ЭДО

Электронные счета-фактуры: затянувшийся старт

В мае 2012-го, с принятием соответствующего приказа ФНС, в России официально стартовал оборот электронных счетов-фактур. Прошел год. Что же происходит на этом рынке? Да и есть ли он, этот рынок?
Электронные счета-фактуры: затянувшийся старт
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В мае 2012-го, с принятием соответствующего приказа ФНС, в России официально стартовал оборот электронных счетов-фактур. Прошел год. Что же происходит на этом рынке? Да и есть ли он, этот рынок?

105 тысяч хотелок

На сегодняшний день на учете в ФНС стоят 38 операторов электронного документооборота (ЭДО), еще 2 ждут, когда их заявки будут удовлетворены. Тем не менее, несмотря на внушительное количество операторов, реальный вес имеют лишь единицы. По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства РОСЭУ (Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг) Анатолия Миклашевича, разработкой соответствующего программного обеспечения занимаются лишь шесть организаций. Они же и делят между собой подавляющую часть рынка.

Впрочем, слово "рынок" в данном случае употребляется весьма условно. Прежде всего, стоит помнить, что электронная отчетность, прижившаяся у нас давно и успешно, и электронный обмен первичной документацией - две очень большие разницы. Недавно ФНС обнародовала свежие цифры: около 105 тысяч юридических лиц уведомили службу о том, что в случае проверок будут готовы предоставлять счета-фактуры и другие документы утвержденных форматов в электронном виде. Цифра удивила самих операторов - еще совсем недавно она была буквально на порядок меньше. Но обещать, как известно, не значит жениться. И уведомление о намерениях совсем не означает, что эти 105 тысяч организаций уже оживленно обмениваются между собой электронной первичкой. Для характеристики текущего состояния ЭДО в России хорошо подходит еще одна метафора - хочется, но колется.

Сила притяжения

Как вообще российские организации приходят к осознанию необходимости ЭДО? Кто или что их туда влечет?

Инициаторами, "толкачами" рынка выступают, конечно же, крупные организации, причем, как правило, имеющие иностранные корни. Это ритейлеры, поставщики оборудования и механизмов, производители продуктов питания и товаров для быта. Каждый из них по определению "оброс" в России широкой сетью больших и малых контрагентов - и эту-то сеть он и тащит за собой из бумажного болота в электронный океан.

"Электронные счета-фактуры нужны в первую очередь крупным компаниям, потому что они от бумажного документооборота несут наибольшие логистические убытки, - поясняет генеральный директор СКБ Контур Дмитрий Мраморов. - Но несмотря на то, что пилотных проектов с драйверами рынка много, до своего логического завершения, промышленной эксплуатации дошли лишь единицы. Между "хотеть" и "делать" есть понятие "вложиться". Процесс сложный, срабатывает так называемый "эффект факса" - крупной компании нужно, чтобы определенное, критически важное число ее контрагентов тоже перешли на ЭСФ, иначе процесс теряет смысл".

Считать, что "мастодонты" рынка дружным фронтом бьются за торжество ЭДО в России - тоже неправильно. Процесс, скорее, можно сравнить с пузырями на поверхности: отдельные организации проявляют большую активность, но в целом обмен электронными счетами-фактурами не налажен даже внутри самого бизнеса, не говоря уже об их предоставлении в контролирующие инстанции.

"Многие выжидают, пока что-то прояснится, - говорит Мраморов. - Например, когда появится соответствующая судебная практика. Есть и еще одно осложняющее обстоятельство. Если бумажную счет-фактуру можно выставить задним числом, приняв НДС к зачету после завершения месяца, то с ЭСФ такой фокус не проходит - она датируется днем выставления. От ФНС звучали предложения уравнять два документа в правах, введя для ЭСФ некий диапазон дат, в течение которых она может быть зарегистрирована задним числом. Но пока законодательно вопрос не решен, и это тоже не стимулирует процесс".

Список фобий

Компания "Такском" спросила своих клиентов, планируют ли они внедрять электронный обмен первичной документацией. Результаты были таковы: в ближайший год переход не планируют этим заниматься 47%, не планируют вовсе 23%, планируют переход в ближайшие полгода 25%, активно переходят в настоящее время 3% и полностью перешли 2%. Как видим, скептицизм и осторожность пока что побеждают.

Что же мешает? - спросил "Такском". И получил следующие ответы. Нежелание контрагентов переходить на электронное взаимодействие - 27%. Не сформирована арбитражная и судебная практика в пользу налогоплательщика по данному вопросу - 20%. Привычней и надежней работать с бумагой - 17%. Опасаемся существенных рисков при переходе на ЭСФ - 15%. Не хватает успешных решений на рынке, стимулирующих внедрение ЭСФ - 12%. Отсутствие конкурентных предложений от разработчиков ПО и операторов электронного документооборота - 4%.

Вы пишите, вы пишите, вам зачтется

Как видим, предприниматели, несмотря на заверения ФНС о готовности принимать электронные счета-фактуры (и даже призывы отправлять их), предпочитают дождаться, пока кто-нибудь другой "обожжется" на неизведанной практике.

Возможно, в скором времени их решимость будет подстегнута: как уже писал Клерк.Ру, рассматриваемый Госдумой "законопроект пяти шестерок" расширяет поводы для налоговых проверок. Предложенные Минфином изменения в 88 статью НК вводят три дополнительных основания истребования документов: наличие уточненной декларации с суммой налога меньше ранее заявленного, "убыточная" декларация по налогу на прибыль, а также противоречивые данные в декларации по НДС.

Так готова ли ФНС принимать электронную первичку вместо бессчетных пачек бумаг?

"В тех форматах, которые утверждены Минфином, - готовы, - говорит заместитель начальника Управления информатизации ФНС Дмитрий Краснов. - Трудности будут с их анализом. В каждой отрасли есть свои документы, свои внутренние сведения. Сейчас мы просто оставили в ЭСФ "подвал" для сведений, не вошедших в основные поля. То есть принять документ ФНС может, но если дело дойдет до контрольных мероприятий, то анализ этого "подвала" затянется".

Начальник управления налогообложения ФНС Дмитрий Григоренко, наоборот, уверен, что заполнять "подвал" нужно максимально подробно. И вообще, этим путем налогоплательщики смогут сократить количество подаваемых документов.

"Я не знаю, почему существует стереотип, что электронную счет-фактуру нельзя править, - удивляется Григоренко. - Да до бесконечности можно это делать, посмотрите 1137, что там написано. Да хоть звездочки с самолетиками рисуйте.

Разница между электронной накладной и ЭСФ - там 7, а здесь 5 обязательных реквизитов. Плюс СФ должна быть оформлена в течение 5 дней после операции, а накладная - здесь и сейчас. Но если СФ оформлена в день совершения операции, то второе условие пропадает. Остается добавить недостающие реквизиты - и готова накладная. Можно объединить два документа в одном и использовать его как для вычета по НДС, так и для отражения в учете факта хозяйственной операции. Мы вообще разработали формат объединенного документа - счет-фактура, а дальше тире и то что вам нужно - акт, накладная и так далее".

Как бы то ни было, пока что, по словам Григоренко, поток ЭСФ в его ведомство настолько мал, что о каких-то выводах говорить просто не приходится.

Почему же нет роуминга?

Еще одним препятствием для внедрения ЭДО является отсутствие полноценного роуминга между операторами. "Организационно это пока невозможно, - признается директор по развитию "Тензор" Владимир Карпов. - Хотя технически все готово: как операторы ЭДО, так и спецоператоры ФНС находятся в одном цифровом пространстве. "Включить" друг друга мы можем почти мгновенно".

"Это вопрос не софта, это вопрос политики", - подтверждает Анатолий Миклашевич из РОСЭУ. По его словам, самим операторам роуминг не нужен, он будет развиваться лишь под давлением крупных клиентов. Оно и понятно - раздел шкуры неубитого медведя (то бишь рынка ЭДО) идет полным ходом, и пока он не закончен, договариваться особо не о чем. Операторам, наоборот, выгодно, когда их ключевые клиенты перетягивают в свою орбиту мелких контрагентов, порой даже вынуждая их менять обслуживающую компанию.

Очевидно, роуминг ЭДО не заработает до тех пор, пока рынок не будет окончательно поделен между операторами. А пока клиентам приходится довольствоваться "до конца не жизнеспособными", как выразился Карпов, решениями.

"Говорить, что рынок документооборота в России существует, странно, - резюмирует Дмитрий Мраморов из СКБ Контур. - Его надо сформировать, а потом уже делить. Много авансов было выдано этому рынку, его очень долго грели: мол, сейчас это все взлетит и как ракета куда-то помчится. Но по факту оказалось, что рынок очень сложный. Бизнес-процессы менять непросто. ЭСФ - лишь часть айсберга, есть еще куча сопроводиловки, без которой заказчику неинтересно менять сложившуюся систему".

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию