Единый социальный налог – становится все более значимым для легализации налогом для многих предпринимательских структур. Однако налоговая нагрузка в 89 рублей с каждых 100 рублей выплачиваемых работнику делает желание легализовать зарплатные выплаты невыполнимыми.
Однако альтернативой «конвертным» выплатам заработной платы для некоторых предприятий вполне может стать использование возможностей упрощенной системы налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты (в том числе) единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В тоже самое время организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что вместо 35,6% ЕСН они платят лишь тариф страхового взноса в размере 14% от начисленной заработной платы [1] .
Более того, согласно п. 3 ст. 34621 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Таким образом, упрощенная система позволяет при использовании в качестве объекта налогообложения дохода при правильной финансовом и налоговом планировании снизить налоговое бремя вместо 6% до 3% с оборота.
Этим обстоятельством могут воспользоваться не только крупные предприятия, но и компании среднего бизнеса.
Например, компания А со штатной численностью 150 человек имеющая разветвленную структуру отделов (службы маркетинга, рекламы, департаменты финансов, учетно-аналитические отделы и т.д.) по 20-40 человек каждый создает отдельную фирму (компанию Б) на упрощенной системе налогообложения (см. Пример № 2), куда переводит большую часть своего персонала – до 100 человек. Отношения между Компанией А и Компанией Б регулируются договором возмездного оказания услуг.
Безусловно такая схема требует финансовых (расходы на создание) и кадровых затрат (бухгалтерское сопровождение) на содержание. Однако экономический эффект от использования такого рода схем окупает эти издержки. Думается, что такие схемы в первую очередь будут интересны акционерным обществам, которые при их применении одновременно решают задачу сохранения ведения бизнес-процесса и легального уменьшения зарплатных налогов, что повлечет увеличение прибыли самой Компании и соответственно отразится на увеличении сумм дивидендов акционеров.
Для большей наглядности изложим эти данные в виде таблиц финансового состояния до разделения (схема № 1) и после разделения (схема № 2).
Расчет общей налоговой нагрузки Компании «А» до разделения
|
Компания А(общая система налогообложения) |
1.1. Количество сотрудников | 150 человек |
1.2. Выручка за месяц + получ. НДС | 150.000$ + 30.000$ |
Расходы | |
2.1. Аренда помещения + упл. НДС | 10.000$ + 2.000$ |
2.2. Иные расходы + упл. НДС | 5.000$ + 1.000$ |
2.3. Зарплата сотрудников | 60.000$ |
Налоговое бремя | |
3.1. Зарплатные налоги | 21.360$ (60.000*35,6%) |
3.2. Потеря НДС (НДС к уплате в бюджет) | 27.000$ |
3.3. налог на прибыль | 12.873$ (53.640*24%) |
3.4. Общая налоговая нагрузка | 61.233$ |
Чистая прибыль | 40.767$ |
Расчет общей налоговой нагрузки после разделения на Компанию «А» и Компанию «Б»
|
Компания А(общая система) | Компания Б(упрощенная система) | Итогопо обеим компаниям |
1.1. Количество сотрудников | 50 человек | 100 человек | 150 чел. |
1.2. Выручка за месяц + получ. НДС | 150.000$ + 30.000$ | 100.000$ (получ. НДС=0) | Общая выручка – 150.000$НДС получ. = 30.000$ |
2. Ежемесячные расходы на осуществление бизнеса: | |||
2.1. Аренда помещения + упл. НДС | 3.000$ + 600$ | 7.000$ + 1.400$ | 10.000$ + 2.000$ |
2.2. Иные расходы + упл. НДС | 1.800$ + 360$ | 3.200$ + 640$ | 5.000$ + 1.000$ |
2.3. Зарплата сотрудников | 20.000$ | 40.000$ | 60.000$ |
2.4.Оплата услуг компании Б+ упл. НДС | 100.000$ (НДС=0) | - | - |
3. Расчет налоговой нагрузки (без учета подоходного налога): | |||
3.1. Зарплатные налоги | 7.120$ (20.000$ * 35,6%) | 5.600$ (40.000$ * 14%) | 12.720$ |
3.2. Потеря НДС (НДС подлежащий уплате) | 29.040$ | 2.040$ [2] | 31.080$ |
3.3. Налог на прибыль | 4.339$ (18.080*24%) | 0 | 4.339$ |
3.4. Налог с оборота 6% | 0 | 6.000 (100.000$ * 6%) | 6.000$ |
3.5. Вычеты уменьшающие сумму налога (п. 3.4.) | 0 | - 5.600 $ (но не менее 3% с оборота = 3.000$) | - 3.000$ |
3.6. Общая налоговая нагрузка | 40.499$ | 10.640$ | 51.139$ |
Чистая прибыль | 13.741$ | 39.160$ | 52.901$ |
Теперь сравним показатели финансово-экономической деятельности компании до разделения и после.
Деятельность до разделения | Деятельность после разделения | |
Общая налоговая нагрузка | 61.233$ | 51.139$ |
Чистая прибыль | 40.767$ | 52.901$ |
Нельзя не отметить ряд условий, которые необходимо учесть при использовании подобного рода схем.
Во-первых, во избежание любимой налоговыми органами темы взаимозависимости желательно, чтобы Компанию Б учредило физическое лицо, не имеющее отношение к управлению Компании А.
Во-вторых, для сохранения бизнес процесса персонал Компании Б должен быть размещен в том же месте, где и персонал Компании А, то есть в одном здании. Это момент в принципе могущий вызвать вопросы у контролирующих органов, но вовсе не являющийся бесспорным фактом, свидетельствующим о существовании некой схемы оптимизации. В конце концов, практике известны случаи, когда большие коллективы уходили из крупных компаний, создавали собственную и в дальнейшем среди прочих клиентов обслуживали, в том числе, и свою недавнюю alma mater.
В-третьих, сумма «теряемого» НДС образует практически 60% совокупного налогового бремени компании А и компании Б. Однако такую сумму можно уменьшить путем обременения НДС-ными расходами компании А, у которой они будут уменьшать сумму НДС, полученную от покупателей. Например, аренду Компания А будет оплачивать с наценкой в 10%, а компания Б со скидкой в 10%. В итоге арендодатель получит ту же самую сумму, какую он бы получил как если бы таких скидок-наценок не было, а компании А и Б оптимизируют издержки по уплате в бюджет сумм НДС.
Начать дискуссию