Учет в строительстве

Строительство. Организация финансового контроля

Специфика внутрихозяйственного контроля в строительных компаниях объясняется такими особенностями отрасли, как продолжительность и уникальность проектов, многочисленные стадии согласования проекта, необходимость составления смет и т. д. Поэтому реализация контроля в строительстве, в частности, у заказчика-застройщика требует высокой квалификации исполнителей и знание современных процедур финансового и производственного контроля.

Специфика внутрихозяйственного контроля в строительных компаниях объясняется такими особенностями отрасли, как продолжительность и уникальность проектов, многочисленные стадии согласования проекта, необходимость составления смет и т. д. Поэтому реализация контроля в строительстве, в частности, у заказчика-застройщика требует высокой квалификации исполнителей и знание современных процедур финансового и производственного контроля.

Наиболее распространенная схема участников при строительстве объектов выглядит следующим образом: «инвестор – заказчик – подрядчик». Но при этом в каждом случае функции участников могут быть различными. Например, заказчик (заказчик-застройщик) может заниматься только техническим контролем, а все расчеты с подрядчиками будет вести сам инвестор. Такое распределение обязанностей между участниками строительства может быть обусловлено разными причинами:

  • инвестор желает сам контролировать, как расходуются денежные средства, направляемые на строительство;
  • прямые расчеты между инвестором и подрядчиком более оперативны;
  • инвестор не хочет распространять информацию о фактической стоимости строительства.

Поскольку инвестор поручает заказчику только технический контроль, а сам напрямую ведет расчеты с подрядчиком, то учет затрат на строительство также ведет инвестор. Так, затраты на строительство будут отражаться у инвестора на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Строительство объектов основных средств»).

В отличие от полного заказчика технический заказчик привлекается застройщиком лишь с целью осуществления контроля и надзора за строительством, соответственно все остальные функции застройщик выполняет самостоятельно.

Пределы полномочий технического заказчика (обычно инженерной организации) и порядок уведомления им застройщика о действиях подрядчика и недостатках, обнаруженных в процессе исполнения поручения, предусматриваются в договоре, который является договором об оказании услуг, следовательно, к нему должны применяться правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.

В этом варианте оформления взаимоотношений технический заказчик не ведет учета затрат по строительству, не получает средств на финансирование строительства. Ему перечисляется лишь вознаграждение за оказание предусмотренных договором услуг.

Доходы и расходы по деятельности технического заказчика отражаются им в бухгалтерском учете как доходы и расходы по обычным видам деятельности.

Вознаграждение, полученное от застройщика, облагается налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Как правило, застройщик одновременно является и заказчиком – лицом, реализующим инвестиционный проект и уполномоченным на то инвесторами (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25.02.99 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.11 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Иначе инвесторы нанимают заказчика-застройщика, чтобы тот организовал строительство, обеспечил контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат.

Исходной величиной для определения норматива затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, является общая стоимость строительства объекта по итогу глав 1 – 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (далее – ССР) в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без НДС). Лимит затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, определяется по формуле:

СК = Сумма (S x N2 ) / 100,

где СК – размер средств на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, на весь период строительства;

S – итог глав 1 – 9 ССР в текущем уровне цен;

N2 – норматив затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, для соответствующего значения базовой стоимости объекта в ценах по состоянию на 1 января 2000 г., определяемый на основании нормативов, приведенных в столбце №2 приложения к Методике определения норматива затрат на содержание службы заказчика-застройщика, оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика при реализации мероприятий подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Безусловно, данная методика была разработана для целевой выборки строительных организаций, осуществляющих строительный контроль. Однако то, что издана она была на федеральном уровне и охватывает строительные организации большого региона, означает, что она вполне может быть использована и другими организациями отрасли как один из вариантов расчета затрат.

Осуществление внутрихозяйственного контроля требует применения определенных методов проверки. Прежде всего проверке должны предшествовать разработка программы (плана), определение характера проверки – сплошной или выборочной.

Программа проверки составляется в письменном виде, где подробно описываются процедуры, позволяющие выявить реальное положение контролируемого объекта.

По статистике, предоставляемой Росстатом и Минфином России, более 50% всех нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций связаны с неправильным или неполным отражением операций в регистрах бухгалтерского учета, что обуславливает повышенное внимание со стороны организаций, проводящих функции строительного контроля, к данному вопросу.

Проверка полноты отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обычно осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах объема выполненных и оплаченных строительных работ.

Проверка правильности отражения хозяйственных операций по данным документов бухгалтерского учета содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но неправильно отраженным в бухгалтерском учете документам. Например, выданные под отчет суммы оформлены расходным кассовым ордером, где отражена корреспонденция счетов:

Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами», К-т 50 «Касса», субсчет «Касса организации».

При отражении данной операции в журнале-ордере № 1 выданная сумма записана в графу счета 26 «Общехозяйственные расходы» вместо счета 71, т.е. не была образована задолженность за подотчетными лицами, а выданная сумма списывалась на издержки производства и присваивалась.

При проверке полноты выполненных строительных работ и достоверности списания строительных материалов на их выполнение целесообразно использовать составление альтернативного баланса. Для уверенности в полноте выполненных строительных работ составляют баланс израсходованных строительных материалов по нормам, предусмотренным технологическими картами на выполненные строительные работы. Для этого составляют ведомость расхода строительных материалов по нормам на выполненный объем работ и сравнивают рассчитанный расход с фактическим. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может быть обусловлено двумя причинами:

строительные материалы списаны, а объем работ не был выполнен;

допущена приписка к выполненному объему строительных работ с целью начисления завышенной оплаты труда и списания строительных материалов.

Внутренние контролеры при проверке соответствия наличия материалов правильности их использования применяют следующие процедуры:

  • инвентаризация;
  • контрольный обмер;
  • обследование;
  • проверка качества строительных материалов, т.е. соответствия их ГОСТам;
  • экспертная оценка.

Выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля нарушения и злоупотребления контролер систематизирует по участкам, видам операций и другим признакам, регистрируя их в рабочих документах, ссылаясь при этом на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники.

В процессе внутрихозяйственного контроля кроме учетных применяются аналитические процедуры, целью которых является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области, требующие особого внимания контролирующего лица.

Ревизор применяет следующие аналитические процедуры:

  • сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями;
  • сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или организацией;
  • сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;
  • анализ текущих изменений показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними.

Действенность аналитической и контрольной работы в строительстве во многом определяется качеством, детализацией и своевременностью информации об анализируемых и подвергаемых контролю явлениях и процессах. Если контрольные функции осуществляются несвоевременно, то их результаты могут утратить свою полезность. Данная проблема имеет широкое распространение, нередко контроль осуществляется бухгалтерами-аналитиками, «смотрящими назад». Основной упор делается на ошибки, вместо того чтобы дать управляющим ориентированную на будущее информацию, на основе которой можно было бы предпринимать эффективные действия.

Очевидно, что применение аналитических процедур в рамках системы внутреннего контроля позволяет координировать взаимосвязь сотрудников в сфере внутреннего контроля хозяйственной деятельности, эффективно управлять производственными ресурсами строительной организации с целью обоснованного их применения. Кроме того, путем применения аналитических процедур осуществляется оценка уровня достоверности информации, используемой для принятия оперативных решений.

Начать дискуссию