Учет в строительстве

Затраты на производство в строительстве

Производственными единицами строительно-монтажной организации являются строительные участки или отдельные объекты строительства. Количество участков зависит от числа одновременно строящихся объектов и их территориального размещения.

ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО СМР

Производственными единицами строительно-монтажной организации являются строительные участки или отдельные объекты строительства. Количество участков зависит от числа одновременно строящихся объектов и их территориального размещения.

В составе строительно-монтажной организации могут быть подсобно-вспомогательные производства, обслуживающие основную строительную деятельность: карьеры по добыче песка и гравия, растворобетонные узлы, ремонтно-механические мастерские, транспортные службы и другие.

Организация устанавливает объекты учета, по которым формируются производственные затраты.
Правильное отнесение затрат на производство следует проводить по статьям затрат, применяемым в учете строительных организаций:
  • материалы;
  • расходы на оплату труда рабочих;
  • расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • накладные расходы.

При формировании производственных затрат необходимо наличие соответствия бухгалтерских записей по учету хозяйственных операций с типовой корреспонденции счетов бухгалтерского учета.

Рассмотрим отражение проводок в бухгалтерском учете
Производственные затраты отражаются по дебету счета 20 субсчет "Фактические затраты работ, выполненных собственными, силами" с кредитом соответствующих счетов:
  • 10 "Материалы" - стоимость использованных при строительстве строительных материалов, конструкций и деталей;
  • 23 "Вспомогательные производства" - стоимость услуг, оказанных собственными подсобно-вспомогательными производствами (электроэнергия, пар, вода, транспорт и другими);
  • 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - стоимость услуг, оказанных сторонними организациями;
  • 25 "Общепроизводственные расходы"- стоимость расходов по содержанию и эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов;
  • 26 "Общехозяйственные расходы" - стоимость накладных расходов, связанных с производством СМР (административно-хозяйственных, по обслуживанию работников строительства, по организации работ на строительных площадках).
На отдельном субсчете "Выполненные субподрядчиками законченные комплексы специальных строительных работ" счета 20 генеральный подрядчик учитывает сметную (договорную) стоимость принятых работ до сдачи их заказчику, которая в затраты работ генподрядчика не включается.

РАСХОДЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

При производстве работ в строительстве используются специальные строительные машины и механизмы, которые или числятся на балансе строительно-монтажной организации, или привлекаются для работы по договорам со специализированными организациями - трестами (управлениями) механизации.

Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы".

РАСХОДЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ СОБСТВЕННЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

При наличии расходов на содержание собственных строительных машин и механизмов необходимо организовать правильное начисление амортизационных отчислений (Постановление Правительства от 1 января 2002 года №1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Организация может применять другие способы начисления амортизации, например, предусмотренные ПБУ 6/01, в этом случае могут возникать временные разницы.

Рассмотрим правильность списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на работу механизмов.

Расход ГСМ должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных, или по централизованно утвержденным отраслевым нормам.

Учет работы строительных машин (механизмов) должен осуществляться в журнале типовой межотраслевой формы ЭСМ-6, включенной в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Журнал учета заполняется прорабом строительного участка организации.

По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы, количество времени их работы (машино-часов, машино-дней), правильность начисления заработной платы рабочим; по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) - виды работ и правомерность их выполнения с применением машин и механизмов.

РАСХОДЫ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕННЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

При отсутствии на балансе собственных машин и механизмов строительно-монтажная организация может привлекать для работы специализированные организации по договорам на оказание услуг. В этих случаях работа привлеченных машин и механизмов должна оформляться в специализированной организации сменными рапортами и путевыми листами по типовым межотраслевым формам, утвержденным Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом строительно-монтажной организации на сменном рапорте или путевом листе. Расчеты со специализированными организациями за выполненные работы и оказанные услуги осуществляются по справке типовой межотраслевой формы ЭСМ-7, которая выписывается отдельно на каждый рапорт (путевой лист). Необходимо строгое соблюдение оформления указанных выше справок, наличие всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы и оказанные услуги, включенные в справки, должны относиться к конкретным объектам строительно-монтажной организации.

На практике распространены случаи, когда организация - генподрядчик все работы по строительству объекта или основную их часть выполняет силами субподрядных организаций.

Согласно условиям договоров субподряда генподрядчик принимает на себя обязанность обеспечения строительства соответствующими машинами и механизмами, привлекая для этого специализированные организации (управления механизации).

Пример.

Согласно договору с управлением механизации на объекте монтируется башенный кран. Во время всего строительства, используются землеройные машины и механизмы (экскаваторы, бульдозеры), строительно-отделочные машины, оборудование и другие. При производстве СМР данные машины и механизмы используются не генподрядчиком, а субподрядными организациями. Оплата управлениям механизации за выполненные работы и оказанные услуги производится генподрядчиком.

Следует обратить внимание на отнесение генподрядчиком стоимости оплаченных управлениям механизации работ и услуг на расчеты с субподрядными организациями. В собственные затраты генподрядчика эти работы и услуги включаться не должны.

В договоре со специализированными организациями следует установить порядок приемки работ и услуг и порядок расчетов. Так, тресты и управления механизации, специализирующиеся на выполнении земляных работ и выполнении работ по нулевому циклу, являются субподрядными организациями. С ними должны быть заключены договоры субподряда, а не договоры на предоставление строительных машин и механизмов. Оформление выполненных этими организациями работ должно производиться по актам формы КС-2 и справкам формы КС-3.

Отражение в учете выполненных этими организациями работ должно производиться по правилам для субподрядных строительных работ.

С управлениями механизации и другими организациями, оказывающими только услуги, должны быть заключены договоры на предоставление механизмов с оплатой за услуги. Оформление оказанных услуг производится по справкам о выполненных работах (услугах) типовой межотраслевой формы ЭСМ-7.

Окончание примера.

РАСХОДЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИВЛЕЧЕННОГО АВТОТРАНСПОРТА

Строительно-монтажные организации привлекают для участия в технологическом процессе строительства автомобильный транспорт по договорам с привлеченными автотранспортными организациями.

В договорах следует установить, имеются ли в них подтверждения о достижении сторонами соглашений по следующим существенным пунктам:
  • условиям перевозки грузов;
  • ответственности сторон по перевозкам (пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ));
  • указанию пункта назначения (пункт 1 статьи 785 ГК РФ).
Если в договорах не расшифрованы условия грузоперевозок, объемы и километраж перевозок, вид автотранспорта, то в соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ такие договоры не могут считаться действительными. К договорам на автотранспортные услуги должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у специализированной организации государственной лицензии на право осуществления транспортной деятельности.

Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами типовых межотраслевых форм, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте": 4-С - при оплате работы автотранспорта по сдельным расценкам; 4-П - при оплате по повременному тарифу.

Форма путевых листов содержит отрывные талоны, которые заполняются строительно-монтажной организацией как заказчиком транспорта и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику. Соответствующие отрывные талоны прилагаются к счету, в них обязательно должны быть: указания о наличии отрывных талонов и правильности их оформления; строительный объект, на котором работал автотранспорт; подписи и печати ответственных работников строительно-монтажной организации.

На практике имеют место случаи, когда стоимость автотранспортных услуг оформляется актами произвольной формы, без указания объемов перевезенных грузов, пунктов отправления и назначения, вида автотранспорта, затраченного на перевозку времени. При ненадлежащем оформлении первичных документов, подтверждающих производственный характер полученных автотранспортных услуг, отнесение их на расходы для целей налогообложения является неправомерным.

Начать дискуссию