Госзакупки

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок

Вопросы совершенствования системы государ­ственных (муниципальных) закупок активно об­суждаются специалистами различных ведомств и органов власти. Планируется к принятию за­кон о контрактной системе. Какова роль в раз­витии сферы госзаказа Казначейства России, и может ли данное ведомство повлиять на рост эффективности закупок? Об этом наш диалог с экспертом.

Вопросы совершенствования системы государ­ственных (муниципальных) закупок активно об­суждаются специалистами различных ведомств и органов власти. Планируется к принятию за­кон о контрактной системе. Какова роль в раз­витии сферы госзаказа Казначейства России, и может ли данное ведомство повлиять на рост эффективности закупок? Об этом наш диалог с экспертом.

-   Какие механизмы используют­ся Казначейством для повышения качества системы госзакупок?

-    С целью совершенствования си­стемы государственных закупок, по­вышения ее эффективности, а также развития функциональности сайта zakupki.gov.ru Казначейство России организовало проведение экспери­ментального мониторинга бюджет­ных обязательств получателей бюд­жетных средств. Возможности для выполнения мониторинга у Казна­чейства имеются. Ведомство распо­лагает разветвленной сетью террито­риальных органов, наши специалисты не понаслышке знают и понимают необходимость обеспечения эффек­тивного расходования бюджетных средств. И, что очень важно, при воз­ложении данных полномочий на Каз­начейство организация этой работы не потребует существенных расходов.

Проводимый мониторинг позволил выявить «слабые места» и понять, с чем нужно работать в настоящий момент.

Например, одна из проблем при размещении заказов - отсутствие подробного каталога товаров, постав­ляемых для государственных и му­ниципальных нужд, и детального классификатора работ и услуг. Суще­ствующие классификаторы не адапти­рованы для использования в сфере размещения заказов, в связи с чем у государственных и муниципальных заказчиков имеются определенные проблемы в части обеспечения пуб­ликации качественной информации о размещении заказов на официальном сайте zakupki.gov. Соответственно и участникам размещения заказа не просто ориентироваться в огромном массиве информации. Над этой проб­лемой работают соответствующие фе­деральные органы власти.

-    В чем заключаются функции ведомства при обеспечении рабо­ты сайта zakupki.gov.ru?

-      Казначейство России является оператором официального сайта для размещения информации о размеще­нии заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru). Соответственно мы должны обеспечивать полноту и про­зрачность сведений, публикуемых на этом интернет-ресурсе.

-  Над сайтом трудится и Минэ­кономразвития. У вас разные зада­чи или вы совместными усилиями выполняете одну и ту же работу?

-    И Казначейство России, и Минэко­номразвития России участвовали в создании официального сайта. Оба ве­домства согласно Федеральному зако­ну от 21.07.2005 № 94-ФЗ являются уполномоченными органами исполни­тельной власти по ведению, развитию и обслуживанию названного ресурса.

Минэкономразвития осуществляет ведение сайта, в т. ч. регистрацию и обслуживание пользователей, а также формирование функциональных тре­бований. Казначейство обеспечивает функционирование интернет-ресур­са, выдачу сертификатов ключей элек­тронных подписей представителям организаций, работающих на сайте, его развитие в части функциональных доработок в соответствии с требова­ниями Минэкономразвития.

-    С какими трудностями при­шлось столкнуться при запуске сайта?

-     Опытная эксплуатация сайта zakupki.gov.ruначалась осенью 2010 г. Пилотными регионами выступили Та­тарстан и Бурятия. Тогда мы столкну­лись с проблемой отсутствия должного механизма регистрации организаций в масштабе всей страны. В декабре 2010 г. Казначейством совместно с Минэко­номразвития был разработан Порядок регистрации пользователей на офици­альном сайте в сети Интернет для раз­мещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг1.

С 1 января 2011 г. сайт начал полно­ценную работу. К этому времени Каз­начейством уже была организована распределенная структура по реги­страции заказчиков и выдаче пользо­вателям сертификатов электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Отмечу, что при запуске и реали­зации проекта территориальными управлениями Казначейства России была проделана огромная работа. Уже в первые два месяца функционирова­ния сайта было зарегистрировано по­рядка 77% организаций и 59% пользо­вателей от их общего количества, зафиксированного по итогам 2011 г.

Также в конце 2010 г. остро встал вопрос о механизме информационно­го взаимодействия сайта и внешних си­стем размещения заказов. Сложность заключалась в том, что организация та­кого механизма должна быть открытой и понятной для всех участников про­цесса. В 2011 г. эта задача была решена с помощью интерфейсов обмена дан­ными с внешними региональными си­стемами размещения заказов. Благода­ря этому сайт стал единым источником информации о заказах и обеспечил возможность свободной интеграции. По результатам обращений пользовате­лей были приняты меры по увеличению производительности сайта, которая в среднем увеличилась на 20-25%.

-   При этом пришлось решать и такую непростую задачу, как элек­тронный документооборот...

-    Безусловно, обеспечение юридиче­ски значимого электронного документооборота между лицами, размещающими информацию о закупках, и официальным сайтом, а также между сайтом и элек­тронными торговыми площадками -стало одной из важнейших задач.

Трудность состояла в огромном ко­личестве участников электронного документооборота - сотни тысяч. При этом все они «разбросаны» по различ­ным регионам Российской Федера­ции. А для полноценного взаимодей­ствия на интернет-ресурсе участники системы госзакупок должны обладать сертификатами ключей ЭЦП.

Средняя стоимость такого серти­фиката на рынке составляет порядка 6000 руб. в год. Очевидно, что если бы заказчиков отправили за сертифика­тами на рынок, бюджетные затраты были бы чрезвычайно высоки - еже­годные расходы составили бы милли­арды рублей.

Между тем в Казначействе с 2005 г. действует удостоверяющий центр (УЦ ФК), который изначально предназ­начался для организации юридически значимого электронного документо­оборота ведомства с бюджетополуча­телями всех уровней.

Удостоверяющий центр представля­ет собой территориально распреде­ленную инфраструктуру, включающую 85 региональных центров регистра­ции участников электронного доку­ментооборота и около 2000 тысяч пунктов выдачи сертификатов, разме­щенных в районных центрах.

Казначейство предложило для раз­мещения заказов на официальном сайте использовать возможности УЦ ФК, что и было сделано.

В 2010 г., с августа по декабрь, выда­но более 500 000 сертификатов ключей ЭЦП. Конечно, потребовалась чрезвы­чайно напряженная работа всех терри­ториальных управлений ведомства, но задача успешно решена.

Среднегодовое количество серти­фикатов ключей ЭЦП, выдаваемых в на­стоящее время Казначейством России, составляет порядка 800 000 единиц (для сравнения - в 2009 г. было 300 000 единиц), а общее количество выданных нами сертификатов за восемь лет со­ставляет порядка 2 500 000 единиц.

-   Что вы думаете по поводу вне­дрения контрактной системы гос­закупок?

-    Введение в правовую и управлен­ческую структуру России нового ин­ститута - Федеральной контрактной системы - предполагает создание вза­имосвязанных мероприятий правово­го, организационного и экономиче­ского характера. Осуществление этих мероприятий направлено на повыше­ние эффективности и результативно­сти закупок, предупреждение корруп­ционных проявлений, а также на устранение недостатков действующе­го Закона № 94-ФЗ.

Решение этих задач возможно пу­тем последовательной системной мо­дернизации сферы обеспечения нужд публично-правовых образований как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элемен­тов управления «контрактуемыми» расходами и их общей увязки.

Федеральная контрактная система позволит повысить качество и снизить издержки при исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений. Кроме того, жесткие условия планирования заку­пок, всеобщая доступность сведений о таких планах способствуют большей открытости публичной деятельности.

Начать дискуссию