Бухгалтерия

Серьезные изменения в ПБУ, которые начнут действовать в следующем году

Сейчас на сайте Минфина России можно найти проекты новых Положений по бухгалтерскому учету. Когда они начнут действовать, бухгалтерам придется существенно изменить привычный подход к учету многих повседневных операций.

Сейчас на сайте Минфина России можно найти проекты новых Положений по бухгалтерскому учету. Когда они начнут действовать, бухгалтерам придется существенно изменить привычный подход к учету многих повседневных операций. О планируемых изменениях в ПБУ мы поговорили с Игорем СУХАРЕВЫМ, начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

—    Игорь Робертович, на сайте Минфина размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Когда они начнут действовать?

—    Планируется, что с отчетности за 2013 год. Окончательно утвердить в Минфине их должны до конца этого года. Кроме того, на сайте финансового ведомства скоро появятся и другие проекты новых ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Их также надо будет применять, начиная с отчетности 2013 года.

—    Судя по проектам, новые ПБУ будут очень похожи на МСФО…

—    Действительно так. Но здесь я бы сделал уточнение. При разработке новых стандартов в Минфине нацеливались на то, чтобы приближать практику применения ПБУ к МСФО. Объясню, о чем речь. Многие правила МСФО уже давно есть и в наших стандартах. Но по сложившейся традиции российские бухгалтеры их не применяют.

Например, имущество, на которое у компании нет права собственности, бухгалтер не учитывает в качестве основного средства. Хотя в ПБУ 6/01 нет такого критерия для основных средств — наличие права собственности. Так вот, в новом ПБУ будет прямо прописано, что арендатор учитывает арендованные объекты у себя в качестве актива. Даже если после окончания договора право собственности останется у арендодателя.

—    Раз мы заговорили о проекте нового ПБУ «Учет аренды», то следующий вопрос такой: судя по тексту положения, может возникнуть такая ситуация, когда арендодатель не будет списывать имущество у себя с баланса. Но при этом арендатор также учтет объект в качестве актива. Получается, что обе стороны будут амортизировать имущество. Это совсем непривычно для бухгалтеров.

—    Непривычно, потому что многие правила, как я уже отметил, мы применяем так, как это делали еще во времена СССР. Даже если в этом нет экономического смысла. Сами посудите: какая разница арендатору, как собственник учитывает имущество и учитывает ли вообще? Важно, какие операции происходят у самой компании. Кстати, проект ПБУ «Учет аренды» — это пример того, как впервые при разработке национального стандарта были учтены не только действующие МСФО, но и планируемые изменения в них. В Минфине обратили внимание на поправки, которые готовятся в международный стандарт 17.

—    Давайте теперь поговорим о других проектах. Что нового будет в учете выплат работникам?

—    Прежде всего, в новом ПБУ будет реализован метод начисления. Сейчас у нас в бухгалтерском учете отпускных, премий, вознаграждений за выслугу лет, пенсий применяется почти кассовый подход. Наличие нескольких дней между датой начисления и выплаты не превращает метод начисления в кассовый. Например, начислять оплату отпусков надо не накануне ухода в отпуск, а тогда, когда сотрудник на него зарабатывает.  
И второе важное изменение: классифицировать расходы на оплату труда надо будет иначе. Важно будет не то, что организация оплачивает — медицинскую страховку, фитнес-клуб, бассейн или путевку. А то, почему она это делает. Если любая самая непривычная выплата осуществляется в обмен на выполняемые работником трудовые функции, то она должна классифицироваться и отражаться в бухучете ровно так же, как основная зарплата.

—    Во многих новых ПБУ будет прямое требование — дисконтировать кредиторскую и дебиторскую задолженность со сроком более 12 месяцев. Зачем это нужно?

—    Дисконтировать длительную задолженность, то есть уменьшать ее сумму, необходимо в силу общих правил бухгалтерского учета — информация должна приводиться по состоянию на отчетную дату. Номинал задолженности характеризует ее по состоянию на дату платежа, а не на отчетную дату. Если мы отгрузили товар, за который покупатель заплатит 100 000 руб. только через два года, то на сегодня эта продукция стоит меньше. И с покупателя, который готов заплатить сегодня, мы бы согласились взять гораздо меньшую сумму. Вот в этой сумме и должна признаваться дебиторская задолженность и выручка. А у покупателя, соответственно — «кредиторка» и себестоимость запасов.

Потом на задолженность будут начисляться проценты так, что к моменту погашения она доводится до своего номинала. Таким образом, разницу продавец включит в процентные доходы, а покупатель — в процентные расходы. И если этот подход не начать применять на практике, российский учет сложно назвать достоверным.

—    Явно потребуются новые счета. Планируются ли изменения в План счетов?

—    Сейчас ответить на этот вопрос трудно. Дело в том, что с 2013 года Минфин перестанет разрабатывать стандарты бухучета. А согласно новому Закону о бухгалтерском учете План счетов устанавливается федеральными стандартами, разработкой которых с будущего года займутся общественные организации — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Комментарии

44
  • Евгений

    Ну что тут сказать: ребята оптимисты, каких поискать. Российский бухучет и сейчас не особо достоверен, а будет вообще бессмысленным. У нас нет спроса на достоверную ответность. Ну не нужна она никому - что МФ с этим поделает? Основных причин тут 2: большой процент "серых" доходов и расходов и непонимание рукодителями и собственниками правил бухучета, отчетности. И такая фигня практически у всех компаний, кроме очень крупных, публичных. ОАО, акции которых торгуются на бирже - вот для них и надо все эти правила вводить. Для всех остальных учет не усложнять надо, а упрощать. Только тогда можно рассчитывать на достоверность. А так проку-то: как раньше бухгалтера игнорировали ПБУ, так с успехом и дальше будут.

  • тишина

    Цитата:
    "Так вот, в новом ПБУ будет прямо прописано, что арендатор учитывает арендованные объекты у себя в качестве актива. Даже если после окончания договора право собственности останется у арендодателя. "

    Какой бред, ненавижу 17 стандарт МСФО это вообще не применимо в нашей стране, по какой цене учитывать, по рыночной? Оценка? Кто платить будет? Как всю эту хрень на расходы отнести? Это аренда+оценка+налог на имущество- офигеть. А как быть с законом о финансовый аренде. Ничего, что это ФЗ и там четко прописано, что стороны сами решают у кого на балансе имущество.

    Цитата:
    "Например, начислять оплату отпусков надо не накануне ухода в отпуск, а тогда, когда сотрудник на него зарабатывает. "

    Если работник отработал три месяца и попросил отпуск на две недели и его отпустили, как учитывать неделю взятую авансом, а если он ее вообще не заработает? Я ее удержу при расчете тут хоть как кассовый метод.



  • Зеленая долина

    присоединяюсь к обоим постам выше, дурость в кубе, а не иземения. Кому нужен достоверный бухучет в нашей стране,точнее, какому количеству предприятий?Думаю 15% от силы.

    Малому бизнесу такое болото из ПБУ, преходящих красивишно в МСФО (ну чтоб все как у буржуев), это триста лет не нужно.

    И так задалбливать всякими "мелочами" в виде изменение НК,ТК,АК,ГК..., не говоря о миллионных "разъяснениях" МинФина, ФНСа, решениях ВАС и прочего ,что меняет в корне еще вчера верную в правовом отношении практику применения нормативки.И так ежеквартально.

    дурость и тупость вкупе с оторванностью от реальной экономики- единственное почему сейчас каким то шаловливым ручонкам захотелось нарисовать этих ненужных никак и никому изменений.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Интересные материалы

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

9