Об утверждении порядка подтверждения постоянного местопребывания в РФ

Одной из функций Федеральной налоговой службы является подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации для граждан, а также российских и международных организаций. Все эти действия направлены на то, чтобы избежать двойного налогообложения как для физических, так и для юридических лиц.

Ведущий эксперт отдела нормативно-правовой информации компании ПРАВОВЕСТ
И.Г. Умяров

Приказ Федеральной налоговой службы от 08.09.2005 № САЭ-3-26/439 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ (РЕЗИДЕНТСТВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях упорядочения процедуры подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н “О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации”.

3. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федеральной налоговой службы Б.М. Короля.

Руководитель Федеральной налоговой службы А.Э. Сердюков

Утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 08.09.2005 № САЭ-3-26/439

ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ (РЕЗИДЕНТСТВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Уполномоченный орган по подтверждению статуса налогового резидента Российской Федерации

Федеральная налоговая служба Российской Федерации уполномочена Министерством финансов Российской Федерации подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации для физических лиц (российских и иностранных), российских организаций и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения Соглашений (Конвенций) об избежании двойного налогообложения.

2. Форма выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации может оформляться:

– в форме справки

или

– путем заверения соответствующей формы, установленной законодательством иностранного государства.

3. Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации

3.1. Справка, подтверждающая статус организации в качестве налогового резидента Российской Федерации, выдается в одном экземпляре и действительна в течение календарного года, в котором таковая выдана.

Справка имеет стандартную форму.

Справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

3.2. Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется по принципу “одного окна” только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России.

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения могут быть направлены в Управление по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.

Срок официального подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в ФНС России.

В отношении российской организации документы, подтверждающие статус организации как налогового резидента Российской Федерации, направляются по почте по адресу места нахождения юридического лица, указанному в Свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Справочно. В случае если фактический адрес российской организации не совпадает с адресом местонахождения, указанном в Свидетельстве о постановке на налоговый учет, для получения справки по фактическому адресу местонахождения организации к комплекту документов необходимо дополнительно представить копию уведомления налогового органа об изменении фактического адреса с отметкой налогового органа о его приеме.

4. Перечень документов, необходимых для получения подтверждения о статусе налогового резидента Российской Федерации

4.1. Для российских организаций:

а) заявление на бланке организации с указанием:

– календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

– наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

– перечень прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем (главным бухгалтером) организации.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со ст. 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации), необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

– договор (контракт);

– решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

– уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Справочно. Если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в Управление, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

в) копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения).

г) копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

Справочно. В случае если организацией для целей выдачи подтверждения копия Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) уже представлялась ранее и с момента ее поступления в Управление не происходило изменений содержащихся в Свидетельстве сведений, повторного ее представления не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) направлялась ранее.

4.2. Для российских организаций в целях возврата налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость услуг резидентами иностранных государств Европейского Союза:

а) заявление на бланке организации, с указанием:

– наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется подтверждение для осуществления возврата НДС;

– перечень прилагаемых документов.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со ст. 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации), необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

б) копия Устава организации, в том числе выписка, содержащая общие сведения об организации (ее название и адрес местонахождения юридического лица) и видах ее деятельности, осуществляемых в Российской Федерации, с переводом на английский язык.

в) копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения).

г) копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

Справочно. В случае если организацией для целей выдачи подтверждения копия Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) уже представлялась ранее и с момента ее поступления в Управление не происходило изменений содержащихся в Свидетельстве сведений, повторного ее представления не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) направлялась ранее.

д) копия договора (контракта) на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства.

Справочно. Обращаем внимание, что подтверждение для целей применения Соглашений (Конвенций) об избежании двойного налогообложения осуществляется только для российских организаций, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Для российских и иностранных физических лиц:

а) заявление в произвольной форме с указанием:

– календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

– наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

– фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;

– перечень прилагаемых документов и контактный телефон.

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

– договор (контракт);

– решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

– приглашение и др.

Справочно. В случае если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в Управление, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

в) копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов.

Справочно. Если физическим лицом для целей выдачи подтверждения копии указанных документов уже представлялись ранее и с момента поступления их в Управление не происходило изменений содержащихся в них сведений, повторного представления их не требуется. Для этого в заявлении такого лица должна содержаться ссылка на письмо, которым копии упомянутых документов направлялись ранее.

г) таблица расчета времени пребывания на территории Российской Федерации в произвольной форме.

д) дополнительно для иностранных физических лиц – копия документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации.

Справочно. Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются в Управление дополнительные документы, обосновывающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Такими документами могу быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.

е) дополнительно для индивидуальных предпринимателей – копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица, заверенная нотариально (не ранее чем за три месяца от даты обращения с заявлением о выдаче подтверждения), и копия Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП).

Справочно. Если индивидуальным предпринимателем для целей выдачи подтверждения копия Свидетельства (ОГРНИП) уже представлялась ранее и с момента поступления ее в Управление не происходило изменение содержащихся в Свидетельстве сведений, повторного ее представления не требуется. Для этого в заявлении такого лица должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого Свидетельства (ОГРНИП) направлялась ранее.

Почтовый адрес Управления международного сотрудничества и обмена информацией Федеральной налоговой службы: 127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23. Контактный телефон: 913-0019.

Приемная ФНС России расположена по адресу: г. Москва, Неглинная ул., д. 23. Проезд: станция метро “Кузнецкий мост” или “Охотный ряд”. Часы работы: с понедельника по четверг – с 9.00 до 18.00, пятница – с 9.00 до 16.45, обед – с 12.30 до 13.15. Телефоны для получения информации о дате и входящем номере регистрации заявлений налогоплательщиков: 913-0237, 913-0246.

Письмо Государственной налоговой службы от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н “О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации” признается утратившим силу.


Комментарий

Одной из функций Федеральной налоговой службы является подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации для граждан, а также российских и международных организаций. Все эти действия направлены на то, чтобы избежать двойного налогообложения как для физических, так и для юридических лиц.

До настоящего времени такой порядок подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) регулировался давним письмом Госналогслужбы России от 30.01.96 № ВГ-4-06/7н. Четких правил подтверждения резиденства оно не устанавливало. Письмо лишь указывало, какие документы нужно представить налоговым инспекторам.

В сентябре 2005 года Федеральная налоговая служба утвердила новый Порядок. В нем содержится подробная информация о процедуре подтверждения постоянного местопребывания в нашей стране. К тому же этот Порядок распространяется в настоящее время и на иностранных физических лиц, а также на международные организации. То есть все, кому может быть подтвержден статус налогового резидента, перечислены в одном документе. Соответственно старое письмо Госналогслужбы признано утратившим силу и его нормы больше не применяются. Теперь система, по которой фирма или гражданин могут подтвердить статус резидента в России, будет такова.

Форма подтверждения статуса

Для подтверждения статуса налогового резидента в Российской Федерации используются две формы. Первая – это стандартная справка, которая выдается Федеральной налоговой службой в одном экземпляре. Она действительна до конца года, в котором была выдана. Так что получившие справку в сентябре смогут ею воспользоваться только до 31 декабря. Правда, инспекторы предусмотрели, что в ряде случаев справка может выдаваться и за предыдущие годы. Вторая – это справка, полученная за границей. Форма подобного документа установлена законодательством иностранного государства, и налоговые инспекторы просто должны ее заверить.

Cледует отметить, что статус подтверждается только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России. Обычная инспекция этого сделать не может. Таким образом, действует система “одного окна”. Необходимые документы можно или направить по почте непосредственно в Управление, или передать в свою налоговую инспекцию – далее ими займутся экспедиторы налоговой службы.

Документы и сроки

Отныне физическим и юридическим лицам чтобы подтвердить факт собственного пребывания в России, придется представлять в налоговую службу значительно больше документов, чем ранее. Новый Порядок в отличие от письма Госналогслужбы № ВГ-4-06/74 существенно расширил перечень документов, необходимых для подтверждения резидентства в Российской Федерации.

В частности, российским компаниям необходимо представить:

1) заявление на бланке организации.

В нем должны быть указаны:

– календарный год, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

– наименование иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

– перечень прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем (главным бухгалтером) организации;

2) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве.

К таким документам относятся:

– договор (контракт);

– решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

– уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации;

3) копию Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально (не ранее чем за три месяца начиная с даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения);

4) копию Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенную печатью организации и подписью ее руководителя.

В течение 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых бумаг работники ФНС должны подтвердить статус налогового резидента.

Что нового

В отличие от старого письма, где перечень документов определялся для граждан и российских организаций, в Порядке появились отдельные требования для иностранцев. Иностранным физическим лицам дополнительно нужно представить копию документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации. Если же регистрации нет (существует безвизовый режим между странами), то достаточно просто подтвердить тот факт, что иноземец находится в России более 183 дней в году. Доказательством могут служить справки с места работы или копии железнодорожных или авиабилетов.

Изменением для отечественных фирм и предпринимателей можно считать и то, что они должны нотариально заверять копию Свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Помимо этого им теперь нужно дополнительно представить копию Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (для фирм) и копию Свидетельства ОГРНИП (для предпринимателей).

Также отдельно установлены перечни документов для российских компаний для возврата НДС, включенного в стоимость услуг, оказанных резидентами государств – членов Европейского Союза российским и иностранным физическим лицам.

Начать дискуссию