Зарплата

Новые правила оформления трудовых книжек уже действуют

Среди многочисленных функций отдела кадров одна из основных – работа с трудовыми книжками сотрудников. Но нормативные акты о трудовых книжках, которыми кадровики руководствовались последние 30 лет, порядком устарели и перестали соответствовать духу времени. И вот 16 апреля 2003 года Правительство РФ издало постановление № 225 «О трудовых книжках». Что же изменилось с его принятием в порядке ведения трудовых книжек? Об этом нам рассказывает заместитель руководителя правового департамента, начальник отдела правового регулирования труда Галина Васильевна РОИК.

Кадровое дело №6, 2003

Среди многочисленных функций отдела кадров одна из основных – работа с трудовыми книжками сотрудников. Но нормативные акты о трудовых книжках, которыми кадровики руководствовались последние 30 лет, порядком устарели и перестали соответствовать духу времени. И вот 16 апреля 2003 года Правительство РФ издало постановление № 225 «О трудовых книжках». Что же изменилось с его принятием в порядке ведения трудовых книжек? Об этом нам рассказывает заместитель руководителя правового департамента, начальник отдела правового регулирования труда Галина Васильевна РОИК.

– Галина Васильевна, расскажите, пожалуйста, вначале вкратце, какие вопросы регулирует постановление правительства о трудовых книжках.
– Постановление Правительства «О трудовых книжках» издано в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса. Этим постановлением утверждена форма трудовой книжки и вкладыша к ней, правила ведения и хранения трудовой книжки, изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей. Порядок обеспечения работодателей такими бланками (на платной основе) будет утверждаться Министерством финансов. А Министерству труда к 15 июля поручено подготовить и утвердить инструкцию по заполнению трудовых книжек.

– Значит теперь старые трудовые книжки будут обмениваться на новые?
Нет, в постановлении прямо сказано, что имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат.

– Когда вступают в силу Правила ведения трудовых книжек? Ведь в постановлении сказано, что новые трудовые книжки вводятся в действие только с 1 января 2004 года.
– Действительно, кадровиков волнует вопрос о том, можно ли применять Правила в настоящий момент. Многие считают, что пока нет трудовых книжек нового образца и инструкции по их заполнению, правила не могут использоваться. Но это ошибочное мнение. Правила уже действуют, их нужно применять сейчас, не дожидаясь выхода инструкции и появления трудовых книжек нового образца. Поскольку в самих Правилах не установлен срок вступления их в силу, действует общеустановленный порядок введения в действие нормативно-правовых актов правительства – по истечении семи дней со дня их первоначального официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ». Напомним, что текст постановления правительства «О трудовых книжках» был опубликован в «Российской газете» 22 апреля 2003 года.

– В чем же особенности новых Правил?
– Нужно сказать, что эти Правила как бы сконцентрировали в себе два документа, которые действовали по вопросам ведения трудовых книжек. Это постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС «О трудовых книжках» от 06.09.73 № 656 и Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.74 № 162. В новые Правила, разумеется, были включены те положения, которые сохранили свою актуальность и жизнеспособность. Правила отражают концептуальные положения норм Трудового кодекса, касающихся трудовых книжек.

– А прежние постановление и инструкция еще действуют?
– Несмотря на то что постановление СМ СССР и ВЦСПС официально не признано не подлежащим применению, по данным вопросам нужно руководствоваться новым постановлением Правительства РФ. Что касается инструкции, то пока она действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

– Появились ли в Правилах какие-то принципиальные новшества?
– Прежде всего нужно отметить, что, как и раньше, трудовая книжка остается основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Я обращаю на это особое внимание. В связи с экономическими преобразованиями в стране, с изменением законодательства (в частности пенсионного) еще при обсуждении проекта Трудового кодекса возникал вопрос, а нужны ли вообще трудовые книжки, если появится персонифицированный учет и страховой стаж? В результате трудовая книжка все же осталась. Но при работе над Правилами было принято решение минимизировать изменения по порядку ее ведения.
Второй вопрос, который тоже вызывал много разногласий, был связан с возможностью ведения трудовых книжек работодателями – физическими лицами. Теперь, как в статье 66 Трудового кодекса, так и в Правилах, однозначно сказано, что работодатель – физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
Тем не менее в Правилах много новшеств. И одно из них касается уточнения порядка выдачи работнику копии трудовой книжки или заверенной в установленном порядке выписки из нее. Здесь появилось указание на то, что работник обязан обратиться с таким заявлением в письменном виде, а работодатель не позднее трех дней со дня подачи заявления предоставляет требуемые документы.

– Изменилось ли что-нибудь в форме трудовой книжки, правилах ее заполнения?
– Новое положение содержится в подпункте «б» пункта 9 Правил. Оно состоит в том, что в трудовую книжку при ее оформлении теперь вносятся сведения о квалификации работника. Положение об этом включено и в форму трудовой книжки.
Хотелось бы упомянуть и о таком важном новшестве, как запрет сокращений в трудовой книжке. Он появился, чтобы снять неточности, неясности в записях сведений о работе. Поскольку сокращения, которые допускали кадровики при заполнении трудовых книжек, часто требовали уточнений, а порой приводили к конфликтам с работником. В Правилах четко установлено, что все записи в трудовой книжке теперь производятся без каких-либо сокращений.

