установлено, что первый авансовый платеж должен быть произведен до момента включения сведений о нем в реестр, то в подобных обстоятельствах допускается учет бюджетных обязательств по указанному контракту на основании Сведений об обязательстве.

При этом в графе 6 «Номер реестровой записи в реестре государственных контрактов» раздела 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» формы указывается дата направления сведений о государственном контракте в Федеральное казначейство для их включения в реестр госконтрактов в формате «пять нулей, день, месяц, год» (например, 0000012072012).

После включения сведений о государственном контракте в реестр учреждение должно внести изменения в соответствующие бюджетные обязательства, которые были поставлены на учет органами Федерального казначейства.

>|Уточняются все ссылки на присвоенный данному контракту уникальный номер в реестре госконтрактов.|<

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №8, август 2012 г.

Начать дискуссию