Бухгалтерия

Фонд платит пособия напрямую. Что меняется в работе бухгалтерии?

Отделения ФСС РФ постепенно переходят на прямые выплаты социальных пособий. В планах фонда — перевод на эту систему всех страхователей.

Отделения ФСС РФ постепенно  переходят на прямые выплаты социальных пособий. В планах фонда — перевод на эту систему всех страхователей. Заместитель руководителя Правового департамента ФСС РФ Ольга ДЕНИСЕВИЧ рассказала о том, что изменится для бухгалтеров при выплатах пособий напрямую из фонда.

Сейчас активно обсуждается тема прямых выплат пособий из ФСС. Расскажите, пожалуйста, в чем их особенность?

— Переход на прямые выплаты означает отказ от «зачетного механизма», когда начисление пособий застрахованным лицам производит работодатель за счет уменьшения страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ. При прямых выплатах территориальные органы Фонда рассчитывают и перечисляют пособия самостоятельно.

— Как будет проходить переход на прямые выплаты?

— Пока действует пилотный проект по прямым выплатам пособий, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294. Сейчас идет процесс поэтапного расширения регионов, участвующих в реализации этого проекта. Так, с 1 июля 2011 года в нем участвуют Нижегородская область и Карачаево-Черкесская Республика, а с 1 июля 2012 г. — Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край. Со временем количество регионов будет расширяться.

— ФСС будет выплачивать напрямую все без исключения пособия?

— Пилотный проект предусматривает как выплаты пособий напрямую застрахованным лицам, так и путем возмещения страхователям израсходованных ими сумм страхового обеспечения. Это зависит от вида пособий. Территориальные органы Фонда напрямую выплачивают застрахованным лицам: пособия по временной нетрудоспособности, все пособия по материнству, отпуск сверх ежегодного оплачиваемого на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно. Выплата пособий работодателем с их последующим возмещением территориальными органами Фонда предусмотрена для пособий на погребение, оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, и для некоторых других случаев.

— Какие документы бухгалтеры должны будут подготовить и предоставить в фонд для прямых выплат?

— Все зависит от численности работников компании. Мы выделяем две категории страхователей: крупные, где среднесписочная численность за прошлый год больше 50 человек, и малые со среднесписочной численностью 50 человек и менее. Первые предоставляют нам специальный Реестр сведений в электронном виде. Его форма утверждена Приказом ФСС РФ от 15 июня 2012 г. № 223. По сути это таблица сведений о получателях пособий. В ней надо указать их фамилии, имена, отчества, СНИЛС, паспортные данные, адреса и реквизиты документов, на основании которых рассчитывается пособие. Также там нужно указать сведения о заработной плате — средний заработок за расчетный период. Правда, если речь идет о единовременном пособии при рождении ребенка, то тут средний заработок указывать не надо, потому что выплата установлена в фиксированном размере.

Для страхователей, у которых численность 50 человек и менее, есть выбор: они могут также предоставить сведения Реестром в электронном виде или же просто передать нам документы, которые принес работник. Если они выберут второе, то им нужно будет предоставить также заявление от работника по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 17 июня 2011 г. № 195. Там есть часть, которую должен заполнить работодатель. Если речь идет о пособии, которое рассчитывается исходя из заработка работника, то в заявлении нужно указать данные о среднем заработке работника за расчетный период.

— Опишите, пожалуйста, последовательность действий работодателя: в какие сроки и что нужно предоставить в фонд?

— Итак, работник приносит в бухгалтерию необходимые документы — больничный лист, заявление с указанием реквизитов счета для перечисления пособия, если он решил получать выплаты через банк, и т.п. Бухгалтер либо заполняет Реестр на основе представленных работником документов, либо пересылает необходимые документы в территориальный орган фонда. Сделать это нужно в течение пяти дней после того, как работник предоставил всю документацию. Сотрудники территориальных органов ФСС проверяют документы, и в течение 10 дней назначают и перечисляют на счет работника положенное ему пособие.

Обращу внимание, что бухгалтерам пособие рассчитывать не нужно — это сделают сотрудники фонда на основании предоставленных данных. Бухгалтеру придется посчитать только средний заработок, потому что мы не обладаем нужной информацией для этого. Правильность расчета среднего заработка ничем подтверждать не надо — сотрудники фонда при необходимости смогут проконтролировать это при проверках.

— Нужно ли будет сдавать какую-то дополнительную отчетность?

— Никакой дополнительной отчетности предоставлять в фонд не нужно. В тех регионах, где уже ввели прямые выплаты, страхователи также сдают расчет по форме 4-ФСС. Только заполняют они эту форму с учетом особенностей, утвержденных приказом ФСС РФ от 21 мая 2012 г. № 180. Суть их в том, что за периоды, когда уже действовали прямые выплаты, страхователи не отражают в отчетности расходы.

На форуме журнала «Главбух» вопросы расчета и выплаты пособий обсуждают в разделе «Труд и заработная плата».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

18
  • тишина
    как же они достали
  • Cветлана
    Скорее бы приняли.
  • УЛЫБЧИВЫЙ СПИРТ
    А как платить-то будут? Надо ходить в Сбербанк стоять/сидеть в очереди, чтобы получить реквизиты и потом идти в ФСС стоять/сидеть в очереди, чтобы им отдать эти реквизиты? Или работодатель всё в электронном виде будет пересылать в ФСС? Пилотники есть тут?