В отечественном законодательстве множество пробелов. Не обошли они и транспортный налог. Некоторые формулировки Налогового кодекса вполне способны поставить в тупик. Мы покажем, как этим воспользоваться с наибольшей выгодой.
«Подводные камни»
Как известно, транспортным налогом облагаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу. Однако, по мнению налоговиков, из этого правила есть исключение. Речь идет о большой группе транспортных средств, которые… не признаются таковыми Общероссийским классификатором основных фондов (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359).
Там сказано, что к транспорту относятся средства передвижения, предназначенные
для перевозки грузов и людей. А автомобили, выполняющие производственные или
хозяйственно-бытовые функции, считаются «передвижными предприятиями» и учитываются
как здания и оборудование. Это передвижные электростанции и трансформаторы,
лаборатории и мастерские, кухни и магазины, душевые и клубы. По таким автомобилям,
по мнению инспекторов, транспортный налог платить не нужно.
Однако чиновники из Минфина не согласны с коллегами из ФНС. Неважно, какое
оборудование установлено на автомобиле, поскольку это не меняет его сути. Ссылается
же Минфин на международное Соглашение о принятии единообразных технических
предписаний для колесных транспортных средств, заключенное в Женеве 20 марта
1958 года. Этот документ считает грузом любое оборудование, перевозимое специальными
автомобилями. А, следовательно, с таких машин транспортный налог надо платить
исходя из мощности двигателя (письмо Минфина России от 15 декабря 2004 г. №
03-06-04/14).
В данном случае налоговики делают поблажку коммерсантам. Ею можно спокойно
воспользоваться и не рассчитывать налог с так называемых передвижных предприятий.
Ведь проверять вас будут инспекторы, а они не против такой экономии.
Налог без транспорта
Бывает и обратная ситуация. Автомобиля давно нет «в живых» (сгорел при пожаре или превратился в груду железа на заднем дворе), а инспектор требует заплатить по нему транспортный налог. И, между прочим, вполне законно требует. Ведь машина в свое время была зарегистрирована на фирму. А механик или инженер не удосужились снять пришедшее в негодность авто с учета.
Как же доказать инспектору, что машины больше не существует? На этот вопрос
чиновники из ФНС попытались ответить в письме от 24 января 2005 г. № ММ-6-21/44(a).
Однако их разъяснения нельзя признать удачными. Наоборот, они окончательно
запутали дело. Судите сами.
По мнению налоговых работников, доказательством утилизации автомобиля служит
«документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного
средства», выданный организацией, которая фактически провела утилизацию.
Получить документ об утилизации можно в двух местах: на городской свалке или в пункте приема металлолома. После того как вы передадите останки своего «железного коня» этим службам, они выдадут вам справку или накладную соответственно. Однако ни та, ни другая не избавят вас от налога, и вот почему.
В статье 357 Налогового кодекса сказано: транспортный налог платят фирмы, «на которых… зарегистрированы транспортные средства». А это означает, что до тех пор, пока утилизированный автомобиль продолжает числиться за фирмой, налог вам придется платить.
Чтобы избежать подобной участи, нужно снять автомобиль с регистрационного
учета. Для этого вам нужно представить в Госавтоинспекцию:
- техпаспорт машины;
- ее регистрационные документы;
- знаки;
- акт о списании автотранспортного средства по форме № ОС-4а (утверждена постановлением
Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7), составленный вашей бухгалтерией.
В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с регистрационного
учета. Теперь этот документ послужит вам основанием для освобождения от уплаты
налога. Исключить из налоговой базы списанный автомобиль можно уже со следующего
месяца. Об этом сказано в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса.
Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники
ГИБДД сами сообщат в ФНС о снятии вашей машины с учета.
А как быть, если ваш автомобиль украли? Ведь он не сгорел, не утилизирован и по-прежнему числится за вами. Кроме того, есть надежда, что рано или поздно вам его вернут.
В этом случае избежать налога поможет справка, подтверждающая факт угона. Ее оформят в отделении милиции, которое расследует кражу вашего автомобиля. Причем в налоговую надо представить именно подлинник, а не ксерокопию справки (письмо УМНС по г. Москве от 21 июля 2004 г. № 23-01/3/ 48251). Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, когда фирма владела автомобилем.
Особенности регистрации
Напомним, что платить транспортный налог нужно по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). А что означает «местонахождение», если у фирмы есть филиал и авто записано на него? Ведь в свидетельстве о регистрации и техпаспорте как собственник автомобиля указана сама фирма, а в графах с адресными данными записано местонахождение обособленного подразделения. В таком случае непонятно, где платить налог – по месту головного отделения или филиала.
Эту загадку разрешило УМНС по г. Москве (письмо от 13 августа 2004 г. № 23-10/3/53374). Столичные инспекторы рассудили так. Раз налог напрямую связан с регистрацией транспорта, а автомобиль записан на адрес обособленного подразделения, то платить надо в налоговую инспекцию филиала. Туда же нужно и сдавать декларацию по налогу.
Если же в течение года фирма сняла автомобиль с учета в головном отделении и перерегистрировала его на филиал, то порядок расчета с бюджетом особый. До снятия техники с учета налог нужно платить по местонахождению самой фирмы, а после перерегистрации – по адресу филиала. Причем по ставкам, которые действуют в данном регионе.
При расчете налога необходимо учесть количество месяцев регистрации транспортного средства по каждому адресу. Как объяснил Минфин, местонахождением автомобиля в данном месяце считается место его регистрации по состоянию на 1-е число этого месяца (письмо от 9 апреля 2004 г. № 04-05-12/20).
С темой регистрации связана и другая проблема. Фирмы, которые сдают или берут транспорт в лизинг, нередко спорят о том, кто из них должен платить транспортный налог.
Ответ мы найдем все в той же статье 357 Налогового кодекса: налог платит тот, на кого зарегистрирован автомобиль. Обычно это балансодержатель. Поэтому в договоре лизинга надо предусмотреть пункт о том, кто учитывает на балансе транспортное средство и регистрирует его. От этого и будет зависеть, кто должен платить налог – лизингодатель или лизингополучатель (письмо УМНС по г. Москве от 21 февраля 2004 г. № 23-01/3/ 12406). Поэтому, получив или передав машину в лизинг, оформите договор правильно.
Начать дискуссию