Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 25 февраля по 3 марта 2013 года

Имеет ли право гендиректор компании принять самого себя на другую должность по совместительству? Что означает «вести бухучет по простой системе, без двойной записи»? Может ли главбух расставаться с директором «по-плохому», если увольнение «по-хорошему» не получается? Надо ли заемщику бояться, если банк для получения кредита требует предоставить данные управленческого учета компании? Можно ли получить с работодателя долги по зарплате, если подписанного трудового договора нет?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 25 февраля по 3 марта 2013 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Имеет ли право гендиректор компании принять самого себя на другую должность по совместительству? Что означает «вести бухучет по простой системе, без двойной записи»? Может ли главбух расставаться с директором «по-плохому», если увольнение «по-хорошему» не получается? Надо ли заемщику бояться, если банк для получения кредита требует предоставить данные управленческого учета компании? Можно ли получить с работодателя долги по зарплате, если подписанного трудового договора нет?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Генеральный директор по совместительству и врач на постоянной основе

«В ООО 3 учредителя, - пишет Лаварочка. - Один из них назначается ген. директором по совместительству (по бухгалтерии проходит 0,5 ставки с 14.10.08). Он же врач стоматолог-терапевт (основное место работы, по бухгалтерии 1,0 ставки с 14.10.08). Но в его трудовой книжке только одна запись: главный врач с 30.10.08 (по бухгалтерии не проходит никак). Скорее всего, эта запись делалась для лицензирования. В штатном расписании отдельные ставки: врач стоматолог-терапевт и главный врач.

И самое интересное, что при оформлении гендира по совместительству, основного места работы у этого человека не было. Как мне всё это привести в порядок?

Мне нужно:

1. Чтобы в ТК была запись о враче стоматологе-терапевте.

2.Может ли гендир принять сам себя на постоянной основе стоматологом-терапевтом?

3. И хотелось бы запись в ТК о гендире по совместительству.

4. Как объяснять прием гендира по совместительству, если он учредитель и понятно, что "мы не знали, что основного места работы уже нет" не ответишь?».

«Может ли гендир принять сам себя на постоянной основе врачем стоматологом-терапевтом? Может, - отвечает saigak. - Запись о совместительстве делается по основному месту работы. Как объяснять прием гендира по совместительству, если он учредитель? Человек имеет право сначала пойти по совместительству, а потом устроиться на основное место. Чтобы в ТК была запись о враче стоматологе терапевте - ну и принимайте его на полную ставку...А вот то, что в ТК только одна запись: главный врач с 30.10.08, это плохо. Вы можете аннулировать эту запись, принять его с 14.10 терапевтом и совместителем - директором тоже с 14.10, как внутреннее совмещение».

Что такое «простая система»?

«Минфин РФ своим приказом № 164н от 18.12.2012 дополняет Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), - напоминает Аноним. - Согласно дополнению, при формировании учетной политики микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). А что значит "по простой системе (без применения двойной записи)"? Вот реально - не понимаю».

«Это Вы у Минфина спросите и у писателей этого креатива», - отвечает Над.К.

"По простой системе (без применения двойной записи)" - это очень просто, - пишет Larky. - Вот получили Вы от поставщика товар, записали его себе в тетрадочку, а то что будете должны за него поставщику, можете со спокойной душой забыть...».

«А ничего, что международные стандарты бухучета не используют двойной записи?» - интересуется Аноним.

«Ага, особенно это замечаешь, когда открываешь любой забугорный учебник по бухучету, начинающийся с формулы баланса Актив=Капитал+обязательства, - реагирует Larky. - Отсутствие плана счетов а'ля Минфин в зарубежном бухучете не означает отсутствие двойной записи... Пачоли тоже плана счетов не устанавливал...».

«А с чего вы решили, что эта формула справедлива исключительно при применении метода двойной записи?» - продолжает Аноним.

«А с того, что это один из законов материального мира, раскрытый в трудах Пачоли, как и любой другой закон сохранения энергии или материи, - отвечает Larky. - И как Вы будете сохранять справедливость этой формулы, произведя запись только по одной стороне и не произведя по другой?».

«Бедный, бедный Лука Пачоли, - сокрушается Генук. - Он открыл закон равенства активов и пассивов при любой хозяйственной операции. Актив (Дебет) = Пассив (Кредит).

Рассмотрим хозяйственные операции женщины.

Дт Муж - Кт Капитал :: свадьба, в активе имеется муж, в пассиве капитал, которым он обладает.

Дт Прокорм - Кт Муж :: траты, капитал уменьшился на них:

Дт Капитал - Кт Прокорм

Дт Работник - Кт Муж (за минусом прокорма) :: погнала мужа работать, в активе уже работник, в пассиве капитал минус траты

Дт Работодатель - Кт Работник :: муж отработал, и теперь в активе долг за работодателем, в пассиве капитал минус траты.

Дт Зарплата - Кт Работодатель :: выплатили мужу заработанные деньги, и теперь в активе деньги, но домой муж принёс только часть...

Дт ДеньгиВДом - Кт Зарплата

Дт Заначка - Кт Зарплата :: опять капитал уменьшился:

Дт Капитал - Кт Заначка

Баланс:

Актив = ДеньгиВДом

Пассив = Капитал' = Капитал - Прокорм – Заначка».

«А как справедливость сохраняется при инвентаризации активов и пассивов без какого-либо применения двойной записи?» - спрашивает Аноним.

«А-а-а, Вы про это, - пишет Larky. - Если Вам так хочется вернуться к допачолевскому учету, флаг Вам в руки...И с какой периодичностью Вы согласны инвентаризировать свои активы и обязательства?».

«Не поясните разницу между принципом двойной записи и собственно двойной записью (проводкой)?» - просит Аноним.

«А никакой разницы нет, - отвечает Larky. - Проводка является эволюционным развитием принципа, в первоначальном виде изложенном как запись в двух книгах двумя суммами... После того, как додумались записывать одну сумму, затрагивая сразу оба счета, и родилась проводка в нынешнем ее виде. Если Минфин имел в виду ту технологию, что была описана Пачоли, то и в этом случае он погрешил против истины, двойная запись все равно сохраняется...».

«Результаты инвентаризации отражаются также при помощи двойной записи», - пишет Аноним.

«Неправда, - протестует другой Аноним. - Результаты инвентаризации отражаются в виде чисел в строках баланса. Никакой двойной записи».

«Да что вы говорите? – издевается Аноним. - Кто ж вас так научил? Ну, отразите выявленные излишки, например, или недостачу».

«Как появятся излишки или недостачи, - замечает Larky, - если этот Аноним не ведет учет на основании первичных документов, дабы не утруждать себя двойной записью, а время от времени делает баланс, глядя на остатки того, что у него в наличии на момент составления баланса? Отсюда возникает резонный вопрос - а учет ли это, без применения двойной то записи?».

«Двойная запись - это один из методов бухгалтерского учёта, такой же, как инвентаризация, оценка, документирование, но никак не определяющий признак бухгалтерского учёта, - считает НатальяС. - По-моему в 90-е годы были разработаны регистры для упрощённого учёта без двойной записи. Просто с двойной записью удобнее».

«С двойной записью удобнее в большинстве ситуаций, - соглашается Аноним, - но бывают случаи, когда применение двойной записи либо невозможно, либо сопряжено с огромными и неоправданными затратами».

«А примеры таких случаев можно?» - просит Январь .

«Можно, - отвечает Аноним. -

1. Восстановление остатков по счетам бухучета при полном или частичном отсутствии первичных документов.

2. Восстановление остатков по счетам бухучета упрощенцами, которые до 01.01.13 не вели бухгалтерский учет».

«Это не учет без ведения двойной записи, это разовые мероприятия», - не соглашается Январь.

«Вы когда-нибудь видели, как выглядят эти "двойные записи" в западных учетных программах типа Navsion или Axapta?» - спрашивает Аноним.

«А двойная запись не перестает быть двойной записью после просмотра навиженских проводок, - отвечает Andyko. - Выглядят они так же непривычно, как запись проводок в столбик вместо строки, тем не менее принцип двойной записи соблюдается».

«Это вы говорите о проводках по российским стандартам БУ, - замечает Аноним. - А что в отношении международных?

«Вы там видели в программах записи по кредиту какого-нибудь счета? В этих программах нет проводок, корреспондирующих с кредитом счета. Проводки в этих программах корреспондируют только с одним счетом и только с его дебетом».

Академические споры на эту тему продолжаются в форуме и по сей день.

Как же я его брошу?

«Пытаюсь уволиться с работы, - рассказывает Katerina3783. - Работала удаленно, есть две помощницы. Оборот огромный, работы много, денег мало. В один прекрасный момент все достало. Озвучила свое желание три недели назад, но сказала, что уйду по хорошему: передам дела, закрою год. Две недели даже никого не искали! Теперь начали спрашивать по знакомым - с улицы брать главбуха не хотят. Сейчас позвонил директор (он иностранец) - сказал, что ему сейчас некогда заниматься поиском нового главбуха, будет в России в середине апреля - тогда и будет искать. Прямо плакать хочется - неужели придется по-плохому с ним расставаться? Начинаю ему что-то советовать по поиску нового главбуха - он говорит, чтобы я на него не давила!».

«Если год будет закрыт, две недели и без бухгалтера переживут, - замечает Mmmaximmm. - А уж как будут квартальный отчет сдавать - их трудности».

«Они не переживут, - настаивает Katerina3783. - Я банк веду - там кроме меня никто не будет этим заниматься, и деятельность фирмы практически парализуется!».

«Вы сейчас сами себя пытаетесь убедить, что без Вас там не обойдутся, или клерков? – уточняет Просто Таша. - Решили уходить - уходите. При том, что Вы работали удаленно и есть две помощницы, банк они как-нибудь осилят.

И зачем вы "начинаете что-то советовать" директору по поиску нового главбуха? Новый главбух - не Ваша забота».

«А если бы вы в другой город переезжали, то тоже бы билеты сдавали 150 раз, пока директор не соизволит заняться поисками бухгалтера? – интересуется Хвостик. - Я увольнялась из одной организации, также не чесался никто. В последний мой рабочий день пришла женщина на мое место и с порога сказала, что я должна еще месяц, а лучше 2, приходить через день, чтобы вводить ее в курс дела, т.к. такова бухгалтерская этика. Причем, как это соотносится с бухгалтерской этикой на моем новом месте работы (куда я, по ее логике, тоже в течение двух месяцев должна через день приходить), она не пояснила.

У каждого своя линейка "увольнения по-хорошему". Мое мнение насчет вашей ситуации: вы предупредили за 3 недели, обещали, что закроете год, ну закрывайте и идите. Я не вижу причин задерживаться дольше. Вы не исподтишка делаете, не втихаря, помогаете искать нового бухгалтера, готовы передать дела. Что еще нужно?

И вполне вероятно, что директор вами манипулирует, сами знаете, какой тяжелый в плане работы апрель месяц - сдавать будете 1 квартал. В середине апреля он приедет, начнет искать к маю, потом скажет - ну сходи в отпуск, погуляй, подумай, отдохни, там уж и полугодие сдавать пора. И так и будет до бесконечности. Вы вроде как и увольняетесь, но работаете-работаете-работаете.

«А как в итоге вы ушли с подобной работы?» - спрашивает Katerina3783.

«Как собиралась, так и ушла, - отвечает Хвостик. - Поступила неэтично (по мнению нового бухгалтера и через день не приходила). Отвечала по телефону, и то, когда была возможность говорить.

Действительно, ощущение, что вы нас пытаетесь убедить, что без Вас там все умрут в тот же день. Об этом голова у директора должна болеть, а не у Вас. Из Ваших сообщений очевидно, что Вы очень ответственный и порядочный человек, но Вам, по-моему, на голову Ваше руководство садится...

Я увольнялась с надомной работы, тоже хотела уйти по-хорошему. Предупредила за 3 (!!!) месяца, что мне тяжело, не успеваю, после НГ ухожу. Нашла сама по собственной инициативе 2-х кандидатов на свое место. Передала дела выбранному кандидату. И все равно осталась плохой, т.к. директор почему-то внутри себя решил, что я должна всю жизнь у него работать. А я, такая нехорошая, уволиться вздумала и проблемы ему создала. Тоже там что-то говорил - типа мне новый ГБ сказала, что у тебя там за декабрь что-то не проведено (документы после моего увольнения подошли), приходи и доделывай. Ну вот при всей моей хорошести не вышло, как вы говорите, не по-свински уйти. Про себя я знаю, что права, а в его глазах - я урод последний, который бедного директора бросил.

И, честно говоря, я не понимаю - вот увольняется учитель, его ж не просят приходить и доучивать детей, водителя не заставляют еще пару месяцев машину поводить, пока замену ищут, продавца не вынуждают поторговать на рынке до окончания сезона, да кого угодно - это абсурд. Но как дело касается увольнения бухгалтера - все, тушите свет, ходи еще 5 лет к ним и нянчись, и замену сама себе ищи, и после заявления отрабатывай до конца отчетного периода и бог знает что. И самое обидное, что все равно плохой останешься».

Управленческая отчетность в банк

«Руководитель дал команду готовить пакет документов для получения кредита, - сообщает Alinakin. - Банк, в свою очередь, выставил перечень документов, необходимых ему для достоверной оценки финансового состояния организации. Все бы ничего, но банк просит предоставить, кроме всего прочего, и управленческую отчетность.

Логически все понятно и никому объяснять не надо, что бух.учет и управленческий - две разные вещи. И вероятность получения кредита выше при предоставлении сведений из управленческого учета. Но я опасаюсь давать подобные сведения.

Чем может обернуться эта ситуация для организации? Есть ли вообще какие-нибудь риски по предоставлению управленческой отчетности банку?».

«Скажите банку, что вы не ведете управленческий учет», - советует mvf.

«Банку то я скажу, - отвечает Alinakin, - но вот как донести до руководства, что передавать эти сведения банку опасно/рискованно? Напугать, что банк может передать эту информацию той же ИФНС?

И еще интересный факт - все данные банк просит в электронном виде, то бишь ни подписи под сведениями у ген.директора не берет, ни печати не просит поставить. Еще банк просит информацию по "тех.компаниям" - а это уже вообще ни в какие ворота».

«Если скажете, что вы не ведете УУ, банк просто откажется давать кредит, - замечает Аноним. - И если кредит вам действительно нужен, а обороты у фирмы не очень большие, вы от предоставления УУ не сможете отвертеться. Мы тоже брали кредит несколько лет назад. И никакого управленческого учета на самом деле не было. Все цифры в балансе были реальные, ничегошеньки сверху. Но нам очень нужен был кредит, а банку нужны были клиенты, так они сами написали нам этот УУ. Я тоже очень переживала, но тут выходов два. Хотите работать в этой фирме - подчиняетесь директору, нет – увольняйтесь».

«Ну это нормально, что ваш банк хочет увидеть вашу реальную ситуацию, а не нарисованную, - считает saigak. - Да и подписи не требует. При выдаче кредитов физикам сейчас банки уже не особо просят 2НДФЛ, а просят указать реальную зарплату».

«Просто банк под управленческой отчетностью имеет в виду одно, а вы другое, - объясняет balabolec. - Чтобы банк отказался давать кредит, потому что ему не предоставили УО, которая даже не регламентирована, - это нонсенс. Не пугайтесь, ради Бога. 99%, что речь идет про ваши прогнозные бюджеты БДДС, БДиР, упр. балансу, коэфф. ликвидности, ПС. А свои серые схемы, конечно, никому не показывайте. Кстати, "бух.учет и управленческий - две разные вещи" - ничего подобного».

«Банк откажет не потому, что не предоставили УО, а потому, что обороты у фирмы недостаточные для того, чтобы по своим внутренним параметрам банк этот кредит вообще мог дать, - пишет Аноним. - Если же обороты фирмы, активы, прибыль в балансе, который сдается в налоговую, и так большие, банк этот УО вообще может не спросить».

Полгода совсем никуда

«Вот уже 5 лет веду ООО на УСН (удаленно), - рассказывает Наталья buh. - Но в последний год руководитель впал в непонятное состояние. Ну да ладно, его жизнь. А сейчас вообще на связь не выходит. Задолжал мне з/п за 5 месяцев. Я там официально оформлена зам. гл. бух., он глав. бух. Вот я и думаю - как же мне свою з/п забрать? Может, в трудовую инспекцию написать заявление, ведь официально он мне больше года не платил».

«У Вас в трудовом договоре прописана надомная работа?» - уточняет mvf.

«А нет вообще никаких договоров, - отвечает Наталья buh, - только отчеты в ПФР, что он подписывал, и где моя фамилия, да запись в трудовой моей рукой».

«Про трудинспекцию забудьте, - пишет mvf. - Надо было обоюдно соблюдать закон при трудоустройстве, да и при получении дохода тоже».

«Ничего не "забудьте", - протестует Arhimed0. - Рано пока. В ТК есть статья, "человек, допущенный к работе, считается трудоустроенным..." (извините, своими словами).

1. Берете справку о сумме невыплаченной зарплаты.

2. С этой справкой идёте в Судебный участок (не суд) и пишете там заявление. Типа "Прошу выдать судебный приказ". Образец они дадут».

Всё.

После приказа ему предложат добровольно погасить задолженность. Скорее всего, он откажется. Потом приказ поступит судебным приставам-исполнителям, они арестуют кое-какае имущество, ну и Вам перечислят на счёт.

Наталья buh, у Вас з/плата официально начисляется? Если официально и сделаете справку о долге (как я написал), можете считать, что проблема почти решена. Если осталось имущество - проблем не будет».

«Угу. Еще предложите самой же справку и нарисовать», - иронизирует mvf.

«А вот представьте себе: я был в подобной ситуации, - рапортует Arhimed0. - И справку такую я сам и писал (был зам. гл. буха). Подписи поставил сам и за гену и за гл. буха, т.к. "этих" найти уже нельзя было, Печать, хорошо, осталась. Поставил, подал, представьте себе - ПОЛУЧИЛ.

Большая сложность была в том, что у нас на момент подачи заявления уже активов не было. Процесс долго длился - около 2-х лет или больше. Но всё-таки ПОЛУЧИЛОСЬ!!! Врать не буду - без компенсации, но хоть своё перечислили - до копеечки!».

«Да я не против, - пишет mvf, - флаг в руки и барабан на грудь».

«З/п официально есть, - отвечает Наталья buh. - Взносы, налоги начислялись. отчетность сдавалась. Вот только сейчас ПФР не сдали, он трубку не берет, печати нет, подписать некому. А з/п хоть бы белую вернуть. ведь он белую не снимал и не выплачивал, все через помойки гонял. Вообщем последний год забил на все. Я не одна такая в этой фирме. Сотрудница пособие по беременности и родам получила (с горем пополам мы подписали у него документы, ФСС нам перечислил, хорошо, что он их выплатил), а по уходу за ребенком ничего оформить не можем , он пропал. Вот мне и названивает, а я что могу, я сама без з/п.

А подписанных табелей или там еще каких-то документов по з/п нет вообще. Я его сама в глаза уже год не видела. Через курьера обменивались документами».

«Не надо было работать без оплаты», - считает Зета.

«Согласна с Вами. – пишет Наталья buh. - Так не первый год с человеком работала. Звонил, извинялся, просил подождать, клялся, что рассчитается, а потом кинул».

«К психотерапевту, - резюмирует Зета. - Человек, работающий полгода бесплатно, вызывает сомнения в правильной оценке реальности».

Начать дискуссию