Бюджетный учет

Платные услуги: госзадание или приносящая доход деятельность

Платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, могут выполняться в рамках приносящей доход деятельности, а также включаться в государственное (муниципальное) задание. О том, с какими подводными камнями может столкнуться учреждение, организовывая платную деятельность, читайте далее.

Платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, могут выполняться в рамках приносящей доход деятельности, а также включаться в государственное (муниципальное) задание. О том, с какими подводными камнями может столкнуться учреждение, организовывая платную деятельность, читайте далее.

Уточняем устав

Общие права по оказанию платных услуг закреплены для бюджетных учреждений в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а для автономных учреждений – в ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В документах говорится, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, платные услуги должны обязательно соответствовать основным видам деятельности организации, перечисленным в ее уставе.

Включать ли в госзадание

Также платные услуги могут включаться в государственное (муниципальное) задание бюджетного и автономного учреждения. Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ задание может содержать «предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ».

Основное условие, на котором сделан акцент в приведенной норме БК РФ, – платные услуги включаются в задание, если это предусмотрено законодательством. Но в большинстве случаев федеральные законы, регулирующие предоставление услуг в социальной сфере, содержат расплывчатые формулировки по поводу их платности. И указывают лишь на то, что в соответствующей отрасли учреждения могут оказывать платные услуги (без конкретизации).

Проблемы включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание заключаются в следующем:
1 общие нормы отраслевых законов не указывают, какие именно услуги учреждений могут быть платными, а какие должны оказываться бесплатно;
2 бюджетное и автономное учреждения не могут отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Источник: журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» №3/2013.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию