Учетная политика

Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2013 год

Конец каждого календарного года знаменуется для бухгалтерии компании не только проведением инвентаризаций, подготовкой к закрытию периода и определению финансовых результатов по итогам года, но и утверждением учетной политики на следующий год.
Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2013 год

Конец каждого календарного года знаменуется для бухгалтерии компании не только проведением инвентаризаций, подготовкой к закрытию периода и определению финансовых результатов по итогам года, но и утверждением учетной политики на следующий год.

И каждый раз главный бухгалтер должен изучить нормы законодательства, которое будет действовать в предстоящем году и доработать, в соответствии с новыми нормами, учетную политику компании.

Учетной политикой организации называют совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения,
  • стоимостного измерения,
  • текущей группировки,
  • итогового обобщения

фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы:

  • группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
  • погашения стоимости активов,
  • организации документооборота,
  • инвентаризации,
  • применения счетов бухгалтерского учета,
  • организации регистров бухгалтерского учета,
  • обработки информации.

Правила формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета коммерческих организаций регламентируются положениями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

При этом, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику:

  • либо в соответствии с ПБУ 1/2008,
  • либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО.

В данной статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к положениям учетной политики компании по бухгалтерскому учету, а так же некоторые особенности составления учетной политики на 2013 год.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 ГОДУ

Начиная с 01.01.2013г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», соответственно, с этого момента закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. утрачивает силу и его положения больше не применяются.

Действие закона №402-ФЗ распространяется:

  • на коммерческие и некоммерческие организации,
  • государственные органы,
  • ЦБ РФ,
  • ИП,
  • частных адвокатов и нотариусов,
  • филиалы и представительства (а также иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.

Обратите внимание: В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены организации, перешедшие на УСН, а так же граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, к которым приравниваются адвокаты (п.2, п.3 ст. 4 Закона 129-ФЗ «О бухгалтерском учете).

В законе №402-ФЗ не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой ими системы налогообложения.

При этом в соответствии с п.2 ст.6 закона №402-ФЗ, бухгалтерский учет могут не вести:

  • ИП, лица, занимающиеся частной практикой,

- если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

2. Находящиеся на территории РФ:

  • филиал,
  • представительство,
  • иное структурное подразделение

организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства,

- если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Отдельно выделены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В соответствии с п.4 ст.6 нового ФЗ «О бухучете», такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

Законом №402-ФЗ введено само понятие учетной политики.

В соответствии с п.1 ст.8 закона №402-ФЗ, учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 №402-ФЗ).

Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета.

При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 №402-ФЗ).

Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.

В положениях об учетной политике организации, в новом ФЗ, отдельно не упоминаются:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • Формы первичных и внутренних документов;
  • Порядок проведения инвентаризации;
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.

Обратите внимание: в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов.

Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации.

Их будет утверждать руководитель (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 №402-ФЗ).

При разработке и внесении изменений в учетную политику организации на 2013 год, бухгалтер должен руководствоваться как положениями закона 402-ФЗ, так и положениями ПБУ 1/2008.

Это следует из положений п.1 ст.30 закона 402-ФЗ:

  • до утверждения органами федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом 402-ФЗ, применяются утвержденные до дня вступления в силу закона 402-ФЗ ПБУ.

В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, учетная политика организации формируется:

  • главным бухгалтером,
  • иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (в соответствии с действующим законодательством).

Учетную политику утверждает руководитель организации.

В учетной политике утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В части утверждения учетной политикой форм первичных документов в настоящее время можно применить следующий порядок:

  • сначала разработанные формы первичных документов утверждаются руководителем,
  • затем – прикладываются к учетной политике организации.

При формировании учетной политики предполагается, что (п.5 ПБУ 1/2008):

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

В соответствии с п.6 ПБУ 1/2008, учетная политика организации должна отвечать 6 основным требованиям и обеспечивать:

  1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).
  2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности).
  3. Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
  4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
  5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
  6. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых:

  • законодательством РФ,
  • или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В случае, когда в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из:

  • ПБУ
  • стандартов МСФО.

При этом ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных:

  • фактов хозяйственной деятельности,
  • определений,
  • условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

В соответствии с п.8 ПБУ 1/2008, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения приказа (распоряжения).

