Бюджетный учет

Процесс внедрения международных стандартов в бюджетную сферу

В настоящий момент активно обсуждается применение Международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе в целях реформирования бухгалтерского учета в сфере госуправления.

В настоящий момент активно обсуждается применение Международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе в целях реформирования бухгалтерского учета в сфере госуправления. Рассмотрим основные моменты.

Реформа бухучета необходима

Одна из главных причин для реформирования бухгалтерского учета заключается в необходимости применения неких унифицированных форм отчетности, которые могли бы стать общепризнанными, понятными для широкого круга пользователей.

В данном контексте речь идет об отчетности общего назначения, то есть пуб­личной.

Она нужна прежде всего внешним пользователям, не имеющим возможности ознакомиться со специально подготовленной информацией (например, со сведениями, которые учреждения подают вышестоящей организации по ее указаниям, или с информацией, представленной в бюджетной отчетности). К пользователям финансовой отчетности общего назначения можно отнести налогоплательщиков, представителей законодательной власти, кредиторов, поставщиков, представителей средств массовой информации и наемных работников.

Необходимость обеспечить возможность прочтения отчетности широкому кругу пользователей объясняется прежде всего публичным характером государственных доходов и расходов.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют свои публичные функции, оказывают государственные и муниципальные услуги и в этой связи выступают как участники экономической деятельности, являются кредиторами и заемщиками средств на внутреннем и внешних рынках.

Таким образом, весьма целесообразной представляется гармонизация отчетности субъектов сектора государственного управления и хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны, сближение международных и национальных стандартов для достижения единообразия и сопоставимости финансовой отчетности во всем мире.

Характеристики отчетности

Необходимо, чтобы представленная в финансовой отчетности информация объективно отражала процесс деятельности экономических субъектов и ее резуль­таты.

При этом отчетность должна:

–    быть понятной пользователям;

–     использоваться при оценке прошедших, текущих и будущих событий;

–     достоверно представлять операции исходя из соответствия их сути, а не просто юридической форме;

–     быть полной с учетом существенности затрат на нее и сравнимой с финансовой отчетностью других экономических субъектов.

Финансовая отчетность общего назначения может носить прогнозный или перспективный характер благодаря сведениям, полезным для прогнозирования уровня ресурсов, которые необходимы для продолжения деятельности и (или) могут генерироваться в результате ее ведения и сопутствующих этому рисков и неопределенностей.

Следовательно, основополагающими качественными характеристиками финансовой отчетности являются:

–    понятность;

–     уместность (своевременность, существенность);

–    надежность;

–     преобладание содержания над формой;

–    нейтральность;

–    полнота;

–    сопоставимость;

–     предусмотрительность (пруденциальность).

Международная практика

В международной практике система бухгалтерского учета и отчетности сектора госуправления строится таким образом, чтобы можно было получить информацию:

–     о соответствии операций действующему законодательству;

–     о возможности органов власти пуб­лично-правового образования выполнять взятые на себя обязательства, в том числе по финансированию социально значимых услуг, оказываемых ими;

–     о соответствии расходования средств публично-правовым образованием бюджетным ограничениям.

Таким образом, финансовая отчетность формируется в государственном (общественном) секторе для широкого круга пользователей в целях получения ее оценки, а также информации об экономических процессах и результатах деятельности, участниками которых являются государство и (или) организации госсектора. К примеру, государственные (муниципальные) учреждения и академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

При этом руководство экономических субъектов должно принять учетную политику, определяющую порядок учета, который обеспечивает представление финансовой отчетности, отвечающей следующим критериям:

–     уместности (способности удовлетворить потребности пользователя при принятии решений);

–     надежности (поскольку назначение отчетности – достоверно представлять результаты финансовой деятельности и финансовое положение субъекта, отражать экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму, то ее существенным свойством следует признать нейтральность, а также полноту во всех существенных аспектах).

Что такое МСФО?

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении организации. Сегодня можно сказать, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО, разработанных Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности. › |.

О Международных стандартах финансовой отчетности в общественном секторе в бухгалтерском профессиональном сообществе заговорили после разработки международных стандартов учета и постепенного перехода к их применению многими коммерческими организациями.

Результаты обсуждения проектов стандартов

В настоящее время Комитет по МСФО общественного сектора Международной федерации бухгалтеров разработал 31 стандарт финансовой отчетности. Официальный перевод стандартов на русский язык опубликован на сайте Минфина России. Также они приведены в электронной версии статьи (см. стр. 78).

