Бюджетный учет

Расходы на утилизацию списанных компьютеров: эффективное или неэффективное использование бюджетных средств?

Для утилизации списанных компьютеров учреждение прибегает к услугам сторонней организации. Услуги организации оценены в 50 тыс. руб. (вывоз компьютеров, отправка их в аффинажную организацию, стоимость аффинажа и т. п.), а стоимость драгоценных металлов, извлеченных в результате аффинажа согласно актам 5 тыс. руб. Не будет ли данный факт расценен контролирующими органами как неэффективное использование бюджетных средств?

Для утилизации списанных компьютеров учреждение прибегает к услугам сторонней организации. Услуги организации оценены в 50 тыс. руб. (вывоз компьютеров, отправка их в аффинажную организацию, стоимость аффинажа и т. п.), а стоимость драгоценных металлов, извлеченных в результате аффинажа согласно актам 5 тыс. руб.

В результате возникает ситуация, что если следовать инструкции и правильно утилизировать технику, то бюджет получает ущерб в размере 45 тыс. руб. Не будет ли данный факт расценен контролирующими органами как неэффективное использование бюджетных средств?

Принцип эффективности использования бюджетных средств заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках переданных им бюджетных полномочий исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

Результативность и целевой характер использования выделенных из бюджета средств обеспечивают главный распорядитель и получатель бюджетных средств (подп. 1 п. 1 ст. 158 и ст. 162 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, если распорядитель утвердил в смете расходы на утилизацию компьютеров и своевременно довел средства до получателя, то ответственность за нецелевое их использование лежит на получателе бюджетных средств. В случае, если полученные средства были израсходованы получателем на цели, определенные в смете, то такие действия не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме того, в отношении непригодной к использованию компьютерной техники следует учитывать, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эти правила установлены ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Таким образом, расходы на утилизацию непригодных к использованию компьютеров (при наличии заключений об их непригодности от соответствующих организаций) также не могут быть квалифицированы как неэффективное использование бюджетных средств.

Более того, указанные действия учреждения не могут быть квалифицированы как нанесение ущерба бюджету. Ведь согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под ущербом (убытками) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). В рассматриваемом случае при наличии подтверждающих документов утилизация списанных компьютеров не нарушает прав учредителя (собственника имущества).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию