Финансовое ведомство разъяснило порядок документального подтверждения для целей исчисления налога на прибыль расходов командированных лиц на приобретение авиабилетов в бездокументарной форме (электронный билет). (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 19.04.13 № 03-03-07/13501)
Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 19.04.13 № 03-03-07/13501
Общая норма признания прездных расходов в целях налогообложения прибыли
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ, одним из условий для признания расходов в целях налогообложения прибыли (помимо экономической обоснованности) является их документальное подтверждение.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, обоснованные документами:
– оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены данные расходы;
– косвенно подтверждающими произведенные расходы (например, справками).
Билет как бланк строгой отчетности
Как прописано в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…», организации и индивидуальные предприниматели могут вести наличные денежные расчеты (или расчеты с использованием платежных карт) без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению. Но при условии выдачи клиентам соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359 утверждено Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение № 359). Оно и устанавливает порядок ведения организациями и предпринимателями наличных расчетов без применения ККТ.
Согласно пункту 5 Положения № 359, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, то такие федеральные органы утверждают эти формы бланков документов для осуществления наличных расчетов.
В соответствии с пунктом 1 приказа Минтранса России от 08.11.06 № 134 документом, используемым для удостоверения договора перевозки пассажира, является электронный пассажирский билет. На основании подпункта 2 пункта 1 указанного нормативного акта, электронный билет, в частности, содержит следующую информацию:
– сведения о пассажире;
– наименование и (или) код перевозчика;
– номер рейса;
– дату отправления рейса;
– время отправления рейса;
– наименование и (или) коды аэропортов (пунктов отправления и назначения) для каждого рейса;
– тариф;
– эквивалент тарифа (если применяется);
– итоговую стоимость перевозки;
– форму оплаты;
– сборы (если применяются);
– уникальный номер электронного билета.
Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) обязательно составляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру. Она считается документом строгой отчетности.
Таким образом, документ, удостоверяющий факт заключения договора перевозки пассажира и факт оплаты проезда, – это электронный билет (маршрут/квитанция).
Документом же, подтверждающим сам факт полета пассажира на воздушном судне, является посадочный талон, удостоверяющий право пассажира на посадку в самолет.
Посадочный талон выдается на основании регистрации пассажира на рейс. Справа у него имеется отрывной корешок, на котором дублируется основная информация с посадочного талона, этот корешок остается у пассажира после прохождения контроля. Именно отрывной корешок посадочного талона свидетельствует о факте совершенного пассажиром полета, а следовательно, и о состоявшемся факте служебной поездки как таковой.
То есть если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на его покупку для целей налогообложения прибыли, являются:
1) маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;
2) отрывной корешок посадочного талона, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Если корешка к посадочному талону нет
При утере отрывного корешка справка, содержащая необходимую для доказательства полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем, также принимается как документ, подтверждающий расходы на осуществленный авиаперелет (письмо Минфина России от 13.01.12 № 03-03-06/1/11).
В отдельных ситуациях факт полета может быть установлен на основании иных документов. Например, по отметкам таможенных служб в загранпаспорте работника в случае направления его в командировку за рубеж. При таких обстоятельствах полагаем, что отсутствие отрывного корешка посадочного талона не может служить препятствием для учета расходов на оплату проезда сотрудника к месту командировки и обратно. Расходы на приобретение работником электронного авиабилета тоже могут быть учтены в уменьшение налогооблагаемой прибыли при наличии документов, свидетельствующих о направлении сотрудника в командировку, о его проживании за границей (письмо Минфина России от 07.09.07 № 03-03-06/1/649).
Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 11, июнь 2013 г.
Начать дискуссию