Журнал "Двойная запись"
Инспекторы все настойчивее «советуют» сдавать отчетность не на бумаге, а на дискете или посылать ее по интернету. Налоговики утверждают, что так удобнее работать и им, и налогоплательщикам. Зачастую это действительно так, но некоторые инициативы чиновников только усложняют жизнь бухгалтерам организаций. Это доказывают результаты одного регионального эксперимента, который может быть распространен на всю страну.
Не так давно на одной из пресс-конференций руководитель департамента организации налогового контроля МНС России Виктор Сашичев сообщил об одном «весьма перспективном» направлении по представлению электронной отчетности – сдаче деклараций через третьих лиц. То есть любая организация, которая не может (или не хочет) самостоятельно оформлять и сдавать электронную отчетность, должна обращаться за помощью к посреднику. Понятно, что фирмы, оказывающие такие услуги, работать будут небесплатно.
Зачем предприятиям платить лишние деньги? А затем, что налоговикам удобнее работать с электронными декларациями. И сейчас МНС России ругает тех подчиненных, кто не успевает за прогрессом, иначе говоря, не выполняет план по переходу на «безбумажные технологии».
Руководитель одной из столичных инспекций:
– Нам установили план, по которому каждая инспекция должна перевести на электронную отчетность определенное число предприятий. Если эта разнарядка не будет выполняться, все сотрудники могут остаться без премии, а мне объявят выговор. А если получишь несколько выговоров, то и с работы могут выгнать.
Виктор Сашичев привел всем регионам в пример Краснодарский край, где большинство плательщиков теперь держатся от чиновников на расстоянии и общаются с ними через посредников. Можно предположить, что остальные регионы тоже постараются не ударить в грязь лицом и выполнить «электронные» планы краснодарским методом.
Что не запрещено...
Итак, о работе «чемпионов». На Кубани отчетность в электронном варианте сдают около 70 процентов налогоплательщиков. Половина из них пользуется услугами посредников, которые оказывают около 100 аудиторских компаний. Причем один аудитор может работать с несколькими инспекциями. Как налоговики добиваются столь высоких показателей по внедрению в массы электронного декларирования – отдельная история. Представляясь бухгалтерами, мы звонили в краевые инспекции и спрашивали, в каком виде надо сдавать отчет за I квартал. Нам отвечали, что обязательно в двух вариантах: на дискете и на бумаге. Такое требование нас насторожило. В законе о бухучете ясно сказано, что отчетность нужно представлять на бумаге, и только при наличии возможностей – в электронном виде (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Из статьи 80 НК РФ также не следует, что налоговые декларации обязательно должны сдаваться в электронной версии. А налоговики все же настаивают на этом, видимо, понимая под «наличием возможностей» наличие денег на оплату услуг посредника.
Ирина Персикова, заместитель руководителя департамента организации налогового контроля МНС России:
– Мы рекомендуем налогоплательщикам приносить отчетность еще и на дискете, потому что у нас общая автоматизированная база данных. Многие соглашаются и несут. Что тут криминального? Это удобно и нам, и организациям. Ведь у тех, кто заполняет электронные декларации, сразу проходит арифметическая проверка, а это позволяет избежать ошибок. Я вообще считаю, что электронная отчетность – дополнительный сервис для налогоплательщиков. Они все ведут компьютерный учет, а так у них еще и лишний контроль проводится.
Получается, что, хотя инспекции и не исполняют законы, делается это во благо налогоплательщика, который должен еще и быть признательным за это. Ну и, как водится, одолжение надо оплачивать.
Категорически советую...
Процесс сдачи отчетности через третьих лиц в Краснодарском крае поставлен, что называется, на широкую ногу. Найти аудитора не составляет труда: иногда стол с компьютером, за которым сидит представитель аудиторской фирмы, стоит прямо в холле инспекции. Да и сами налоговики не дают своим подопечным растеряться. Когда те робко пытаются объяснить, что у них нет компьютера, так как фирма небольшая, или они не могут оформить отчетность на дискете по какой-то другой причине, то чиновники буквально «под белы рученьки» препровождают их к «участковым» аудиторам.
Игорь Гончаров, начальник отдела по работе с налогоплательщиками УМНС России по Краснодарскому краю:
– В среднем с каждой инспекцией сотрудничают три-четыре аудиторские фирмы. Но каждый бухгалтер сам решает, с какой компанией лучше работать. Он сравнивает цены (которые мы не контролируем), смотрит на качество обслуживания и делает выбор. А наша задача – информировать людей о сдаче отчетности в электронном виде. Надеемся, что благодаря этому удастся устранить одну из самых сложных проблем – огромные очереди в инспекциях. Так что чем больше деклараций оформляется в электронном виде, тем, конечно, лучше нам и соответственно всем.
Нет смысла спорить с тем, что благодаря новым технологиям очереди могут исчезнуть. Кроме того, и плательщикам проще составлять электронные декларации, поскольку во многих программах они заполняются автоматически. И наконец, сдавая электронную отчетность, вы действительно страхуетесь от ряда ошибок. Так что для многих бухгалтеров «дистанционное» общение с инспектором лучше, чем личное. Непонятно только одно: зачем налоговики навязывают всем свои правила игры? В итоге получается, что бухгалтеры, настороженно относящиеся к любой обязаловке, считают, что электронное декларирование нужно лишь налоговикам и аудиторам. Первым – потому что им удобнее работать с дискетами, а вторым сотрудничество с ИМНС позволяет заполучить больше клиентов, а значит, и дополнительную прибыль.
Алексей Кочанов, бухгалтер торговой фирмы:
– Последний раз, когда я пришел сдавать декларации на бумаге, их не захотели принимать. Конечно, прямого отказа не было, но мне настойчиво порекомендовали спуститься этажом ниже и приобрести дискету с программой у некой компании. А еще лучше, заверили меня, попросить их «забить» мою отчетность на дискету. Оформление одного только баланса обошлось в 160 рублей. Правда, потом я узнал, что чиновники направили меня к тем аудиторам, у которых самые высокие расценки.
Часть аудиторов-посредников использует так называемый постраничный тариф. Так, в одной из анапских фирм за каждый перенесенный на дискету лист декларации (формы или справки) надо заплатить примерно 15 рублей. При таком раскладе баланс (если он занимает четыре страницы) будет стоить 60 рублей. На оформление полного пакета документов аудиторы обычно устанавливают «оптовые» цены. Например, за «конвертацию» квартальной отчетности с налогоплательщиков берут по 250–300 рублей.
Светлана Томшина, бухгалтер ЖСК:
– Я бы не против сдавать электронную отчетность, но мне хотелось бы знать: кто возместит расходы? Может быть, для коммерческих фирм это недорого, но мы все деньги собираем с жильцов, а они даже бланки деклараций не хотят оплачивать. Так что пока я приношу в инспекцию все документы, оформленные на бумаге. А заставят возиться с дискетами – уйду с работы, все равно я там получаю копейки.
Впрочем, недовольны инициативой налоговиков не только сотрудники общественных организаций. У представителей коммерческих предприятий нововведение тоже не вызывает энтузиазма.
Ирина Бондаренко, главный бухгалтер, г. Анапа:
– Насколько я знаю, в нашем городе уже практически все подают декларации именно через фирму-посредника. Мое предприятие не исключение, хотя мне эта система очень не нравится. Я не хочу, чтобы о прибыли моей организации знали третьи лица, а тут приходится передавать информацию аудиторам. Кроме того, сотрудники в аудиторской фирме постоянно меняются. Месяц назад мои документы одна девочка передавала, сегодня – другая, а где первая работает – неизвестно, может, у моих конкурентов. Так что этот «сервис» создает только лишние хлопоты. Кроме того, за это приходится платить. Пусть не так уж и много (около 250 рублей за квартальную отчетность), но лиха беда начало. Ходят слухи, что скоро всех заставят передавать документы через интернет, а это уже будут совсем другие расценки.
Судиться дороже
Посредники обещают, что документы вовремя попадут в инспекцию. Каковы же гарантии? Как заверяют аудиторы, все движение отчетности фиксируется. Когда бухгалтер приносит им документы, оформляется акт приема-передачи. Оплатив заказ, представитель предприятия получает квитанцию. Оператор «переводит» отчетность в электронный вид и к вечеру, накопив несколько дискет с отчетами, передает их в налоговую (некоторые фирмы не сдают отчетность, а только «забивают» ее на дискету). Там также оформляется акт приема-передачи. Если бухгалтер захочет удостовериться, что документ уже сдан, он может связаться с ИМНС.
Серафима Гандрабура, менеджер Научно-практического центра экономики и права «Аудиторская служба “Экономика”»:
– Если вдруг возникнет какое-то недоразумение – пропадут или несвоевременно поступят в ИМНС декларации, – то в любой момент можно поднять документы и проверить, на каком этапе отчетность потерялась. Это несложно определить. Когда мы относим документы в инспекцию, нам выдают реестр с подписью налоговика. Если декларации, которые нам сдала фирма, есть в этом реестре, то все претензии нужно предъявлять к ИМНС. Если ваши документы в списках не значатся, – к нам.
В УМНС по Краснодарскому краю также считают, что аудиторы должны отвечать за то, что они неправильно оформили электронную отчетность или поздно передали ее в инспекцию. К тому же в статье 15 ГК РФ сказано, что пострадавшая организация может взыскать с посредников убытки. В данном случае убытками является штраф, который может начислить налоговая инспекция за несвоевременную сдачу отчетности. Правда, по словам инспекторов, пока не было таких случаев, что начисленные ими штрафы оплачивал аудитор. Однако, возможно, это связано не с тем, что аудиторы работают безошибочно, а с тем, что если отчетность сдана на день-два позже, то сумма штрафа не так велика. А обращаться в суд для того, чтобы взыскать незначительные убытки, для организации не имеет смысла: выйдет себе дороже.
Другое дело, если из-за «утечки» информации от аудиторской фирмы у вас сорвется выгодный контракт. Здесь убытки могут исчисляться десятками и сотнями тысяч, и, на наш взгляд, их обязаны компенсировать аудиторы. Ведь они не вправе разглашать информацию о клиенте (ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ) и должны отвечать за нарушение законодательства.
Безотрадные перспективы
Как справедливо заметила главбух из Анапы, на кубанских налогоплательщиках скоро будут «ставить» новый опыт – потребуют сдавать отчетность через интернет. Сейчас с интернет-декларациями работает всего несколько инспекций Анапы и Краснодара. По словам специалистов краевого УМНС, в будущем году эксперимент планируется расширить. С одной стороны, это хорошо для тех, кто давно пользуется интернетом. Но с другой – далеко не все налогоплательщики имеют доступ к сети, поэтому большинству придется обращаться к посредникам. Это грозит повышением цен на подобные услуги, что, увы, никак не связано с повышением их качества. Кроме того, лишь в некоторых инспекциях, расположенных, как правило, в крупных городах, налоговики освоили прием деклараций по интернету. А налогоплательщики, которые уже попробовали сдавать отчетность подобным образом, жалуются на то, что ИМНС не готовы к новой работе: то система даст сбой, то свет отключат, то файлы принимать некому.
Татьяна Демченко, главный бухгалтер:
– Я отчитываюсь при помощи интернета первый раз и почти поседела. Например, заполняю все формы, кроме декларации по ЕНВД, так как она недавно изменилась. Бегу сдавать «вмененку» на бумаге, а все остальное – через интернет. В итоге отправляю отчетность 17-го, а получаю подтверждение провайдера и налоговой только 21-го. По каким дебрям сети все это столько времени гуляло – неизвестно. А у меня отчет горит. В результате меня оштрафовали за то, что я поздно представила декларации.
В некоторых же инспекциях и вовсе имеют весьма смутное представление о том, как сдавать и принимать отчетность по интернету. Просто висит объявление на стенде, а куда обращаться – непонятно. Можно, конечно, сделать скидку на то, что пока чиновники экспериментируют (как всегда на бухгалтерах), а в дальнейшем все наладится и налоговики найдут надежных посредников. Но возникают вопросы: зачем бухгалтер должен угождать инспекторам и зачем платить деньги неизвестно кому? Причем если пока добровольно-принудительная сдача отчетности введена только в некоторых регионах, то в будущем «столь успешную методику» могут применять во всей России. Поэтому мы советуем налогоплательщикам помнить о том, что устами чиновника не всегда глаголет истина. И о том, что отказ принимать отчетность на бумаге незаконен. Кроме того, рядовой инспектор – тоже человек подневольный, и он не будет из кожи вон лезть, чтобы заставить несговорчивого плательщика сдавать электронный баланс. Раз потребует, два потребует, а потом, глядишь, направит свои усилия на более податливое предприятие. Поэтому организация всегда отстоит свое право сдавать отчетность так, как ей удобнее.
От редакции. Обратим внимание читателей на то, что мы не призываем отказываться от сдачи электронной отчетности или, наоборот, переходить на электронный документооборот. Наша позиция проста: каждый вправе сдавать декларации любым способом, предусмотренным в НК РФ. Но могут быть и иные точки зрения. Так, например, один из бухгалтеров нам заявил, что инспекции делают благое дело, заставляя плательщиков осваивать прогрессивные технологии. Как говорится, сколько людей – столько и мнений. Поэтому мы приглашаем всех читателей принять участие в обсуждении этой статьи. Звоните нам в редакцию по телефону (095) 737-44-87 или пишите по адресу dz@2z.ru. Свои сообщения вы можете в рубрике «Отзывы и предложения». Подумаем вместе, как лучше сдавать отчетность.
Благодарим администрацию сайта www.klerk.ru за помощь при подготовке материала
Комментарии
2обыкновенный рекет, и не факт что сами налоговые в этом не учавствуют...
узаконенный рекет...