Электронная отчетность

Личный кабинет налогоплательщика-юрлица и другие сервисы, которые предлагает ФНС России бухгалтерам

О том, какие новшества ожидать бухгалтерам и как пользоваться существующими онлайн-технологиями, нам рассказал начальник Управления информатизации ФНС России Виталий Колесников.

О том, какие новшества ожидать бухгалтерам и как пользоваться существующими онлайн-технологиями, нам рассказал начальник Управления информатизации ФНС России Виталий Колесников.

— Налоговая служба активно развивает электронные сервисы. Какие из них самые популярные?

— Сегодня информационные технологии функционируют по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее». Поэтому наши сервисы делают государственные услуги более удобными и доступными для налогоплательщиков. На официальном сайте ФНС уже действует 27 онлайн-сервисов. С их помощью граждане могут не покидая дома или рабочего места выяснить адрес налоговой инспекции, узнать и оплатить свою задолженность, оставить отзыв о работе налоговых органов и многое другое.

Одним из наиболее востребованных на сегодня является интернет-сервис «Проверь себя и контрагента». По состоянию на третью декаду августа количество просмотров составляет порядка 256 миллионов. Также популярен сервис «Узнай свою задолженность» — к нему обращаются более 2 миллионов налогоплательщиков в месяц. О востребованности электронных сервисов свидетельствует тот факт, что в рейтинге посещаемости официальных сайтов органов государственной власти ФНС России прочно занимает лидирующую позицию.

— Сейчас ФНС разрабатывает сервис для регистрации компаний с мобильных устройств. Когда можно будет им воспользоваться?

— Начнем с того, что приложение для мобильных устройств — это всего лишь логическое продолжение уже существующего сервиса по онлайн-регистрации. Сейчас предприниматели могут отправить документы для государственной регистрации через сайт ФНС. А вот сделать то же самое с мобильного устройства можно будет уже этой осенью.

Нужно отметить, что для того, чтобы отправить по Интернету документы для государственной регистрации, надо иметь электронную подпись. Однако, если у налогоплательщика нет своей ЭЦП, можно обратиться к нотариусу, у которого электронная подпись есть. Нотариальным работникам разрешено подавать документы для государственной регистрации от имени заявителей.

Отмечу, что за время работы сервиса подачи документов на государственную регистрацию через Интернет свое дело виртуальным способом открыли уже 10 тысяч человек.

— Сейчас можно оплатить свою задолженность через Интернет. Планируете ли вы расширять возможности «Личного кабинета налогоплательщика»?

— Да, планируем. Сейчас человек, зайдя на наш сайт и увидев задолженность, может распечатать платежку и пойти с ней в банк. А может через свой кабинет в Сбербанке, ВТБ 24 или других банках оплатить долг с карты. Но обращу внимание, что онлайн-оплата возможна для клиентов тех кредитных учреждений, которые заключили договор с ФНС России. Узнать подробнее можно на сайте www.nalog.ru.

С 1 октября мы внедрим сервис «Личный кабинет налогоплательщика — физического лица» в полном масштабе. Там можно будет найти всю информацию о начислениях, задолженности, переплате и т. д. Также там будут перечислены недвижимость, транспорт, земли, которыми владеет человек. Еще можно будет увидеть поданные декларации 3-НДФЛ, справки 2-НДФЛ. Из кабинета можно будет сразу оплатить налоги и задолженность по ним.

— Но это касается только граждан. А когда же компании смогут узнать о своей задолженности без обращения в инспекцию?

— Сервис «Личный кабинет юридического лица» сейчас находится в стадии опытной эксплуатации. Думаю, что в следующем году мы его запустим. Этот сервис будет содержать все сведения о расчетах компании с бюджетом, ее задолженностях и переплатах. Также там будет информация из ЕГРЮЛ, ОГРН и другие сведения, необходимые бухгалтеру для уплаты налогов. Доступ в «Личный кабинет» будет возможен только с использованием электронной подписи.

—Сейчас в некоторых регионах запущен пилотный проект по онлайн-записи в налоговую инспекцию. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

— Действительно, запущен пилотный проект по реализации интерактивного сервиса, позволяющего записаться на прием в налоговую инспекцию в режиме онлайн. Сервис начали тестировать инспекции Липецкой и Волгоградской областей. А с 13 августа к нему подключились некоторые инспекции, оснащенные системами управления очередью, в Санкт-Петербурге, Тюмени и Нижнем Новгороде. До конца этого года мы планируем внедрить его по всей территории России.

Новый сервис позволяет налогоплательщикам спланировать визит в налоговую инспекцию заранее и свести к минимуму время ожидания в очереди. Записаться на прием на сайте ФНС России можно за две недели до планируемого визита. С помощью сервиса можно записаться на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановку на учет физических лиц, предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности, проведение сверки расчетов с бюджетом и просто на консультацию со специалистом.

— Как воспользоваться этим сервисом?

— Для этого необходимо выбрать тип налогоплательщика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо), ввести в соответствующие поля идентификационные сведения, указать инспекцию (ТОРМ) и вид услуги. После этого программа предложит выбрать день и время приема и сформирует талон. В талоне будут все введенные данные о налогоплательщике, сведения о времени записи, пин-код, правила использования, способ проезда и контактная информация инспекции. При посещении инспекции нужно ввести через терминал пин-код, указанный в талоне. Система автоматически обработает информацию и в нужное время пригласит к инспектору.

— Последний наш вопрос — не про сервисы. Многие волнуются, что без особой квалифицированной подписи вскоре невозможно будет сдать электронную налоговую отчетность. Обязательно ли в срочном порядке сейчас менять ЭЦП?

— До 1 июля 2013 года отчетность и другие документы можно заверять электронной цифровой подписью, сертификат которой выпущен в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Такая отсрочка нужна для того, чтобы в плановом порядке заменить сертификаты ключа проверки электронной подписи (СКПЭП) по мере того, как будут заканчиваться их сроки действия. Обычно это год, реже — 15 месяцев. Практически все заинтересованные лица успеют заменить ключевые документы без дополнительных усилий.

Комментарии

4
  • Cветлана

    Цитата:
    "Также там будут перечислены недвижимость, транспорт, земли, которыми владеет человек. " Ужас, короче!

  • Cветлана
    Думаете, это будет бесплатно?
  • Coreopsis

    Цитата:
    "С 1 октября мы внедрим сервис «Личный кабинет налогоплательщика ЂЂЂ физического лица» в полном масштабе. Там можно будет найти всю информацию о начислениях, задолженности, переплате и т. д. Также там будут перечислены недвижимость, транспорт, земли, которыми владеет человек. "




    То есть зная паспортные данные, можно узнать всё про человека? Нормально так



    Glawbuch, Вы писали:
    "

    Думаете, это будет бесплатно?

    "