Онлайн-кассы

Налоговикам позволено совмещать проверки ККТ с выездными проверками

Чиновники главного финансового ведомства рассмотрели вопрос о том, может ли налоговый орган в ходе выездной проверки проводить также проверку кассовой дисциплины. Финансисты сочли это правомерным. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 05.07.13 № 03-02-08/26094)

Чиновники главного финансового ведомства рассмотрели вопрос о том, может ли налоговый орган в ходе выездной проверки проводить также проверку кассовой дисциплины. Финансисты сочли это правомерным. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 05.07.13 № 03-02-08/26094)

Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 05.07.13 № 03-02-08/26094

Основания для проверок

Проведение налоговым органом выездной проверки регулируется статьей 89 НК РФ. В соответствии с ней выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В нем, в частности, указывается предмет проверки, то есть перечень налогов, правильность исчисления и уплаты которых будет проконтролирована, а также должности и фамилии сотрудников, которым поручается такая проверка.

А проверки применения контрольно-кассовой техники предусмотрены статьей 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Нормы этого закона детализируются в Административном регламенте исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения. Отметим, что этот документ утвержден приказом Минфина России от 17.10.11 №В 132н.

Согласно пунктам 22 и 28 Административного регламента, основанием для назначения проверки правильности применения контрольно-кассовой техники служит соответствующее поручение. Оно должно быть предъявлено представителям компании (проверяемому объекту) специалистами налогового органа вместе с их служебными удостоверениями.

Из анализа указанных норм следует, что выездная налоговая проверка и проверка применения контрольно-кассовой техники - это самостоятельные виды проверок.

Они различаются по своим целям, процессуальному порядку и выполняются на основании разных решений.

Однако это не запрещает налоговому органу проводить проверку применения контрольно-кассовой техники одновременно с выездной налоговой проверкой. Но только в том случае, если осуществление таких проверок оформлено самостоятельными решениями о проведении проверок.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ По нашему мнению, комментируемое письмо Минфина России в практике работы налоговых органов может быть истолковано ими не в пользу налогоплательщиков, а именно как разрешение проводить проверки применения контрольно-кассовой техники в рамках выездных налоговых проверок.

Но здесь нужно учитывать следующее. Если налоговый орган назначает проверку правильности применения контрольно-кассовой техники в рамках выездной налоговой проверки на основании только решения о проведении выездной проверки, то такая проверка, по нашему мнению, является незаконной.

Указанные выводы подтверждаются арбитражной практикой (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.08 №В 10АП-261/2008, Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.11 № 05АП-4037/2011).

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 16, август 2013 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • бух2007

    Цитата:
    "Но только в том случае, если осуществление таких проверок оформлено самостоятельными решениями о проведении проверок. "

    Об этом в вышеназванном письме Минфина скромно умалчивается.