С 5 июля действуют Правила предоставления в 2013–2015 годах из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным образовательным учреждениям, подведомственным Минюсту России. Расскажем о нюансах получения и налоговом учете субсидий.
Меры поддержки образования
Существуют разные программы субсидирования образовательных учреждений. Рассмотрим уровни их предоставления.
Федеральный уровень
В постановлении Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 В«О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образованияВ» определены меры по поддержке регионального образования. Данные субсидии могут быть использованы на следующие цели:
- приобретение оборудования (учебное, учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, для школьных столовых, для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);
- приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
- пополнение фондов школьных библиотек;
- развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также для установки оборудования);
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников;
- модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
- энергосбережение в системе общего образования;
- проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений.
Региональный уровень
В качестве примера субсидий в целях поддержки образования на региональном уровне можно назвать постановление правительства Москвы от 14 февраля 2013 г. № 74ПП. Им предусмотрена компенсация расходов на такие цели:
- присмотр и уход за детьми, включая расходы на оплату труда педагогических и иных работников;
- услуги связи, транспорта и прочие услуги;
- содержание имущества, приобретение игр, игрушек, расходных материалов и прочие расходы;
- коммунальные услуги;
- оплата питания детей;
- мероприятия по безопасности, текущий ремонт и приобретение оборудования.
Ведомственный уровень
Для примера ведомственного нормаВтивно-правового акта можно привести программу субсидирования образования, утвержденную приказом Минюста России от 21 июня 2013 г. № 99 и рассчитанную на 2013-2015 годы. Она предполагает предоставление субсидий на госВподдержку молодых ученых и выплату грантов.
Субсидии могут быть выданы:
- бюджетным образовательным учреждениям, подведомственным Минюсту России;
- на строго установленные цели.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета в соответствии с договором, заключаемым между Минюстом России и учреждениями.
При этом в договоре обязательно указывается:
- целевое назначение, условия, размер и сроки предоставления субсидий;
- право Минюста России на проведение проверок соблюдения условий, установленных заключенным договором;
- порядок возврата сумм, использованных с нарушением установленного порядка;
- правила и сроки предоставления учреждением отчетности о расходах за счет субсидий.
Нюансы учета субсидий
Предоставление субсидий негосударственным образовательным организациям регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
А статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ определено предоставление субсидий на выполнение госзадания и иные цели бюджетным и автономным образовательным учреждениям.
Особенностью учета субсидий является перенос бюджетных остатков. В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления субсидий (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 г. № 392), остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели.
Налогообложение сумм
При определении налоговой базы по налогу на прибыль целевые поступления не учитываются.
Суммы субсидий, выделенных бюджетным и автономным учреждениям на выполнение госзадания и иные цели, не облагаются налогом на прибыль в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Также при определении налоговой базы не учитываются целевые поступВления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Для признания поступлений из бюджета целевыми по смыслу пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- средства направляются в организацию напрямую из бюджета;
- полученные средства должны носить целевой характер;
- получатели средств обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (письмо УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2010 г. № 16-15/131554@).
Чиновники указали, что субсидии, выделенные из регионального бюджета негосударственному образовательному учреждению в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального, основного и среднего (полного) общего образования, а также в связи с предоставлением обучающимся 1-4 классов бесплатного горячего питания, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом расходы, произведенные за счет указанных субсидий, также не учитываются при определении налоговой базы (письмо Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-03-06/4/89).
Если за счет субсидии приобретено имущество
При определении базы по налогу на прибыль не учитывается имущество, безвозмездно полученное на ведение уставной деятельности образовательными госучреждениями, а также негосударственными образовательными организациями, имеющими соответствующие лицензии (подп. 22 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
При этом если субсидия была потрачена на приобретение имущества, следует учитывать, что оно не является амортизируемым. На это указали чиновники в письме Минфина России от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/4/97.
Важно запомнить
Если образовательное учреждение получило субсидию, то оно должно использовать ее строго по целевому назначению.
Опубликовано в журнале «Учет в сфере образования» № 8, август 2013 г.
Начать дискуссию