Кому быть главбухом

На Западе должность главного бухгалтера считается элитной. Однако, прежде чем ее получить, зарубежные счетоводы проходят многоступенчатую подготовку и аттестацию. В России же хорошая идея воплощена, как всегда, с точностью до наоборот.

Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№5, 2003)

На Западе должность главного бухгалтера считается элитной. Однако, прежде чем ее получить, зарубежные счетоводы проходят многоступенчатую подготовку и аттестацию. В России же хорошая идея воплощена, как всегда, с точностью до наоборот.

На заре перестройки от бухгалтера требовалось немного знаний: свести дебет-кредит, начислить зарплату и налоги. Множество людей, далеких от счетоводства, срочно осваивали популярную профессию на кратковременных курсах.

Но времена изменились. Сегодняшняя цена бухгалтерской ошибки очень высока. Именно поэтому аттестация бухгалтеров вышла на первый план. Она нужна и руководителю – для уверенности в квалификации бухгалтера, и самому бухгалтеру – для проверки своего профессионализма. Однако далеко не все аттестованные бухгалтеры видят смысл в ежегодном подтверждении своей квалификации. Их попросту не устраивает качество курсов переподготовки.

Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) недавно решил эту проблему по-своему: разослал всем «отступникам» письма, в которых строго предупредил о том, что мирно расстаться с институтом им не удастся. Если не заплатить членский взнос или отказаться от платных лекций, можно угодить в черные списки. Что это за списки и как они повлияют на бухгалтерскую судьбу, обозначено не было.

Кроме того, ИПБ напомнил, что его цель – добиться того, чтобы финансовую и налоговую отчетность подписывали только профессиональные бухгалтеры. Естественно, аттестованные институтом. Многие бухгалтеры восприняли это заявление как угрозу обязательной аттестации. Конечно, ни для кого не секрет, что эта идея была внесена в Думу как законопроект еще в незапамятные времена. Спокойно пролежав там три с половиной года, он был отозван правительством. И все-таки в бухгалтерских душах поселилось некоторое смятение.

Аттестация главбухов: найдите десять отличий

Аттестат профессионального бухгалтера можно получить в двух российских ассоциациях: Институте профессиональных бухгалтеров (ИПБ) и Национальной гильдии профессиональных бухгалтеров (НГПБ).
В ИПБ, чтобы получить аттестат, нужно пройти обучение и сдать экзамены; НГПБ же выдает аттестаты без обучения и сдачи экзаменов - просто за деньги.
Мы попытались выяснить, есть ли у конкурирующих сторон другие принципиальные отличия. ИПБ представлял генеральный директор Олег Островский, НГПБ - первый заместитель начальника Управления аттестации Олег Чуриков.

Институт профессиональных бухгалтеров

Национальная гильдия профессиональных бухгалтеров

Часто ли руководители оплачивают обучение и аттестацию бухгалтера?

Нет, в основном бухгалтеры платят сами.

Нет, только те, кто дорожит своими бухгалтерами.

Зачем оплачивать аттестацию, если по закону можно обойтись и без нее?

Это норма бухгалтерской этики. Важно, чтобы к работе допускались только профессионалы, которые постоянно поддерживают свой уровень знаний.

Наличие аттестата повышает его профессиональный статус и значимость на рынке труда и услуг.

Ваше отношение к закону о саморегулировании?

Положительное. Но в общем он нам не нужен. С его принятием мы получим не дополнительные права, а обязанности.

Принятие этого закона ничего не изменит. Мы и сейчас пользуемся поддержкой Госдумы и правительства.

Чем ваш аттестат лучше, чем у конкурентов?

Аттестаты НГПБ - это профанация идеи. Они выдают их заочно, по анкете. Наши члены обязаны отучиться 240 часов. У нас строгая процедура аттестации: ее проходят лишь 60 процентов бухгалтеров. К тому же в народе наш аттестат называют "минфиновским".

Мы работаем по правилам Международной федерации бухгалтеров. По ним дополнительное обучение не обязательно. Кроме того, на аттестате института стоит надпись: "ИПБ и Минфин", и всего лишь одна печать - ИПБ. Такой аттестат ни один нотариус не заверит.

Что говорит закон

Отношение депутатов к поголовной аттестации выразил Валерий Гальченко, председатель подкомитета Госдумы по финансовому контролю, бухучету и аудиту: «В стране масса предприятий, мелких и средних, которые ведут 1–2 вида деятельности. Там простой учет, с которым справится бухгалтер со средним образованием. Постоянно повышать свою квалификацию имеет смысл главбухам многопрофильных предприятий. Не думаю, чтобы у ИПБ было достаточно кадров для обучения всех работающих ныне главными бухгалтерами».

В законе о бухучете нет ни слова об аттестации. Там сказано лишь, что бухгалтера назначает руководитель. И он же несет отвественность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законов при выполнении хозяйственных операций.

Конечно, по логике вещей руководитель должен быть кровно заинтересован в том, чтобы иметь гарантии высокой квалификации бухгалтера. Но, как правило, на многих предприятиях отношения с предпринимателем в основном строятся по принципу «я тебе плачу зарплату, а ты делаешь все, что я скажу». Причем оплачивать бухгалтерский профессионализм руководитель считает для себя очень накладным делом. Рассуждения при этом примерно такие: зачем тратиться на какого-то счетовода, если все равно придется заплатить налоговому инспектору?

Идея аттестации бухгалтеров не нова. Еще в дореволюционной России существовало звание присяжного бухгалтера. Носить его было престижно, но не обязательно. Так же, как и сегодняшний титул профессионального бухгалтера, который появился в 1996 году.

Дело в том, что ни Минфин, ни Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности не требуют обязательного получения аттестата. Они лишь рекомендуют организациям, которые подлежат обязательному аудиту, назначать главбухом только специалистов с квалификационным аттестатом.

Дальнейшие планы этих ведомств покрыты завесой тайны. Один из членов Межведомственной комиссии, подумав несколько дней над нашим вопросом о вероятности обязательной аттестации, ответил: «Ситуация сильно политизирована, и я не вправе дать официальный ответ».

Цех ремесленников

«Практика аттестации бухгалтеров через профессиональные ассоциации широко распространена во всем мире», – утверждает Олег Островский, генеральный директор ИПБ. И мы с ним не только согласимся, но и добавим, что ни одно развитое государство само не занимается сертификацией бухгалтеров.

Развитие бухгалтерского учета в странах с рыночной экономикой складывалось как бы «снизу», без давления со стороны государства. Именно поэтому многие полномочия, которыми в нашей стране обладает Минфин, переданы в этих государствах саморегулируемым организациям. Своими корнями саморегуляция уходит в средневековье, к цехам ремесленников, которые объединяли работников одной профессии. Обычаи каждого цеха требовали от его членов определенных знаний и умений. Цех следил, чтобы никто из работников не запятнал честь мундира перед клиентами и в то же время гарантировал защиту их прав перед государством. Все эти функции выполняют сейчас саморегулируемые организации.

Наличие нескольких профессиональных ассоциаций в одной стране, как показывает зарубежный опыт, только способствует развитию бухгалтерского учета. Например, британская Ассоциация дипломированных привилегированных бухгалтеров (The Association of Chartered Certified Accountants, ACCA) получила признание во всем мире. Тем не менее с ней вполне мирно сосуществуют институты присяжных бухгалтеров Шотландии и Ирландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland, ICAS и The Institute of Chartered Accountants in Ireland, ICAI).

Саморегуляция по-российски

История саморегулирования насчитывает в России почти 140 лет. Этот принцип был положен в основу коллегии адвокатов в 1864 году. В 90-х годах ХХ века идея самоуправления была заложена в деятельность нотариальных палат.