При этом они применяются всеми:

  • филиалами,
  • представительствами,
  • иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс),

независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 ГОДУ

Каждая организация разрабатывает учетную политику для целей бухгалтерского учета в соответствии со спецификой своей деятельности.

Ниже мы рассмотрим некоторые общие особенности формирования учетной политики, вызывающие наибольшее количество вопросов и сомнений.

1.Инвентаризация активов и обязательств

В соответствии с положениями ст.11 закона 402-ФЗ, активы и обязательства организации подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Организация (за исключением обязательного проведения инвентаризации) определяет самостоятельно:

  • случаи,
  • сроки,
  • порядок

проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации (п.3 ст.11 закона 402-ФЗ).

Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

При этом, инвентаризация ОС может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п.4 ст.11 закона 402-ФЗ).

2. Оценочные резервы и оценочные обязательства

Понятие «оценочное обязательство» было введено ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

Оценочные резервы, известные нам уже не первый год, по своей сути, представляют собой резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих рисков (убытков).

В соответствии с п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»:

  • резервы по сомнительным долгам,
  • резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ),
  • другие оценочные резервы

– являются оценочными значениями.

Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).

В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

Соответственно, предприятия, являющиеся субъектами малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), должны отразить в учетной политике организации информацию о том, будут ли они вести учет оценочных обязательств в соответствии с ПБУ 8/2010 или воспользуются правом не применять данное Положение.

2.1. Резерв по сомнительным долгам

Создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (Приказ Министерства Финансов от 29.07.1998г. №34н).

В настоящее время создание оценочного резерва по сомнительным долгам является обязательным для всех организаций.

Теперь в учетной политике организации нет нужды указывать, будет создавать организация резерв или нет.

А вот порядок создания данного резерва и критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными, прописать нужно обязательно.

2.2. Резерв под снижение стоимости материально производственных запасов

В соответствии с п. 27 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», в случаях, если МПЗ:

  • морально устаревают;
  • полностью или частично теряют свои первоначальные качества;
  • учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи);

в бухгалтерском учете создается резерв под снижение стоимости таких МПЗ.

Этот резерв образуется за счет финансовых результатов организации и не учитывается для целей налогового учета, что влечет за собой возникновение постоянной разницы и ПНО в соответствии с ПБУ 18/02.

Резервы могут создаваться под давно неиспользуемые организацией материалы, залежавшиеся на складе готовую продукцию и товары (10, 41 и 43 счета).

В бухгалтерской отчетности суммы резерва под снижение стоимости МПЗ уменьшают стоимость соответствующих активов на всю сумму резерва.

В учетной политики организации необходимо отразить:

  • порядок формирования резервов под снижение стоимости МПЗ,
  • метод определения величины резерва,

(например – отсутствует движение активов в течение года, резерв создается в размере 50%, свыше года – 100%).

2.3. Оценочные обязательств по выплате отпускных

Возможность создания резервов на выплату отпусков была предусмотрена законодательством и раньше.

Однако, в настоящее время, из возможного создаваемого резерва, предстоящие расходы на выплаты отпускных перешли в обязательные оценочные обязательства.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, организации обязаны предоставлять своим сотрудникам оплачиваемые отпуска, а в случае увольнения – выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск.

Т.е. по предстоящим оплатам отпусков и взносам в фонды с сумм отпускных, соблюдаются все условия, необходимые для признания оценочного обязательства.

В связи с этим, в учетной политике организации необходимо отразить:

  • выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств,
  • состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства.

При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010, величина оценочного обязательства определяется организацией на основе:

  • имеющихся фактов хозяйственной жизни организации,
  • опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств,
  • а также, при необходимости, мнений экспертов.

Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

Учитывая положения ПБУ 8/2010, как вариант расчета оценочных обязательств по отпускным, организация может опираться на затраты, понесенные ей в предыдущих периодах, с учетом подразделений, количества сотрудников и прочих существенных показателей.

Комментарии

21
  • Над. К

    Цитата:
    "Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации. "

    Чего-то тут я зависла. А чем же они будут утверждатся? Учетная политика ведь не сам по себе отдельный документ, это совокупность разных документов организации.