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающий в силу с 1 января 2013 года, устанавливает, что федеральные и отраслевые стандарты утверждаются нормативными правовыми актами и являются обязательными к применению с учетом положений указанного закона. На территории России применение Международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе будет осуществ­ляться через принятие для сектора государственного управления федеральных стандартов (аналогов ПБУ – Положений по бухгалтерскому учету для организаций коммерческого сектора).  

В марте 2012 года начато общественное обсуждение разработанных проектов стандартов. Проводились круглые столы как в Москве, так и в ряде других городов. Интерес к этой теме был высоким. Информация о ходе обсуждения и его результатах в настоящее время опубликована на сайте Минфина России.

Первыми из обсуждаемых и предполагаемых к введению в нашей стране были следующие проекты стандартов:

–    «Основные средства»;

–    «Аренда»;

–     «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления»;

–     «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;

–    «Обесценение активов».

В итоге внесено большое количество правок и предложений.

На сайте Минфина России представлены новые версии проектов стандартов с изменениями по результатам общественных обсуждений.

О различиях в учете

Проанализируем, какие отличия российских правил учета и отчетности от Международных стандартов финотчетности в общественном секторе являются наиболее явными.

Принципы российского бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета должно базироваться на следующих методах: документации, инвентаризации, оценке, счетах и двойных записях, балансе.

Перечисленные методы являются для российского бухгалтера традиционными. При этом группировка и оценка показателей в учете и отчетности может быть отличной. Так, например, в учете основные средства отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, на отдельном счете отражается накопленная амортизация, а в отчетности основные средства оцениваются по остаточной стоимости.

Объектами бухгалтерского учета для целей отчетности общего назначения являются активы (долгосрочные и краткосрочные), обязательства (долгосрочные и краткосрочные), прочие пассивы (источники финансирования деятельности субъектов сектора государственного управления, доходы, расходы).

Следует отметить, что в действующей системе бюджетной отчетности отражаются активы (финансовые и нефинансовые), обязательства и чистая стоимость активов сектора государственного управления. При этом активы и обязательства группируются не по признаку длительности нахождения в обороте, а по отношению к процессу исполнения бюджета, что для государственных (муниципальных) структур как пользователей информацией более актуально. › |.

Российские правила учета и отчетности ориентируются на юридическую форму (нет приоритета экономического содержания операций над их юридической формой), юридическую силу хозяйственной операции придает первичный документ, важная роль отведена плану счетов бухгалтерского (бюджетного) учета и корреспонденции счетов. Фактически это определяет методологию российского учета.

Основные отличия международных стандартов

Международные стандарты вообще и МСФО общественного сектора в частности не содержат упоминания о бухгалтерских счетах, поскольку ориентированы на результат работы финансово-бухгалтерских служб – бухгалтерскую (финансовую) отчетность. То есть регламентируется, как представить показатели отчетности, а не способы учета – пути к формированию этих показателей. В этой связи стандарты МСФО ОС используют не корреспонденции счетов, а названия элементов отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы) или характер доходов или расходов (выручку, амортизацию и т. д.).

Не используются и не определены нормативными правовыми актами у нас также концепция экономической единицы, понятия условных активов и обязательств, будущих выгод и экономического потенциала, применяемые в международных стандартах финотчетности общественного сектора. Активы и пассивы в бухгалтерском балансе не классифицируются по признаку оборачиваемости (долгосрочные – внеоборотные и кратко­срочные – оборотные).

Кроме того, еще одно заметное отличие заключается в применении метода бухгалтерского учета – оценки: принципов оценки активов и обязательств, а также соотнесения доходов и расходов с отчетным периодом.

Это отличие актуально и для коммерческого, и для общественного секторов. А ведь именно сопоставимые оценки статей баланса дают возможность пользователям и заинтересованному кругу лиц иметь полную информацию о деятельности субъекта отчетности. При этом российская финансовая отчетность, как правило, также не дает сопоставимой информации за несколько лет.
В российском учете не выделены в особую категорию такие активы, как инвестиционная недвижимость, что неоднократно отмечалось представителями бухгалтерского сообщества в ходе обсуждения проектов федеральных стандартов для общественного сектора Российской Федерации.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №9, сентябрь 2012 г.

Начать дискуссию

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Интересные материалы

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.