Налоговые проверки

Непростые отношения

Разногласия возникают у бухгалтеров и инспекторов не только при прочтении налогового законодательства. Они никак не могут наладить отношения между собой и по-прежнему противостоят друг другу вместо того, чтобы сотрудничать

Разногласия возникают у бухгалтеров и инспекторов не только при прочтении налогового законодательства. Они никак не могут наладить отношения между собой и по-прежнему противостоят друг другу вместо того, чтобы сотрудничать

Впадая в крайности

Этот случай показывает, как далеко может зайти нежелание общаться и уважать друг друга. Он произошел в прошлом году в Нижнем Новгороде.

Бухгалтер коммерческой фирмы хотела получить несколько справок о закрытии банковских счетов в своей районной инспекции. К несчастью для нее, справки выдавали в другое время. Посещение других кабинетов тоже результатов не дало. Она вернулась в первый кабинет и потребовала жалобную книгу. Инспектор ей ответила, что налоговая – это не магазин продуктов, и жалобных книг здесь не выдают.

То, что произошло дальше, каждая из сторон рассказывала по-разному, но суть сводится к одному: дамы вступили в рукопашную. Причем по «полной программе» – с выдиранием волос, битьем головой об стол и с привлечением помощи «секундантов». Со стороны бухгалтера это были водитель и брат, приехавшие вместе с ней, со стороны инспектора – две ее коллеги, сидевшие рядом в кабинете.

Уголовное дело было заведено с подачи налогового инспектора. Она не захотела «спускать все на тормозах» и обратилась в районный суд. Бухгалтеру инкриминировали статью 318 Уголовного кодекса «Применение насилия в отношении представителя власти».

За это самое применение нарушитель может быть наказан либо штрафом размером до 200 тысяч рублей или в сумме своей заработной платы (или иного дохода) за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев. В особо «тяжелых случаях» нарушителя могут лишить свободы на срок до пяти лет.

Рассмотрев доводы обеих сторон и выслушав свидетелей, суд вынес свое решение. Он приговорил бухгалтера к трем годам лишения свободы, в том числе с двумя годами испытательного срока (такая формулировка означает, что человек фактически остается на свободе (условный срок) в том случае, если в течение испытательного срока он не нарушит закон), и к штрафу в размере 27 тысяч рублей.

Мнения участников

Прокомментировать ситуацию мы попросили одного из участников этого конфликта. Г-жа Горшкова, старший налоговый инспектор, ответила следующее:

– Мне кажется, что в наших непростых отношениях (бухгалтеров и налоговых инспекторов – прим. ред.) во многом виновата информационная политика, проводимая государством. С телевизионных экранов, со страниц газет и журналов налогоплательщиков настраивают против налоговой службы. Говорят, что мы все непрофессионалы, взяточники, что мы даром едим хлеб. И люди приходят к нам с этим настроем. А ведь это далеко не так. Я не считаю себя непрофессионалом – у меня два высших образования, экономическое и юридическое, я сама работала бухгалтером в коммерческой фирме и уже три года работаю в налоговой инспекции. И я понимаю налогоплательщиков, которые стоят в очереди, понимаю их чувства. Но ведь это не значит, что нужно кидаться на людей.

Бухгалтерская аудитория сайта www.buhgalteria.ru пришла к выводу, что тема отношений между представителями двух профессий требует к себе все больше и больше внимания, ведь, сколько не переходи на электронку и «почтовый» вариант работы, – общаться все равно придется. А делать это с чувством взаимной неприязни или еще хуже – ненависти – просто невозможно.

Среди мнений были и высказывания тех, кто не встал на защиту ни одной их сторон. Они считают, что винить нужно не бухгалтеров и налоговых инспекторов, а систему работы налоговой службы всей страны. Ее неотлаженность, даже на государственном уровне, постоянные изменения, отсутствие кадровой политики и очень низкая материальная обеспеченность приводят к таким плачевным результатам.

Сторонние эксперты

Сергей Беляков, заместитель руководителя налогового комитета РСПП, считает, что отношения между бухгалтерами и налоговыми инспекторами в принципе очень конфликтны. И не последнюю роль в этом играет то, что чиновник, в данном случае налоговый инспектор, воспринимает налогоплательщика не как своего работодателя, а лишь как сторону, несущую налоговые обязательства. А налогоплательщик «благодаря» такой позиции воспринимает чиновника не как представителя государства, обеспечивающего его интересы, а как вымогателя.

По его словам, любая деятельность оценивается по ее эффективности. К сожалению, единственным критерием оценки эффективности налоговых инспекторов всегда было и есть выполнение плана по сбору налогов. Чем больше собрал – тем лучше работал.

– Позиция «надзирателя» сильно ожесточает налогоплательщика. Тем не менее существуют более лояльные методы решения конфликтов: жалобы, заявления руководству оскорбившего вас инспектора. Поэтому я считаю, что в этой ситуации обе стороны показали себя «достойными» друг друга, – утверждает замруководителя налогового комитета РСПП.

По мнению Дины Крыловой, руководителя Центра экспертизы проблем предпринимателей «ОПОРЫ России», инспекторы могут позволить себе непрофессионализм, в то время как современное налоговое законодательство предъявляет к налогоплательщику чрезвычайно высокие требования в части его четкого исполнения. А во многих инспекциях до сих пор царит дух Советского Союза – до того сильны здесь пережитки прошлого.

– Я считаю, что этот инцидент связан именно с подготовкой кадров для налоговых инспекций. До тех пор пока туда будут брать кого ни попадя – неважно, имеет ли человек профессиональные навыки работы с людьми и с документами, – так и будет процветать «совок». Пока там не начнут работать профессионалы, отношение к плательщику с их стороны как надзирателя к заключенному будет продолжаться. Если человек не может не хамить, не может общаться с людьми, – он должен работать там, где есть только компьютеры и бумаги, а не в налоговой инспекции.

О том, что думают по поводу таких конфликтов в частности и по поводу необходимости неформальных отношений между бухгалтерами вообще в Федеральной налоговой службе, мы спросили у Елены Толгской, начальника Управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС. Она считает, что проблемы взаимоотношений именно между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами не существует.

— Существует проблема межличностных отношений, которые зависят от каждого конкретного человека. Конфликты происходят и в других государственных учреждениях и коммерческих организациях, не только в налоговых инспекциях. Это скорее рабочие моменты, которые имеются в системе отношений между «клиентом» и «структурой».

Вопрос о том, нужны ли неформальные отношения между бухгалтером и налоговым инспектором, не нужно рассматривать так узко. С таким же успехом можно спросить, нужны ли неформальные отношения между врачом и пациентом, родителями и учителями. Мы в свою очередь считаем, что наша задача на данный момент – свести личностные отношения между бухгалтерами и налогоплательщиками к минимуму. И способствовать этому должен переход налогоплательщиков на электронный способ сдачи отчетности, – считает Елена Толгская.

Впрочем, не все прибегают к электронной отчетности как к панацее от всех разногласий. Борются с ней и рублем. Так, в Подмосковье, например, установлены размеры штрафов, которые грозят чиновникам, недобросовестно общающимся с посетителями. Если чиновник будет тянуть с рассмотрением обращения (или вообще его потеряет), а также не примет посетителя в назначенное время, то нерадивого служащего накажут штрафом. Правда, небольшим – его размеры составляют от 100 до 300 рублей. Максимальная же сумма штрафа – 1500 рублей.

Раньше, когда существовала кабинетная система работы с налогоплательщиками, бухгалтер мог лично общаться с тем инспектором, который «ведет» его фирму. Уже при сдаче отчетности можно было выяснить, где бухгалтер допустил ошибку и на что нужно обратить внимание. А если возникали вопросы еще до ее составления, можно было запросто позвонить своему инспектору и заранее обговорить спорные моменты и возможные последствия.

Кабинетная система работы налоговых инспекций официально «приказала долго жить» в начале 2004 года, когда изменились регламент работы с налогоплательщиками и функциональная структура в самом налоговом ведомстве. Приемом отчетности стали заниматься одни отделы, проверкой – другие, актами сверок – третьи. Налоговые чиновники решили уйти от привязки инспектора к конкретной фирме. По официальной версии – для того, чтобы улучшить эффективность работы и разобраться с проблемой безумных очередей в инспекциях, по не совсем официальной – чтобы побороть коррупцию среди инспекторов, которая расцвела за время кабинетной системы пышным цветом.

Затем в инспекциях начали появляться операционные залы с пресловутым «одним окном», куда бухгалтеры сдавали всю отчетность. В некоторых инспекциях даже вход туда сделали отдельным. Потом стало понятно, почему: в остальные отделы бухгалтеру свободный вход стал запрещен. Теперь, чтобы получить акт сверки или какую-либо справку, ему нужно было записываться заранее и брать пропуск.

Естественно, при таком подходе наладить какие-то партнерские отношения очень сложно.

Из первых уст

Редакция бератора «К вам пришла проверка» в рамках акции «Защита от произвола и бюрократии» ежедневно получает десятки писем с жалобами бухгалтеров. Все пишущие так или иначе сталкивались с фактами скрытого или явного недоброжелательства со стороны чиновников.

Его проявления самые разные: от ни на чем не основанных обвинений в непрофессионализме до нежелания обсуждать даже те вопросы, которые прямо относятся к компетенции инспектора. Гнев на милость некоторые госслужащие сменяют, только получив «подарки». И тогда, по словам Ирины Скворцовой (одной из приславших письмо в редакцию бератора), «мы наблюдаем чудесное превращение злобного цербера в кроткую овечку».

Инспекторам облегчают жизнь

Напряженность в отношениях налоговых работников и бухгалтеров в скором времени, возможно, исчезнет. ФНС больше не рассылает в территориальные управления планы по сбору налогов. Теперь, по словам чиновников, план не будет «висеть» над инспекторами и провоцировать на некорректные действия по отношению к налогоплательщикам. А работа инспекций будет оцениваться по количеству жалоб, поступивших за определенный отрезок времени, и по сумме реально собранных налогов (другими словами, по тем суммам, начисление которых в суде оспорить не смогут).

Считаете ли вы нужным налаживать «нерабочие» отношения с налоговыми инспекторами?

  • Да, «свои» люди в инспекции будут нелишними – 54%
  • Не стремлюсь к этому, держусь нейтрально – 32%
  • Не вижу в этом смысла, нужно работать, а не дружить – 14%

В опросе приняли участие 1500 человек

Опрос проводился на сайтах www.buhgalteria.ru, www.klerk.ru, www.audit-it.ru

Начать дискуссию