Передача дел новому главному бухгалтеру

.....После завершения рассмотренных этапов процедуры передачи дел составляется Акт приема-передачи дел, в котором указываются все существенные моменты, характеризующие состояние дел главного бухгалтера на установленную дату передачи.

Процедура передачи дел:

Издание приказа о приеме на работу нового главного бухгалтера

На момент передачи дел уходящим главным бухгалтером кандидатура нового главного бухгалтера может быть не определена. В этом случае принимает дела временно исполняющий обязанности главного бухгалтера.

Приказ (распоряжение) руководителя о назначении главного бухгалтера организации должен содержать следующие данные:

фамилию, имя и отчество лица, принимающего обязанности главного бухгалтера;
сведения о характере исполнения обязанности - временный или постоянный;
период, в течение которого организуется прием-передача дел;
персональный состав комиссии по приему-передаче дел;
необходимость привлечения третьих лиц (представителей аудиторской компании, вышестоящей организации и др.).

К приказу также может прилагаться регламент (график) работы комиссии.

Кроме того, в приказе целесообразно указывать изменения, вносимые в другие приказы в части персонального состава различных комиссий, куда включается главный бухгалтер, - постоянно действующая комиссия по списанию основных средств, товарно-материальных ценностей и т.д.

В связи с тем, что подпись главного бухгалтера обязательна на всех расчетных документах, предЪявляемых в банк, одним из важных шагов в период приема-передачи дел является установление порядка смены банковских карточек.

ПРИ ПЛАНОВОЙ ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛ удобнее заменить банковскую карточку после утверждения акта приема-передачи дел.

ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛ банковскую карточку возможно оформить сначала на временно исполняющего обязанности, поскольку новый бухгалтер может вообще отказаться принимать дела без предварительного восстановления бухгалтерского учета.

Подготовка комплекта бухгалтерских документов


На определенную и согласованную с уходящим главным бухгалтером дату передачи дел все учетные процессы за истекший период должны быть завершены. Учетный процесс считается завершенным, если:

выполнены все бухгалтерские записи за истекший период;
укомплектованы в дела созданные бухгалтерской службой и другими подразделениями первичные документы, служащие основанием для каждой выполненный записи;
сформирован оборотный баланс (или иной аналогичный регистр); формы бухгалтерской и налоговой отчетности.

Службой главного бухгалтера также подготавливаются к проверке книги и журналы регистрации выдачи определенных документов и совершения кассовых операций: журнал (книга) регистрации доверенностей;
журнал (книга) регистрации ценных бумаг - векселей, путевок, билетов и т.д.;
кассовая книга;

регистры по учету работы с контрольно-кассовыми машинами: журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

журнал учета счетов-фактур, книга покупок и книга продаж;
книга регистрации банковских чековых книжек;
книга учета ценных бумаг и пр.

Бухгалтерские документы должны быть подшиты в дела согласно номенклатуре дел, разработанной на предприятии. Номенклатура дел представляет собой список заголовков (наименований) дел и журналов (книг) регистрации, заводимых на предприятии, с указанием сроков их хранения.

Согласно ст. 17 Федерального закон от 21.11.1996 ?129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 23.07.1998) ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАНЫ хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Напомним, что сроки хранения документации приведены в Перечне типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утвержденном Главным архивным управлением при Совмине ССР 15.08.1988 (в ред. от 27.06.1996).

Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности

Проверка правильности ведения бухгалтерского учета и оформления бухгалтерских документов в процессе передачи дел может проводиться как с привлечением аудиторской фирмы, которая дает профессиональную оценку состояния дел, так и собственными силами предприятия.

Проверка бухгалтерских записей предполагает контроль соблюдения всех требований ведения бухгалтерского учета (п. 7 Положения по бухгалтерском учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/ 98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 ? 60н):

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости)

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

В процессе проверки бухгалтерских записей определяется:

отражение в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций, имевших место в начале года;
соответствие даты совершения хозяйственной операции и даты бухгалтерской записи;
соответствие данных накопительных ведомостей по счетам, журналов-ордеров, оборотных балансов, главной книги, бухгалтерской и налоговой отчетности;
рациональность и правомерность принимаемых методов ведения бухгалтерского учета.

Выявленные в ходе проверки нарушения, ошибки и неточности указываются в акте приема-передачи дел. Внесение исправлений в регистры бухгалтерского учета сопровождается оформлением бухгалтерской справки за подписью уходящего главного бухгалтера или временно исполняющего его обязанности.

Если выяснилось, что некоторые из необходимых журналов (книг) отсутствуют, об этом делается соответствующая запись в акте приема-передачи, а журнал (книга) заводится со дня приемки дел

.

Процедура оценки состояния бухгалтерского учета включает проверку наличия и правильности оформления первичных документов, служащих основанием для отражения операций в бухгалтерских регистрах

.

Первичные документы, подлежащие регистрации в журналах и книгах учета, а также документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, кредитные и расчетные обязательства должны содержать подписи руководителя, главного бухгалтера организации торговли и общественного питания, либо уполномоченных ими на то лиц. Право подписи этих уполномоченных лиц должно быть оформлено соответствующими приказами.

При передаче дел главного бухгалтера организации торговли или общественного питания особое внимание уделяется оформлению операций по движению товарно-материальных ценностей.

Формы используемых документов должны содержаться в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В случае необходимости формы документов могут разрабатываться самостоятельно с учетом требований Федерального закона "О бухгалтерском учете". Они оформляются в виде приложения к учетной политике и утверждаются руководителем организации торговли или общественного питания.

Проверяются правильность и соблюдение сроков составления товарных отчетов. Срок представления материально-ответственными лицами отчетов о движении товаров и тары устанавливается руководителем и главным бухгалтером в зависимости от условий работы организации торговли и общественного питания.

После увольнения главного бухгалтера и приема на работу нового необходимо уведомить об этом сотрудников своих подразделений, основных партнеров, налоговые органы.

Инвентаризация


Одним из случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете", является смена материально ответственных лиц. При совмещении главным бухгалтером должности кассира проводится инвентаризация кассовой наличности.

Порядок заключения договоров о полной материальной ответственности, взаимных правах и обязанностях работодателя и кассира определен Типовым договором о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденным Постановлением ГосКомТруда ССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 ? 447/24 "Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности".

Результаты инвентаризации денежной наличности оформляются актом, который подписывается членами инвентаризационной комиссии.

ЕСЛИ ДАТЫ ПЕРЕДАЧИ ДЕЛ И СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СОВПАДАЮТ, проведение инвентаризации прочего имущества и обязательств также является обязательным. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета.

Инвентаризация отдельных видов имущества или обязательств может проводиться в добровольном порядке по соглашению между уходящим главным бухгалтером, новым главным бухгалтером и руководителем организации.

Составление акта приема-передачи дел

После завершения рассмотренных этапов процедуры передачи дел составляется Акт приема-передачи дел, в котором указываются все существенные моменты, характеризующие состояние дел главного бухгалтера на установленную дату передачи.

Акт подписывается передающим и принимающим дела главными бухгалтерами либо лицами, временно исполняющими их обязанности, а также членами комиссии.

Комментарии

3
  • Хранитель_врат
    Еще не читал, но думаю будет полезна всем, так как нигде не определен этот порядок. Вот только будут проблемы истребовать выполнение такого.
    Спасибою
  • Хранитель_врат
    К сожалению, в статье не отражены сроки передачи дел.
  • Хранитель_врат
    в ЦЕЛОМ СНИМАЕТ МНОГИЕ вОПРОСЫ,ХОТЕЛОСЬ БЫ вЫЯСНИТЬ А ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ГЛ.БУХ НАПИСАЛА ЗАЯвЛЕНИЕ И "НА БОЛЬНИЧНЫЙ"

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.