Конечно, далеко не все и не всегда мирились с обязательностью своего членства. Например, по мнению некоторых нотариусов, такой порядок вещей противоречит антимонопольному законодательству и нарушает статью 30 Конституции. Но Конституционный Суд в постановлении от 19 мая 1998 г. №15-П установил, что «Конституция... не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям...»

Однако пока в России еще не принят закон о саморегулировании. Благодаря этому сегодня квалификационный аттестат не является обязательным атрибутом специалиста. Ведь большинство профессиональных ассоциаций действуют пока только на правах общественных объединений.

Казалось бы, все учителя «настоящих профессионалов» кровно заинтересованы в своем признании на государственном уровне. И все же это не так. Например, Дмитрий Черник, президент Палаты налоговых консультантов, бывший замминистра налогового ведомства, абсолютно равнодушен к властным полномочиям. Вот как он рассказывает о работе палаты: «Всякий монополизм вреден. Мы никого не заставляем, пусть работают в нашей стране на свой страх и риск. А кому важна стабильность и нужна помощь – дорога к нам открыта. У нас имя, имидж, год работы. Поэтому нет необходимости протягивать что-то через закон, мы готовы к конкуренции».

Чувствуется, что Дмитрий Георгиевич не зря в свое время поездил по свету, знакомясь с налоговыми системами разных стран. Например, в США государство не принуждает своих граждан следовать стандартам общественных организаций. Однако эти стандарты приобрели такое широкое признание, что специалиста просто не примут на работу без определенного сертификата.

Глобальная сертификация

Иностранные представительства множатся в нашей стране как грибы. Спрос на специалистов, которые знакомы с зарубежным бухучетом, вызван также ажиотажем вокруг Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Бухгалтер, имеющий даже самую низкую «заграничную» квалификацию, может претендовать на высокий заработок и успешный карьерный рост.

На мировом уровне в настоящее время признаны лишь две организации, которые присваивают квалификации на основе МСФО. Это уже упомянутая британская ACCA и канадская ассоциация «Дипломированные главные бухгалтеры» (Certified General Accountants, CGA). Именно они рекомендованы ООН и Мировым банком как основа глобальной квалификации. Благодаря этому сегодня сертификаты ACCA и CGA ценятся крупнейшими корпорациями.

Некогда популярный американский сертификат Дипломированных присяжных бухгалтеров (Certified Public Accountants, CPA) в последнее время все чаще подвергается критике, а Американский институт присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) потерял былое значение в связи со скандалами в крупнейших мировых компаниях Enron и WorldCom.

Канадский сертификат в России получить невозможно, а вот АCCА имеет в нашей стране официальное представительство. При нем открыты четыре образовательных центра. За учебу в любом из них придется заплатить не менее 14 тысяч долларов. Сам процесс сертификации подробно обсуждался на российском интернет-форуме по адресу: archive.bankir.ru/m.php/23471.htm.

Впрочем, если вы не планируете выезда за рубеж, можно всего за 600 долларов (а для студентов дневных отделений – за 350 долларов) получить квалификацию Book-keeper («Бухгалтер-счетовод») от менее известной Международной ассоциации бухгалтеров (International Association of Book-keepers, IAB). В России она представлена компанией «Постгрэдюэйт РАУ» (Postgraduate-RAA) при Российской академии государственной службы. Вот что говорит ее представитель Денис Овчинников: «Квалификация от IAB – конкурент ACCA, но в принципе одно и то же. Конечно, сертификат АССА очень престижен. Однако мы, например, проводим обучение не только на английском, но и на русском языке».

Такой подход – иллюстрация цивилизованных отношений между западными конкурентами, которые вполне прижились в России. К сожалению, этого не скажешь о доморощенных Институте профессиональных бухгалтеров и Национальной гильдии профессиональных бухгалтеров.

Не хочу учиться

В Институте профессиональных бухгалтеров считают, что главному бухгалтеру просто необходимо аттестоваться именно у них. Ведь все, кто имеет аттестат от ИПБ, - настоящие профессионалы. Так ли это на самом деле, решила выяснить наш корреспондент Татьяна СТЕПИНА.

Чтобы получить аттестат профбухгалтера, надо окончить трехмесячные курсы, успешно сдать экзамены в обучающем центре и через пару недель пройти тестирование в ИПБ.
У меня была простая легенда: хочу получить аттестат, готова исправно оплатить курсы, но совсем нет времени их посещать. Могут ли мне чем-нибудь помочь, ведь впереди два экзамена - устно на курсах и тест в самом институте, которые нужно успешно сдать. С таким вопросом я позвонила в несколько аккредитованных при ИПБ обучающих центров.

Помогите!
Сочувствующие нашлись не сразу. В двух центрах меня строго отчитали за то, что я такая занятая и не могу найти времени: "Вы что, в школе не учились, не знаете, как должно быть?" В итоге помогать отказались наотрез, ссылаясь на "очень серьезный тест в ИПБ", который обойти невозможно. Еще в одном центре мне доверительно сообщили, что на экзаменах помогут обязательно, ведь так поступают многие центры. А вот на тесте придется попотеть. Но потеть мне не хотелось, поэтому я позвонила в следующий центр, где мне и улыбнулась удача. Внимательно выслушав, попросили приехать: мол, говорить с глазу на глаз всегда результативнее.

Помощь идет
Меня встретил молодой человек и познакомил с руководителем учебного отдела Максимом.
- Пойдемте в пустую аудиторию, - шепотом сказал мне руководитель.
Впечатление было такое, что мы играем в разведчиков. На месте Максим еще раз попросил изложить проблему.
- Я могу вам помочь, - осчастливил меня мой собеседник, - Значит, так. На экзаменах вам будет помогать наш преподаватель. Вы понимаете, что с ним тоже надо договориться?
- Я понимаю, но и вы поймите, что на экзаменах своим выпускникам помогают все курсы, - парировала я.
- Но у вас нестандартная ситуация, - упрямился собеседник.
- У меня нестандартная ситуация только со сдачей теста, а не с экзаменами...
- Если хотите решить свою проблему, делайте то, что скажу вам я, - перешел на приказной тон руководитель учебного отдела. Поскольку решить свою проблему я очень хотела, то извинилась и приготовилась слушать условия.
- Надеюсь, вопрос с преподавателем утрясен? - спросил Максим.
- Конечно. Только вот непонятно, за нестандартность ситуации сколько я должна буду?
- Это надо обсудить лично с преподавателем. Имейте в виду, что экзамен принимают четыре человека, каждый по своему предмету. Но при моей протекции обойдется вам не больше полутора тысяч рублей на брата.
- Хорошо, но главный вопрос в тесте. Как с ним быть? - продолжала я гнуть свою линию.
- С тестом, конечно, сложнее, - стал набивать цену руководитель учебного отдела. Я продолжала молча на него смотреть.
- Вы же понимаете, что тут нужны некоторые знакомства... серьезные связи в ИПБ, иначе у вас ничего не получится, - тянул "торговец тестами".
- Я все понимаю. Давайте ближе к делу, - не выдержала я.
- Вы не переживайте. Если мы договоримся, то все будет просто замечательно.
- Надеюсь. Так на чем же мы с вами договариваемся?
- Вы будете знать правильные ответы теста, - торжественно произнес собеседник.
- Но ведь тесты компьютерные! - удивилась я.
- В наш век высоких технологий... - начал знаменитую фразу Максим.
- Давайте переведем все в денежный эквивалент, - остановила я его.
Не буду описывать, как мы договаривались. Скажу только, что это возможно. Чтобы сдать экзамены, не посещая курсы, можно заплатить до шести тысяч рублей (за четыре предмета). Зависит от того, с кем вы договариваетесь. Чтобы пройти тест (не посещая при этом курсы) вам понадобятся еще 2-3 тысячи рублей. И опять все зависит от того, с кем идет торг.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию