Библиотека бюджетного образовательного учреждения может оказывать платные услуги в соответствии с уставом, например, ксерокопирование документов. Важно знать условия оказания таких услуг и порядок отражения в бухучете операций по их предоставлению.
Правила оказания услуг
В соответствии со статьей 45 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Правила оказания таких услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505.
В их числе можно назвать платные услуги библиотек, к которым относятся предоставление доступа пользователям к библиотечным фондам (электронным ресурсам и документам на бумажных и иных неэлектронных носителях), ксерокопирование и иные услуги, разрешенные в соответствии с действующим законодательством.
Следует учесть ряд нюансов, оказывая услуги за плату. А именно: они не могут быть оказаны учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета (в составе основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов). Платные услуги должны относиться к основным видам деятельности учреждения и предусматриваться его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, наделенным функциями и полномочиями учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для оказания платных услуг учреждению необходимо выполнить ряд мероприятий:
– выделить в своем уставе в качестве видов деятельности в том числе оказание платных услуг;
– разработать Положение о порядке и условиях доступа к библиотечным фондам образовательного учреждения пользователей, а также виды платных услуг библиотеки (п. 15 письма Минобразования России от 23 марта 2004 г. № 14-51-70/13);
– утвердить перечень оказываемых платных услуг. Так, например, пунктами 23, 24 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. № 760 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения “Российская государственная библиотека”» определено, что библиотека вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату в соответствии с основными видами деятельности, а также не относящиеся к основным видам деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых библиотека создана. В перечне есть не только организация и проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий в установленной сфере деятельности, но и предоставление библиотечных фондов для переиздания документов, а также предоставление указанных фондов и интерьеров библиотеки для фото-, кино- и видеосъемки;
– установить цену платной услуги. Методика расчета цены платной услуги предусмотрена приказом (распоряжением) учредителя. К примеру, приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 определено, что учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги на основании расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству услуг и конъюнктуры рынка. А вот приказом департамента образования г. Москвы от 13 мая 2011 г. № 346 предусмотрено, что учреждение самостоятельно утверждает размер платы на оказываемые им платные услуги и вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан и размеры скидок с цены;
– утвердить способы получения оплаты за оказанные платные услуги.
Государственные и муниципальные библиотеки при проведении денежных расчетов за оказание платных услуг населению могут использовать как контрольно-кассовые машины, так и квитанции, применяющиеся при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Это было определено еще письмом Минкультуры России от 3 июля 1997 г. № 01-125/16-29.
Для целей бухгалтерского учета предоставление платных услуг является приносящей доход деятельностью бюджетного учреждения. Учет доходов ведется на кредите счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» в порядке, установленном пунктом 150 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н). Себестоимость предоставляемых услуг формируется на счетах, открываемых к счету 2 109 00 000. Учет затрат организуется по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).
Сформированная себестоимость услуг списывается с кредита счетов, открытых к счету 2 109 00 000, в дебет счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 152 Инструкции № 174н).
В бухгалтерском учете платные услуги отражаются следующей корреспонденцией счетов:
Следует помнить, что при поступлении доходов от оказания платных услуг на лицевой счет зачисленная сумма одновременно отражается на забалансовом счете 17 «Поступление денежных средств на счета учреждения» по соответствующему коду бюджетной классификации.
Это установлено пунктом 365 Инструкции по применению Единого плана счетов, которая утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).
При завершении финансового года суммы начисленных доходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов, счет 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 297 Инструкции № 157н). Учреждение вправе в рамках формирования учетной политики устанавливать дополнительные коды вида данного синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам их формирования.
По поводу налогообложения платных услуг библиотек надо отметить следующее. В статье 149 Налогового кодекса РФ перечислены операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения). В действующей редакции указанного документа нет единого толкования в части обложения НДС платных услуг библиотек. Следовательно, если образовательное учреждение оказывает иные виды платных услуг, то они подлежат обложению НДС (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
А может ли учреждение при оказании его структурным подразделением – библиотекой платных услуг в отношении лиц, не являющихся его студентами и работниками, воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ? В данном подпункте приведен перечень организаций, относящихся к учреждениям культуры и искусства в целях применения данной льготы. Существует две точки зрения.
Первая точка зрения: применить льготу могут только те организации, которые прямо названы в перечне (письмо Минфина России от 3 ноября 2009 г. № 03-07-07/72, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. № А82-146/2008-20, от 25 августа 2008 г. № А82-147/2008-20).
Вторая точка зрения: учреждение освобождается от НДС в соответствии с указанным подпунктом независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности, и применить эту льготу могут организации, не названные в списке, если они ведут деятельность в сфере культуры и искусства через подразделение, которое в списке поименовано. Она отражена в письме УФНС по г. Москве от 28 сентября 2009 г. № 16-15/100505, постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. № А19-18332/09.
Как видим из приведенных документов, использование льготы, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ в отношении платных услуг библиотек, может привести к спорам с налоговыми органами, решения по которым не всегда могут быть приняты судьями в пользу образовательных учреждений. Платные услуги библиотек облагаются налогом на прибыль в общем порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ.
Как показывает практика, многие бухгалтеры ошибочно полагают, что оказание услуг по ксерокопированию газет, брошюр, журналов и книг подлежит обложению единым налогом на вмененный доход. Но это далеко не так. Ведь ЕНВД облагается деятельность, которая связана с оказанием бытовых услуг. Принадлежность к соответствующему виду услуг определяют согласно Общероссийскому классификатору услуг населению. В соответствии с указанным документом к бытовым услугам причисляют услуги населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий (код 019726).
Однако платные услуги населению по ксерокопированию газет, брошюр, журналов и книг, оказываемые библиотеками, относятся к услугам учреждений культуры, а не к бытовым (код 053302). Следовательно, такой вид предпринимательской деятельности на уплату ЕНВД не переводится.
Начать дискуссию