Учетная политика

Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2013 год

Конец каждого календарного года знаменуется для бухгалтерии компании не только проведением инвентаризаций, подготовкой к закрытию периода и определению финансовых результатов по итогам года, но и утверждением учетной политики на следующий год.
Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2013 год

Конец каждого календарного года знаменуется для бухгалтерии компании не только проведением инвентаризаций, подготовкой к закрытию периода и определению финансовых результатов по итогам года, но и утверждением учетной политики на следующий год.

И каждый раз главный бухгалтер должен изучить нормы законодательства, которое будет действовать в предстоящем году и доработать, в соответствии с новыми нормами, учетную политику компании.

Учетной политикой организации называют совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения,
  • стоимостного измерения,
  • текущей группировки,
  • итогового обобщения

фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы:

  • группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
  • погашения стоимости активов,
  • организации документооборота,
  • инвентаризации,
  • применения счетов бухгалтерского учета,
  • организации регистров бухгалтерского учета,
  • обработки информации.

Правила формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета коммерческих организаций регламентируются положениями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

При этом, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику:

  • либо в соответствии с ПБУ 1/2008,
  • либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО.

В данной статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к положениям учетной политики компании по бухгалтерскому учету, а так же некоторые особенности составления учетной политики на 2013 год.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 ГОДУ

Начиная с 01.01.2013г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», соответственно, с этого момента закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. утрачивает силу и его положения больше не применяются.

Действие закона №402-ФЗ распространяется:

  • на коммерческие и некоммерческие организации,
  • государственные органы,
  • ЦБ РФ,
  • ИП,
  • частных адвокатов и нотариусов,
  • филиалы и представительства (а также иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.

Обратите внимание: В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены организации, перешедшие на УСН, а так же граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, к которым приравниваются адвокаты (п.2, п.3 ст. 4 Закона 129-ФЗ «О бухгалтерском учете).

В законе №402-ФЗ не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой ими системы налогообложения.

При этом в соответствии с п.2 ст.6 закона №402-ФЗ, бухгалтерский учет могут не вести:

  • ИП, лица, занимающиеся частной практикой,

- если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

2. Находящиеся на территории РФ:

  • филиал,
  • представительство,
  • иное структурное подразделение

организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства,

- если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Отдельно выделены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В соответствии с п.4 ст.6 нового ФЗ «О бухучете», такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

Законом №402-ФЗ введено само понятие учетной политики.

В соответствии с п.1 ст.8 закона №402-ФЗ, учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 №402-ФЗ).

Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета.

При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 №402-ФЗ).

Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.

В положениях об учетной политике организации, в новом ФЗ, отдельно не упоминаются:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • Формы первичных и внутренних документов;
  • Порядок проведения инвентаризации;
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.

Обратите внимание: в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов.

Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации.

Их будет утверждать руководитель (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 №402-ФЗ).

При разработке и внесении изменений в учетную политику организации на 2013 год, бухгалтер должен руководствоваться как положениями закона 402-ФЗ, так и положениями ПБУ 1/2008.

Это следует из положений п.1 ст.30 закона 402-ФЗ:

  • до утверждения органами федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом 402-ФЗ, применяются утвержденные до дня вступления в силу закона 402-ФЗ ПБУ.

В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, учетная политика организации формируется:

  • главным бухгалтером,
  • иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (в соответствии с действующим законодательством).

Учетную политику утверждает руководитель организации.

В учетной политике утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В части утверждения учетной политикой форм первичных документов в настоящее время можно применить следующий порядок:

  • сначала разработанные формы первичных документов утверждаются руководителем,
  • затем – прикладываются к учетной политике организации.

При формировании учетной политики предполагается, что (п.5 ПБУ 1/2008):

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

В соответствии с п.6 ПБУ 1/2008, учетная политика организации должна отвечать 6 основным требованиям и обеспечивать:

  1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).
  2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности).
  3. Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
  4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
  5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
  6. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых:

  • законодательством РФ,
  • или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В случае, когда в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из:

  • ПБУ
  • стандартов МСФО.

При этом ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных:

  • фактов хозяйственной деятельности,
  • определений,
  • условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

В соответствии с п.8 ПБУ 1/2008, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения приказа (распоряжения).

При этом они применяются всеми:

  • филиалами,
  • представительствами,
  • иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс),

независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 ГОДУ

Каждая организация разрабатывает учетную политику для целей бухгалтерского учета в соответствии со спецификой своей деятельности.

Ниже мы рассмотрим некоторые общие особенности формирования учетной политики, вызывающие наибольшее количество вопросов и сомнений.

1.Инвентаризация активов и обязательств

В соответствии с положениями ст.11 закона 402-ФЗ, активы и обязательства организации подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Организация (за исключением обязательного проведения инвентаризации) определяет самостоятельно:

  • случаи,
  • сроки,
  • порядок

проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации (п.3 ст.11 закона 402-ФЗ).

Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

При этом, инвентаризация ОС может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п.4 ст.11 закона 402-ФЗ).

2. Оценочные резервы и оценочные обязательства

Понятие «оценочное обязательство» было введено ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

Оценочные резервы, известные нам уже не первый год, по своей сути, представляют собой резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих рисков (убытков).

В соответствии с п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»:

  • резервы по сомнительным долгам,
  • резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ),
  • другие оценочные резервы

– являются оценочными значениями.

Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).

В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

Соответственно, предприятия, являющиеся субъектами малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), должны отразить в учетной политике организации информацию о том, будут ли они вести учет оценочных обязательств в соответствии с ПБУ 8/2010 или воспользуются правом не применять данное Положение.

2.1. Резерв по сомнительным долгам

Создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (Приказ Министерства Финансов от 29.07.1998г. №34н).

В настоящее время создание оценочного резерва по сомнительным долгам является обязательным для всех организаций.

Теперь в учетной политике организации нет нужды указывать, будет создавать организация резерв или нет.

А вот порядок создания данного резерва и критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными, прописать нужно обязательно.

2.2. Резерв под снижение стоимости материально производственных запасов

В соответствии с п. 27 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», в случаях, если МПЗ:

  • морально устаревают;
  • полностью или частично теряют свои первоначальные качества;
  • учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи);

в бухгалтерском учете создается резерв под снижение стоимости таких МПЗ.

Этот резерв образуется за счет финансовых результатов организации и не учитывается для целей налогового учета, что влечет за собой возникновение постоянной разницы и ПНО в соответствии с ПБУ 18/02.

Резервы могут создаваться под давно неиспользуемые организацией материалы, залежавшиеся на складе готовую продукцию и товары (10, 41 и 43 счета).

В бухгалтерской отчетности суммы резерва под снижение стоимости МПЗ уменьшают стоимость соответствующих активов на всю сумму резерва.

В учетной политики организации необходимо отразить:

  • порядок формирования резервов под снижение стоимости МПЗ,
  • метод определения величины резерва,

(например – отсутствует движение активов в течение года, резерв создается в размере 50%, свыше года – 100%).

2.3. Оценочные обязательств по выплате отпускных

Возможность создания резервов на выплату отпусков была предусмотрена законодательством и раньше.

Однако, в настоящее время, из возможного создаваемого резерва, предстоящие расходы на выплаты отпускных перешли в обязательные оценочные обязательства.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, организации обязаны предоставлять своим сотрудникам оплачиваемые отпуска, а в случае увольнения – выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск.

Т.е. по предстоящим оплатам отпусков и взносам в фонды с сумм отпускных, соблюдаются все условия, необходимые для признания оценочного обязательства.

В связи с этим, в учетной политике организации необходимо отразить:

  • выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств,
  • состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства.

При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010, величина оценочного обязательства определяется организацией на основе:

  • имеющихся фактов хозяйственной жизни организации,
  • опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств,
  • а также, при необходимости, мнений экспертов.

Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

Учитывая положения ПБУ 8/2010, как вариант расчета оценочных обязательств по отпускным, организация может опираться на затраты, понесенные ей в предыдущих периодах, с учетом подразделений, количества сотрудников и прочих существенных показателей.

Комментарии

21
  • Над. К

    Цитата:
    "Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации. "

    Чего-то тут я зависла. А чем же они будут утверждатся? Учетная политика ведь не сам по себе отдельный документ, это совокупность разных документов организации.

УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Интересные материалы

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».