Конец каждого календарного года знаменуется для бухгалтерии компании не только проведением инвентаризаций, подготовкой к закрытию периода и определению финансовых результатов по итогам года, но и утверждением учетной политики на следующий год.
И каждый раз главный бухгалтер должен изучить нормы законодательства, которое будет действовать в предстоящем году и доработать, в соответствии с новыми нормами, учетную политику компании.
Учетной политикой организации называют совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
- первичного наблюдения,
- стоимостного измерения,
- текущей группировки,
- итогового обобщения
фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы:
- группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
- погашения стоимости активов,
- организации документооборота,
- инвентаризации,
- применения счетов бухгалтерского учета,
- организации регистров бухгалтерского учета,
- обработки информации.
Правила формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета коммерческих организаций регламентируются положениями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
При этом, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику:
- либо в соответствии с ПБУ 1/2008,
- либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО.
В данной статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к положениям учетной политики компании по бухгалтерскому учету, а так же некоторые особенности составления учетной политики на 2013 год.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 ГОДУ
Начиная с 01.01.2013г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», соответственно, с этого момента закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. утрачивает силу и его положения больше не применяются.
Действие закона №402-ФЗ распространяется:
- на коммерческие и некоммерческие организации,
- государственные органы,
- ЦБ РФ,
- ИП,
- частных адвокатов и нотариусов,
- филиалы и представительства (а также иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.
Обратите внимание: В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены организации, перешедшие на УСН, а так же граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, к которым приравниваются адвокаты (п.2, п.3 ст. 4 Закона 129-ФЗ «О бухгалтерском учете).
В законе №402-ФЗ не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой ими системы налогообложения.
При этом в соответствии с п.2 ст.6 закона №402-ФЗ, бухгалтерский учет могут не вести:
- ИП, лица, занимающиеся частной практикой,
- если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
2. Находящиеся на территории РФ:
- филиал,
- представительство,
- иное структурное подразделение
организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства,
- если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Отдельно выделены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В соответствии с п.4 ст.6 нового ФЗ «О бухучете», такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.
Законом №402-ФЗ введено само понятие учетной политики.
В соответствии с п.1 ст.8 закона №402-ФЗ, учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 №402-ФЗ).
Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета.
При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 №402-ФЗ).
Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.
В положениях об учетной политике организации, в новом ФЗ, отдельно не упоминаются:
- Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- Формы первичных и внутренних документов;
- Порядок проведения инвентаризации;
- Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- Порядок контроля за хозяйственными операциями.
Обратите внимание: в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов.
Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации.
Их будет утверждать руководитель (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 №402-ФЗ).
При разработке и внесении изменений в учетную политику организации на 2013 год, бухгалтер должен руководствоваться как положениями закона 402-ФЗ, так и положениями ПБУ 1/2008.
Это следует из положений п.1 ст.30 закона 402-ФЗ:
- до утверждения органами федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом 402-ФЗ, применяются утвержденные до дня вступления в силу закона 402-ФЗ ПБУ.
В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, учетная политика организации формируется:
- главным бухгалтером,
- иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (в соответствии с действующим законодательством).
Учетную политику утверждает руководитель организации.
В учетной политике утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В части утверждения учетной политикой форм первичных документов в настоящее время можно применить следующий порядок:
- сначала разработанные формы первичных документов утверждаются руководителем,
- затем – прикладываются к учетной политике организации.
При формировании учетной политики предполагается, что (п.5 ПБУ 1/2008):
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
В соответствии с п.6 ПБУ 1/2008, учетная политика организации должна отвечать 6 основным требованиям и обеспечивать:
- Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).
- Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности).
- Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
- Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
- Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
- Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых:
- законодательством РФ,
- или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
В случае, когда в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из:
- ПБУ
- стандартов МСФО.
При этом ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных:
- фактов хозяйственной деятельности,
- определений,
- условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
В соответствии с п.8 ПБУ 1/2008, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения приказа (распоряжения).
При этом они применяются всеми:
- филиалами,
- представительствами,
- иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс),
независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.
Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 ГОДУ
Каждая организация разрабатывает учетную политику для целей бухгалтерского учета в соответствии со спецификой своей деятельности.
Ниже мы рассмотрим некоторые общие особенности формирования учетной политики, вызывающие наибольшее количество вопросов и сомнений.
1.Инвентаризация активов и обязательств
В соответствии с положениями ст.11 закона 402-ФЗ, активы и обязательства организации подлежат инвентаризации.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Организация (за исключением обязательного проведения инвентаризации) определяет самостоятельно:
- случаи,
- сроки,
- порядок
проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации (п.3 ст.11 закона 402-ФЗ).
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
При этом, инвентаризация ОС может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п.4 ст.11 закона 402-ФЗ).
2. Оценочные резервы и оценочные обязательства
Понятие «оценочное обязательство» было введено ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.
Оценочные резервы, известные нам уже не первый год, по своей сути, представляют собой резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих рисков (убытков).
В соответствии с п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»:
- резервы по сомнительным долгам,
- резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ),
- другие оценочные резервы
– являются оценочными значениями.
Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).
В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
Соответственно, предприятия, являющиеся субъектами малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), должны отразить в учетной политике организации информацию о том, будут ли они вести учет оценочных обязательств в соответствии с ПБУ 8/2010 или воспользуются правом не применять данное Положение.
2.1. Резерв по сомнительным долгам
Создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (Приказ Министерства Финансов от 29.07.1998г. №34н).
В настоящее время создание оценочного резерва по сомнительным долгам является обязательным для всех организаций.
Теперь в учетной политике организации нет нужды указывать, будет создавать организация резерв или нет.
А вот порядок создания данного резерва и критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными, прописать нужно обязательно.
2.2. Резерв под снижение стоимости материально производственных запасов
В соответствии с п. 27 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», в случаях, если МПЗ:
- морально устаревают;
- полностью или частично теряют свои первоначальные качества;
- учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи);
в бухгалтерском учете создается резерв под снижение стоимости таких МПЗ.
Этот резерв образуется за счет финансовых результатов организации и не учитывается для целей налогового учета, что влечет за собой возникновение постоянной разницы и ПНО в соответствии с ПБУ 18/02.
Резервы могут создаваться под давно неиспользуемые организацией материалы, залежавшиеся на складе готовую продукцию и товары (10, 41 и 43 счета).
В бухгалтерской отчетности суммы резерва под снижение стоимости МПЗ уменьшают стоимость соответствующих активов на всю сумму резерва.
В учетной политики организации необходимо отразить:
- порядок формирования резервов под снижение стоимости МПЗ,
- метод определения величины резерва,
(например – отсутствует движение активов в течение года, резерв создается в размере 50%, свыше года – 100%).
2.3. Оценочные обязательств по выплате отпускных
Возможность создания резервов на выплату отпусков была предусмотрена законодательством и раньше.
Однако, в настоящее время, из возможного создаваемого резерва, предстоящие расходы на выплаты отпускных перешли в обязательные оценочные обязательства.
В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, организации обязаны предоставлять своим сотрудникам оплачиваемые отпуска, а в случае увольнения – выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск.
Т.е. по предстоящим оплатам отпусков и взносам в фонды с сумм отпускных, соблюдаются все условия, необходимые для признания оценочного обязательства.
В связи с этим, в учетной политике организации необходимо отразить:
- выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств,
- состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства.
При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010, величина оценочного обязательства определяется организацией на основе:
- имеющихся фактов хозяйственной жизни организации,
- опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств,
- а также, при необходимости, мнений экспертов.
Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.
Учитывая положения ПБУ 8/2010, как вариант расчета оценочных обязательств по отпускным, организация может опираться на затраты, понесенные ей в предыдущих периодах, с учетом подразделений, количества сотрудников и прочих существенных показателей.
Комментарии
21Цитата:
"Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации. "
Чего-то тут я зависла. А чем же они будут утверждатся? Учетная политика ведь не сам по себе отдельный документ, это совокупность разных документов организации.