Госзакупки

Госзакупки в новом формате

Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области.

Гость номера - Владимир Болотский, начальник отдела государственных закупок Управления Федерального казначейства по Тюменской области

Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области.

Сегодня всем ясно, что существующая система госзаказа, регламентируемая Законом № 94-ФЗ, содержит массу недоработок. В чем именно они заключаются?

- Общей проблемой остаются избыточные процедуры, отсутствие простых и единообразных механизмов исполнения заказчиком требований Закона № 94-ФЗ. Так, различные протоколы заседаний комиссий по размещению заказов требуется размещать на сайте либо день в день, либо не ранее чем на следующий день, что приводит к ненужной путанице и затратам времени заказчика. Необходимо установить один общий срок для размещения на официальном сайте всех протоколов (например, в течение трех

рабочих дней со дня подписания, как это установлено в Законе № 223-ФЗ).

По итогам запроса котировок и открытого конкурса заказчик обязан направить в письменной форме (в форме электронного документа) уведомления участникам о результатах рассмотрения заявок, но участники сами могут посмотреть размещенный на сайте протокол.

Требование предоставлять конкурсную документацию, которую участники могут скачать с официального сайта, обременяет заказчика необходимостью уведомлять их о внесенных изменениях.

Предусмотренное законом право участника размещения заказа подать заявку на участие в открытом конкурсе в форме электронного документа заказчик не может реализовать на практике, т. к. не имеет технической возможности проверить электронную подпись, что противоречит Закону № 94-ФЗ.

Сложно реализовать и требование ст. 15 Закона № 94-ФЗ к заказчику размещать не менее 10 и не более 20% общего годового объема товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты. В ряде случаев в одном лоте присутствуют товары, работы, услуги как входящие, так и не входящие в данный перечень. Целесообразно установить только нижнюю планку в 10% общего годового объема товаров (работ, услуг), а верхнюю - указать в рублях, например, не более 100 млн руб. в год.

Недавними поправками в Закон № 94-ФЗ исключен такой вид обеспечения исполнения контракта, как договор поручительства. Хотя банковская гарантия себя оправдывает, проще и надежнее для заказчика было бы оставить единственный способ обеспечения исполнения контрактов - залог денежных средств. Необходимо также предоставить право заказчику устанавливать в проекте контракта срок действия гарантии и залога.

Включить в реестр недобросовестных поставщиков исполнителя контракта можно только при его расторжении по решению суда. Однако суды требуют досудебную попытку сторон расторжения, на что охотно идут недобросовестные поставщики, чтобы не попасть в реестр.

В законе отсутствует гибкость (возможность возврата) процедур при совершении ошибок заказчиком или участниками размещения заказа. Например, срок для внесения изменений в документацию об аукционе от момента публикации извещения очень мал (два дня). При этом нет каких-либо препятствий предусмотреть возможность отмены или внесения изменений в документацию до окончания срока подачи заявок. В случае отклонения первых или вторых частей заявок участника, ему можно было бы предоставить возможность участвовать в аукционе и снижать цену контракта с последующей повторной подачей заявки. Это расширило бы круг участников.

Почему теряют актуальность такие способы размещения заказа, как открытый конкурс и запрос котировок?

- Проблемы открытого конкурса разъясню на примере услуг по ОСАГО. Поскольку цена контракта, качество, сроки оказания услуг фиксированы, остается один критерий отбора - квалификация (срок работы на рынке, рейтинги). Однако по данному критерию многие страховые компании равнозначны. Соответственно, побеждает тот, кто раньше подаст заявку. Например, на участие в последнем проведенном УФК конкурсе компании подали заявки на следующее утро после публикации извещения.

Согласно ст. 22 Закона № 94-ФЗ датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте извещения о его проведении. Если участник конкурса составит заявку за несколько часов до публикации извещения, то его право на победу будет нарушено. Может появиться подозрение, что победителю была предоставлена возможность заранее подготовить документы. После отмены предусмотренного Законом о защите конкуренции требования о проведении открытых торгов на оказание услуг по ОСАГО независимо от суммы контракта, конкурс остался необходим только на выполнение документальной работы.

Такие критерии, как квалификация исполнителя или оценка качества товара, на мой взгляд, очень субъективны. В соответствии с проектом закона «О федеральной контрактной системе...» качество товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков должно нормироваться. Поставщик (подрядчик) обязан выполнить определенные нормативами и планами закупок требования заказчика, и дополнительные бонусы не должны склонять чашу весов в его пользу.

По критерию «срок выполнения работ» победителя выбирают, основываясь на обещании участников торгов, которые до исполнения контракта невозможно проверить. Участник может предложить короткий срок выполнения работ и за счет этого выиграть торги, а затем нарушить его при исполнении контракта. Таким образом, наносится ущерб развитию добросовестной конкуренции.

Ряд нерешенных проблем мы видим и при проведении запроса котировок: объявленный запрос котировок уже нельзя отменить; у заказчика нет реальной возможности проверить электронную подпись котировочной заявки, подаваемой в форме электронного документа. Вариант заключения заказчиком договоров с несколькими удостоверяющими центрами и получения участником запроса котировок электронной подписи в них фактически ограничивает число поставщиков (подрядчиков) размещения заказа и может быть обжалован. При запросе котировок не предусмотрено обеспечение исполнения контракта (например, при закупках картриджей).

На рассмотрение и оценку котировочных заявок Законом № 94-ФЗ отводится один день, что при большом количестве их поступления делает проблематичным качественное исполнение котировочной комиссией своих прямых обязанностей. В составе котировочной заявки не предусмотрены контактные телефоны и адрес электронной почты участника размещения заказа. Участник не обязан представлять эти сведения, но они нужны при формировании сведений в реестре контрактов. Регистрация котировочных заявок представителями заказчика вручную создает подозрения со стороны участников в его предвзятости.

У запроса котировок по сравнению с электронным аукционом лишь два преимущества: участнику не нужно регистрироваться на электронной площадке (т. е. обеспечивается максимально широкий круг организаций); независимо от количества поданных заявок участник предлагает цену исполнения контракта, сниженную от начальной стоимости, насколько это для него возможно. В электронном аукционе, когда поданы одна-две заявки, такое снижение маловероятно.

Что необходимо изменить для улучшения работы электронных площадок?

- Если на аукционе много участников, заказчик купит вещь ровно за столько, за сколько ее готов ему уступить продавец. Когда количество участников меньше пяти, есть вероятность заключения кон тракта по цене, недостаточно сниженной (в случае сговора организаций), что не соответствует принципу эффективности расходования бюджетных средств.

Для электронных площадок следует ввести понятие «фантомных участников аукциона», когда в ходе торгов программа электронной площадки генерирует виртуальные предложения по снижению цены контракта в соответствии с шагом аукциона. Это будет мотивировать реальных участников снижать цену услуг (работ), что позволит заключать контракты по минимальной стоимости.

Законом № 94-ФЗ не урегулирован порядок установления шага аукциона при его проведении с нулевой начальной ценой контракта (например, на обслуживание счетов, открытых Федеральному казначейству и его территориальным органам). Разъяснений Минэкономразвития России от 20.02.2009 № Д05-919 о праве самостоятельного установления заказчиком шага аукциона недостаточно.

Какие еще проблемы размещения заказов вы бы отметили?

- К примеру, заказчик вправе в документации об аукционе, запросе котировок, конкурсе указать товарный знак с сопровождением его словами «или эквивалент». Но бесплатно проверить на сайте федерального государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам», является ли конкретное наименование товара товарным знаком, не представляется возможным. Это создает проблемы при рассмотрении заявок. Необходим открытый доступ на официальном сайте к сведениям обо всех зарегистрированных товарных знаках, патентах и т. д.

Иногда при размещении заказа на ремонтно-строительные работы указываются не только товарные знаки, но и фирменные наименования, промышленные образцы, названия производителей (например, «профилированный настил окрашенный: С21-1000-0,7»). Поэтому в законе необходимо указать, что при проведении торгов или запроса котировок на выполнение работ по утвержденной проектно-сметной документации заказчик вправе не сопровождать словами «или эквивалент» какие-либо указания на производителя товара, товарный знак.

УФК по Тюменской области часто сталкивается с проблемой поставок некачественных картриджей, не соответствующих требованиям технических заданий. При этом включение победителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков, взыскание штрафов по суду малоэффективны. Чтобы очистить рынок от подделок, требуется инициатива со стороны правоохранительных органов., в т. ч. необходима система мониторинга поставок заказчикам контрафактных товаров.

Перспективы принятия закона «О федеральной контрактной системе...», которым предусмотрено введение единой системы закупок, начиная с этапа планирования и заканчивая исполнением контракта, открывают широкое поле для совершенствования системы нормативного регулирования закупок, особенно на этапе исполнения контрактов.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию