С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» прошло всего полтора месяца, однако необходимость имплементации норм международного права в сфере борьбы с подкупом иностранных должностных лиц диктует необходимость внесения в него изменений.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Конвенция) 1 февраля 2012 г. Положения Конвенции обязывают к установлению правил, которые препятствуют созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, использованию фальсифицированных документов.
Поэтому проектом федерального закона № 192810-6 вносятся изменения в статьи 9 и 10 закона «О бухгалтерском учете», направленные на ужесточение мер в отношении организации ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Конвенцией законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 10 Федерального закона в части регистрации объектов бухгалтерского учета в его регистрах. При этом законопроектом вводятся понятия «мнимый и притворный объект бухгалтерского учета», которые содержательно соответствуют понятиям «мнимая и притворная сделка», определенным в статье 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.1 В проекте прямо устанавливается, что не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки.
Кроме того прописывается, что у лиц, оформляющих факты хозяйственной жизни и лиц, ведущих бухгалтерский учет различные обязанности и ответственность. Так, лицо, ответственное за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. А лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за правильность оформления фактов хозяйственной жизни.
Законопроектом также устанавливается запрет на пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.
Проектом закона запрещается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», которым введено понятие «организатора торговли», а также с учетом положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах», законопроектом предусмотрено соответствующее уточнение в части 4 статьи 7 Федерального закона.
В целях снижения административной нагрузки по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности для организаций инновационного центра «Сколково» законопроектом предусмотрены особенности ведения бухгалтерского учета. Так, система бухгалтерского учета для этих организаций включает в себя учет основных средств и нематериальных активов, который ведется по общим правилам бухгалтерского учета, и учет доходов и расходов, который ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, законопроектом уточнены положения статьи 6 Федерального закона в части освобождения от ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Принятие законопроекта обеспечит выполнение принятых Российской Федерацией обязательств в рамках присоединения к Конвенции и будет способствовать совершенствованию норм законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывая особенности различных экономических субъектов.
Но, если организациям инновационного центра «Сколково» повезло, то это трудно сказать об организациях, находящихся на упрощенной системе налогообложения – для них с 1 января 2013 года введена обязанность по ведению бухгалтерского учета в полном объеме.
1 При имплементации положений Конвенции авторы законопроекта исходили из терминологии гражданского законодательства Российской Федерации. Так, например, применяемые в законопроекте термины "мнимая и притворная сделка" являются общепринятыми и содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Комментарии
2"За черный нал все продашь и купишь - покажем налоговой наш бизнесменский кукиш" :)))
Цитата:
"Пока нет культуры потребления, бизнесмены будут хапать на 100 поколений вперед.. и уж такой закон как "О бухучете" их не остановит.... "
У нас нет "культуры ведения бизнеса"! За всё нужно платить:взятки, откаты, налоги, штрафы....и чиновникам, и проверяющим и заказчикам. Все эти расходы из своего кармана не берутся! Вот и приходится бухам изобретать новые схемы вытаскивания средств...