Отчетность

Станет ли электронная отчетность обязательной?

Очень часто в коридорах налоговых инспекций можно увидеть надпись «Принимаем отчетность только на электронных носителях». Бухгалтеру ничего не остается, кроме как убрать декларации в папку и уйти восвояси. А насколько правомерны требования инспекторов?

Елена БЕРЕЗИНА

Очень часто в коридорах налоговых инспекций можно увидеть надпись «Принимаем отчетность только на электронных носителях». Бухгалтеру ничего не остается, кроме как убрать декларации в папку и уйти восвояси. А насколько правомерны требования инспекторов?

Свое мнение по этому поводу высказал нашему корреспонденту начальник Управления информатизации города Москвы Алексей Михайлов: «Не скажу точно, правомерно это или нет. Лично я не знаю закона, который бы четко разрешал или запрещал сдачу отчетности на электронных носителях.

Я считаю, что электронная отчетность – это хорошо». Чиновник добавил, что официальное разрешение на сдачу налоговых деклараций в электронном виде – принципиальный важный вопрос, который будет решаться государством в первоочередном порядке.

Он рассказал, что такой вопрос уже обсуждался в 1998 году. Тогда министру по налогам и сборам и мэру столицы специалисты Управления информатизации показывали систему, которая позволяла производить сбор налоговых деклараций через интернет. Однако так ничего и не было решено. По мнению Михайлова, все упирается в отсутствие соответствующего закона. Но его нельзя принять, не учтя ряда моментов. В частности, налоговая декларация, переданная через Интернет, должна прийти в таком виде, чтобы потом налогоплательщику нельзя было от нее отказаться. Это в свою очередь связано с применением электронной цифровой подписи. Документ должен приходить именно от того человека, который подписался, не получая никаких искажений информации по дороге. Но применение ЭЦП зачастую связано с огромными расходами. Предприниматели не хотят платить за удобства работы госслужащих из своего кармана.

Второй момент, без кото- рого сдача отчетности по интернету невозможна, – разработка технологий и всевозможных форм для сбора документов. По мнению Михайлова, «это уже федеральный уровень и решать подобный вопрос должна Федеральная налоговая служба».

Милиция боится не отреагировать

На пресс-конференции, посвященной реализации государственной целевой программы «Электронная Москва», Михайлов затронул и другие актуальные для предпринимателей проблемы. В частности, он рассказал, что уже почти три года в столице работает комплексная авто-матизированная система управления ГУВД. Она была создана в 2002 году решением мэра Москвы Юрия Лужкова.

Теперь все дежурные части, управления и ведомства представляют собой одну структуру. А в службе «02» по приему заявлений и быстрого реагирования на них ввели обязательную компьютерную регистрацию всех поступивших звонков и заявлений.

По словам начальника Управления, система стала работать гораздо эффективнее. Люди стали дозваниваться намного быстрее, чем раньше, когда это занимало до пяти минут. Изменилась и психология милиционеров. Михайлов рассказал, что раньше были случаи, когда милиционеры игнорировали звонки и говорили, что к ним никто не обращался. Сейчас такого произойти уже не может, поскольку каждое сообщение фиксируется. То есть сегодня при насильственном захвате предприятия или погроме конкурентами, бизнесмены могут быть уверены, что на их звонок немедленно отреагируют сотрудники ОВД.

«Одно окно» – для кого оно?

Один из проектов программы «Электронная Москва» – небезызвестное всем бизнесменам «одно окно». Михайлов рассказал, что оно принципиально важно для города. Его задача – обеспечить предпринимателям максимально удобные условия для общения с городской администрацией при получении различных справок и решении вопросов. «Это необходимо для того, чтобы городская администрация могла снять с человека вопросы, которые сама же на него и возложила, – считает он. – Не требуя от граждан тех справок, за которыми они пойдут в ту же государственную структуру, чиновники могут теперь решить этот вопрос внутри ведомства». В то же время он признал, что такая технология работает пока не очень результативно.

Действительно, чтобы получить необходимые документы, предпринимателям приходится ждать иногда не один месяц. Правда, Михайлов оправдывает работников «одного окна» тем, что «городские структуры, для того чтобы произвести обработку документов, вынуждены вести документооборот в бумажном виде еще и между собой». Но он надеется, что эта проблема вскоре разрешится, и система станет еще эффективней.

Сейчас из 300 документов, запрашиваемых гражданами и организациями, 216 должны выдаваться в режиме «одного окна». Задача Управления информатизации – автоматизировать правила выдачи и получения этих документов. «Мы планируем полностью закончить работу в 2007 году. Если мы справимся, то это будет в некотором роде революционный процесс по его последствиям, – сообщил Михайлов. – Мы поймем, как все организовано, увидим слабые мес-та, сложности, затруднения, да и откровенные глупости подобной технологии. А граждане смогут сэкономить массу времени».

Он рассказал, что «одно окно» очень хорошо развивается на уровне префектур. Например, в префектуре юго-западного административного округа кроме центра по работе с населением, куда люди приходят и подают письма или запрашивают документы, введена технология электронной очереди. Человек не сидит и не ждет, а записывается и получает номер. Потом приходит в удобное для него время.

Среди только что внедренных проектов Михайлов назвал систему регистрации контрактных торгов. Уже сейчас существует федеральный закон, предписывающий проводить все федеральные закупки только через конкурсы. Есть такие законы и в городском законодательстве. Однако не было системы, позволяющей следить за их исполнением. Сейчас такой механизм контроля возник. «Все городские торги, которые проводятся, должны в последующем отражаться в договорных документах, на основании которых ведется оплата.

Все это реализуется через систему регистрации договоров и других документов в системе торгов. Если нет основания для заключения договора, нет пункта, на который можно сослаться, система его просто не зарегистрирует, – сообщил он. – В свою очередь, договоры без регистрационного номера не будут приняты к оплате». Система уже с успехом действует на нескольких сотнях объектов и будет внедряться дальше.

Рынок проконтролировать невозможно

«Потребительский рынок развивается не административными мерами, а стихийными, на то он и рынок, – подчеркнул Михайлов. – А городская и государственная нормативные базы и практика их применения всемерно способствуют его развитию. Можно говорить только об активизации той структуры правительства Москвы, которая отвечает за потребительский рынок, его мониторинг и вопросы, с ним связанные. Департамент потребительского рынка автоматизировался уже около десяти лет назад и не нуждается в наших услугах. Если им понадобится помощь, то мы примем соответствующие административные меры».

Еще в меньшей степени регулируется администрацией города и государством электронная торговля. И это несмотря на то, что по статистике примерно 47 процентов покупателей когда-либо приобретали товары в интернете. «Достаточно большой процент этим пользуется часто. Влиять на это мы можем только при наличии системы, похожей на механизм регистрации контрактных торгов. Более того, уже есть федеральный закон, предписывающий с 1 января следующего года всем органам государственной власти публиковать перечень того, что они закупают на сайтах, оферты и отчеты, связанные с этим. В этом плане мы способствуем интернет-торговле, – отметил он. – Однако касается это только тех сайтов, которые появились уже давно».

Мировых судей автоматизируют

Систему мировых судей начали создавать около 3 лет назад, когда вышла новая редакция устава города Москвы, где были четко прописаны их полномочия. Это большая и важная система, помогающая разгрузить суды другого профиля. Михайлов сообщил, что сейчас в Москве около 300 помещений для мировых судей, которые обеспечены работой.

На повестке дня стоит вопрос о том, чтобы создать для них информационную систему, которая позволила бы им более эффективно работать. То есть иметь доступ ко всей необходимой информации, правовым базам данных и общим системам ведения делопроизводства. В программе «Электронная Москва» на финансирование этого проекта уже выделено около 8 миллионов рублей.

А вот программы инфор-матизации малого предпри- нимательства пока нет. «Есть какие-то работы, связанные с информатизацией малых предприятий, но конкретное направление отсутствует. Малое предпринимательство развивается только тогда, когда для этого есть условия, а их пока недостаточно, – подчеркнул Михайлов. – Несмотря на это, московское малое предпринимательство одно из наиболее передовых в России. От него в бюджет поступает большое количество налогов, оно обеспечивает занятостью большую часть населения. Наша задача – обеспечивать информацией Департамент малого предпринимательства и тех структур, которые ему содействуют. Но департамент – самостоятельный субъект со своим финансированием, своими реестрами малых предприятий и своими сайтами. В наших услугах он не нуждается».

Мэр Москвы Юрий Лужков обязал Управление информатизации обеспечить доступ граждан и бизнеса к множеству информационных ресурсов аппарата городского управления. Будет создана общегородская система электронных справочников и классификаторов. Это технология информационных порталов, которые позволят быстро находить то, что необходимо. Она приведет в порядок всю систему справочников, которая сейчас существует. В частности, планируется создать полноценные электронные справочники по БТИ, недвижимости и строительству. Это позволит предпринимателям оперативно и в полном объеме узнавать, где и почем можно взять помещение в аренду.

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    Так насколько правомерны требования налоргов по предоставлению отчетности в электронном виде?
УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Интересные материалы

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».