До последнего времени в ИФНС № 46 было все спокойно. Больше полусотни инспекторов одновременно принимали и выдавали документы. К тому же действовала система электронных очередей. Хотите подать документы на регистрацию или получить выписку из единого госреестра — жмите нужную клавишу на специальном автомате. Дальше остается только ждать, когда на справочном табло высветятся номера талона и окна, в которое нужно обращаться.
Ситуация изменилась. Теперь только в этой инспекции москвичи могут зарегистрировать компании, внести изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ, подать бумаги на преобразование и ликвидацию фирмы.
Бухгалтеры недовольны. Еще недавно самым главным аргументом против было неудобное расположение инспекции. До Походного проезда, где находится налоговая, можно добраться лишь от Сходненской и Тушинской станций метро. А это не ближний свет для большинства московских бухгалтеров. Сейчас же настоящим бедствием для них стали очереди, свидетелями которых оказались и мы.
Осмотр на месте
В 8.30, за полчаса до начала работы инспекции, команда «Московского бухгалтера» была на месте. Фотограф и корреспондент и раньше становились свидетелями жуткой толкучки у дверей столичных налоговых инспекций. Но перед входом в ИФНС № 46 творилось что-то невероятное. Здание окружали сразу две очереди, в каждой более 300 человек.
Первая состояла из бухгалтеров, юристов, директоров фирм, желающих подать документацию. Во второй томились те, кто хотел получить готовые бумаги. Я заняла очередь, но с самого начала было понятно, что попасть в налоговую получится не скоро.
Вдоль цепочки людей прохаживались две дамы с кипой исписанных простой шариковой ручкой листов. Со всех сторон им задавали вопросы: «Вы списки составляете?», «А записаться можно?», «Когда перекличка?». «Меня запишите на сдачу», – попросила девушка с измученным лицом.
Оказалось, чтобы гарантированно попасть на прием к инспектору и решить все регистрационные вопросы, нужно предварительно записаться. Причем сегодня создается перечень очередников на завтра. Я представилась бухгалтером и тоже записалась. До начала приема в инспекции оставалось еще 15 минут, а мой предполагаемый номер был 404-й.
— Значит, я попаду завтра на прием? — обратилась я к составительнице списка.
— Для этого вам нужно будет прийти на две переклички: сегодня в 16.00 и завтра в 8.00. К завтрашнему утру очередь обязательно сократится. И может быть, вы даже попадете в первую сотню.
Нам стало интересно, что же это за благородные женщины, которые взвалили на себя труд по контролю над неуправляемой толпой бухгалтеров. Но на этот вопрос дамы отвечать не стали, а только подозрительно посмотрели на корреспондента.
— Я знаю, кто это такие, — сказала наша соседка по очереди, не назвавшая своего имени. — Они работают в юридической компании, занимающейся регистрацией фирм, и могут исправлять списки по собственному желанию. Например, вносить туда фамилии своих коллег. Из-за этих махинаций возникают проблемы. Утром со мной записывался один мужчина. Сначала он был 70-м, а потом стал 300-м. Впрочем, все равно под контролем удержать эту толпу очень трудно. Вчера люди, ничего не знавшие о списках и занявшие очередь до открытия, просто вырвали листы и разорвали их в клочья.
Сдают нервы
В этот день, как только двери налоговой распахнулись, многие из счетной братии не смогли держать себя в руках. Началась давка, послышались крики. Некоторые нетерпеливые очередники в буквальном смысле шли по головам...
Как оказалось, попадание в первые две сотни перечня еще не гарантирует, что до вас дойдет очередь. Бухгалтер, прошедший по списку, должен получить талончик с номером. Квитки выдают автоматы. Достаточно только нажать на кнопку, под которой написана цель вашего визита, — и бумажка с номером у вас в руках. И вот тут начинаются странности. Бывший 70-м в списке может запросто оказаться 150-м в очереди к инспектору.
Зато сразу после того, как люди на улице расходятся, в инспекции начинается бойкая торговля талончиками. Шустрые молодчики предлагают опоздавшим пойти на прием вместо них. Цена талончика варьируется от 500 до 1000 рублей. Многие бухгалтеры достают мобильные телефоны и звонят своему начальству. Получив от руководства разрешение, они быстро, чтобы не опередили конкуренты, расплачиваются с продавцами и получают заветный квиток. На лицах появляется улыбка — есть шанс попасть к окошку уже сегодня.
— В очереди со мной стоял бухгалтер, который хотел подать документы на первоначальную регистрацию, — рассказала Валентина Голубева, бухгалтер торговой фирмы. — Его время уже подходило, когда оказалось, что не хватает одной бумаги. Этот мужчина хотел поменяться талончиком с теми, кто стоял за ним. Но не тут-то было! Подошли торговцы «заветными бумажками» и порвали его талончик прямо на глазах у всех. Они заявили, что эта территория принадлежит им и никто не смеет вмешиваться в их бизнес.
Почему же оснащенная по последнему слову техники инспекция не может справиться с потоком налогоплательщиков? Нам кажется, все дело в том, что прием ведется не во всех окнах. Занято меньше половины инспекторских мест.
— Я теряю в этих очередях уже третий день, — продолжает Валентина. — И самое ужасное – не уверена, что смогу попасть на прием и сегодня. Когда я спрашиваю у инспекторов, почему работают не все окна, мне отвечают, что остальные сотрудники в отпуске. Не нужно было торопиться с переводом всей Москвы в одну инспекцию до тех пор, пока ее ресурсы не позволяют работать на полную мощность.
Перекличка
В 16.00 мы снова были у дверей инспекции. До конца рабочего дня оставалась всего пара часов, а в залах налоговой и во дворе по-прежнему было многолюдно. Кто-то сидел повесив голову, кто-то прислонился к стене. На улице шел непрекращающийся разговор: «Успеем или не успеем?», «Зачем так над людьми издеваются?», «Если я сегодня не получу документы, директор меня уволит!».
Бухгалтеры, которым не светило сегодня попасть к инспектору, бежали за забор на перекличку. Собравшихся было совсем немного, так что у меня были все шансы оказаться в первой сотне очередников на завтрашний прием. Женщина, составлявшая списки утром, была окружена плотным кольцом людей. Один за одним она выкрикивала номера очередников. Услышав свою цифру, нужно было назвать фамилию – и можно быть свободным до завтрашнего утра.
— 404! — прокричала хозяйка списка.
Я решила промолчать, чтобы зря не занимать место, которое может очень пригодиться измученному бесконечным ожиданием бухгалтеру.
P.S.
К сожалению, мнения официальных лиц по поводу беспредела в «регистрационной» инспекции узнать не удалось. В отделе по работе с налогоплательщиками и СМИ УФНС по г. Москве нам пообещали дать разъяснения. Но позже сотрудник отдела Екатерина Гусарова заявила: «Пока не будет выработана единая информационная политика по данному вопросу, комментировать ситуацию мы отказываемся...»
cправка
Столичное налоговое управление передало функции по государственной регистрации компаний из всех инспекций в ИФНС № 46 (приказ УФНС по г. Москве от 8 июля 2005 г. № 286). Централизация началась еще в конце прошлого года (приказ УФНС по г. Москве от 6 декабря 2004 г. № 400). К началу августа процесс передачи полномочий по регистрации фирм уже был завершен.
очевидец
Елена Павлова, бухгалтер строительной фирмы:
— Я приехала в инспекцию к половине восьмого утра, по списку я была 565-я. И это учитывая, что налоговая работает с 9 часов. Когда двери ИФНС открыли, толпа рванула ко входу, побросав списки. А охрана из четырех человек пыталась сдержать напор. В результате началась давка, затем потасовка. У меня на глазах мужчине сломали ногу, а на земле я увидела чей-то потерянный протез руки.
Неужели чиновники добивались именно такого исхода, передавая функции по госрегистрации в одну инспекцию?
Начать дискуссию