– Значит, в трудовой книжке нельзя писать «ТК» вместо словосочетания «Трудовой кодекс»?
– Применять можно только те аббревиатуры, которые утверждены в установленном порядке. Аббревиатура «ТК» официально не принята, поэтому в трудовой книжке надо писать полностью «Трудовой кодекс».

– Разрешилась ли в Правилах заботившая всех проблема, на какую статью делать ссылку при увольнении работника?
– Вы задали вопрос, который с появлением нового Трудового кодекса был, пожалуй, самым актуальным. Да, этому посвящены пункты 15, 16, 17, 18, 19 Правил. Обычно кадровиков интересует, на какую статью ссылаться при увольнении по собственному желанию. И многие при этом делают ссылку на статью 80 Трудового кодекса, что неверно. Теперь в пункте 15 Правил четко прописано, что при расторжении трудового договора по инициативе работника ссылка делается на пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

– А в порядке внесения изменений и исправлений в трудовую книжку появилось что-нибудь новое?
– Этому посвящен третий раздел Правил. И нужно сказать, что здесь появились вопросы, которые кадровики должны взять на вооружение в обязательном порядке. Например, пункт 27 Правил предусматривает, что при выявлении неправильной или неточной записи в трудовой книжке ее исправление производится в той организации, где была сделана запись. Но теперь появилась возможность производить такие исправления и по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Значение этого нововведения трудно переоценить.Представим, что работник, у которого обнаружена ошибка в трудовой книжке, работал во Владивостоке. Теперь не нужно будет ехать туда или пересылать туда его трудовую книжку для внесения исправлений. Достаточно запросить официальный документ у работодателя, допустившего ошибку.

– Предъявляются ли к форме такого документа какие-нибудь особые требования?
– Вполне возможно, что они будут в нашей инструкции. Ну а пока можно руководствоваться общеустановленными требованиями к документам такого рода. А именно: документ должен содержать номер, дату, печать, подпись, и если имеется приказ, то ссылки на соответствующий приказ – о приеме на работу, об увольнении.

– А кто исправляет неверные записи, если уже не существует той организации, которая их произвела?
– В пункте 28 Правил сохранилось прежнее положение: если организация, которая произвела неправильную запись в трудовой книжке, реорганизована, исправление этой записи производится ее правопреемником. А вот дальше – новшество. И заключается оно в том, что в случае ликвидации организации неправильная запись исправляется работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.
Правилами установлены случаи, при которых свидетельские показания могут служить основанием для исправления внесенных ранее записей. Это записи, в отношении которых имеется судебное решение, и случаи, когда выдается дубликат трудовой книжки при массовой утрате документов. Напомним, что по общему правилу свидетельские показания не могут быть основанием для исправления записей в трудовой книжке.

– Как теперь должен поступать работодатель, если требуется выдать дубликат трудовой книжки?
– В первую очередь разъяснился вопрос, каким образом работник должен обращаться к работодателю с просьбой выдачи дубликата – устно или письменно. Сейчас указано, что работник подает заявление. Это предполагает, конечно, письменную форму обращения. Поскольку работодатель не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления должен выдать ему дубликат трудовой книжки, вопрос о дате обращения, если оно было устным, играл весьма существенную роль.
Очень принципиальным, с моей точки зрения, является положение пункта 33 Правил. В нем говорится, что если в трудовой книжке имеется запись об увольнении или переводе на другую работу, признанная недействительной, то работнику по его письменному заявлению выдается по последнему месту работы дубликат трудовой книжки. И в этот дубликат переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением недействительной. Будем надеяться, что и кадровики, и работники по достоинству оценят этот новый порядок, поскольку раньше была совершенно другая практика. Возможность внесения в дубликат записей на основании трудовой книжки не была предусмотрена законом. При выдаче дубликата производились записи о работе в той организации, которая его выдавала, а трудовая книжка с отметкой о том, что выдан дубликат, возвращалась ее владельцу.

– Вот мы и добрались до раздела о выдаче трудовой книжки при увольнении. Появилось ли в нем что-то новое?
– Здесь имеется очень важное новшество. Теперь при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются не только подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек. Теперь нужна и подпись самого работника. Кроме случаев, когда работнику не удается вручить трудовую книжку в день увольнения или он отказывается от ее получения. Подпись эта означает, что работник согласен с произведенной записью и что она соответствует законодательству. При задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, внесении в трудовую книжку неправильной или не соответствующей закону формулировки причины увольнения работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок. Запись формулировки причины увольнения должна быть произведена в точном соответствии с федеральным законом.
Важным нововведением являются и некоторые правила, предусматривающие действия работодателя при задержке выдачи работнику трудовой книжки (п. 36 Правил), в частности, положение о том, что со дня направления сотруднику уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой работодатель освобождается от ответственности за задержку ее выдачи.

– Что предполагается рассмотреть в Инструкции по заполнению трудовых книжек?
– Инструкция будет посвящена более подробному порядку заполнения трудовых книжек. В ней планируется привести конкретные примеры записей, к примеру, об увольнении работника.

Начать дискуссию

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета