Организация провела стимулирующую лотерею и применила при этом налоговую льготу по НДС. Налоговики указали на то, что компания не имела на это права (постановление ФАС Московского округа от 17 июля 2013 г. № А40-128349/12-140-855).
Суть спора
В результате выездной проверки инспекторы доначислили организации НДС. Основанием послужил вывод о том, что компания неправомерно применила налоговую льготу при проведении стимулирующих лотерей. Организация, считая решение проверяющих необоснованным, обратилась в арбитражный суд.
Решение суда
Арбитры подтвердили правоту инспекции.
Компания организовала стимулирующую лотерею для привлечения посетителей. Право на участие в такой лотерее не связано с внесением платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора (подп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ В«О лотереяхВ»). Именно эти условия были закреплены организацией в правилах проведения лотереи. Таким образом, стимулирующая лотерея не основана на риске (ее участник ничем не рискует, так как не платит за свое участие).
Разрешение на проведение лотерей выдается органом исполнительной власти (п. 1 ст. 6 Закона № 138-ФЗ). Но это положение не распространяется на стимулирующие лотереи (подп. 3 п. 8 ст. 6 Закона № 138-ФЗ).
По решению уполномоченного органа власти может проводиться всероссийская государственная, региональная государственная или муниципальная лотерея.
Право на проведение стимулирующей лотереи возникает, если в уполномоченный орган власти направлено уведомление. В нем указывают срок, способ, организатора, наименование товара (услуги), с реализацией которого и связано проведение лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
- условия мероприятия;
- описание способа информирования участников о сроках и условиях;
- описание товара (услуги), по которому можно установить взаимосвязь между товаром и лотереей, и др. (ст. 7 Закона № 138-ФЗ).
Освобождаются от обложения НДС на территории РФ лотереи, которые проводятся по решению уполномоченного органа исполнительной власти. Сюда же входит оказание услуг по реализации лотерейных билетов (подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Таким образом, налоговое законодательство не предусматривает освобождение от уплаты НДС при проведении стимулирующих лотерей.
Эта позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 15474/11. В нем сказано, что льготы по НДС не распространяются на стимулирующие лотереи, так как эти мероприятия направлены на формирование и поддержание интереса потребителей к соответствующим товарам (услугам). То есть такие лотереи непосредственно связаны с операциями по реализации.
С учетом сложившейся судебной практики и вышеназванных норм арбитры сделали вывод, что не облагается НДС проведение только государственных лотерей. Поэтому решение инспекции было правомерным и остается в силе.
Проводя лотерею, помните о правилах
Обратите внимание: организатором стимулирующей лотереи могут выступать исключительно компании, зарегистрированные на территории России, сама Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (п. 6 ст. 2 Закона № 138-ФЗ). Таким образом, фирмы, не являющиеся резидентами РФ, не могут быть организаторами лотереи. Налоговики обращают внимание на данное правило, например, в письме УФНС России по г. Москве от 16 марта 2007 г. № 20-12/024060.
Кроме того, у организатора лотереи не должно быть задолженности по уплате налогов. Это следует из подпункта 4 пункта 3 статьи 7 Закона № 138-ФЗ.
Для проведения такого мероприятия не требуется получать разрешения, но необходимо направить уведомление. Сделать это нужно не позднее чем за 20 дней до начала его проведения (ст. 7 Закона № 138-ФЗ). Если организатор не направит уведомление, его могут привлечь к административной ответственности. Штраф в этом случае составит:
- на должностных лиц - от 4000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 500 000 руб.
С представлением уведомления о проведении стимулирующей лотереи связано большое число споров с налоговиками. Проверяющие зачастую пытаются привлечь компанию к административной ответственности раньше, чем истечет установленный 20-дневный срок. Такое случается, когда инспекторы неправильно определяют дату начала мероприятия. В этой ситуации суды признают действия налоговиков незаконными (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 октября 2011 г. № А33-1005/2011).
В заключение отметим, что на практике нередко инспекторы неверно квалифицируют проводимую компанией акцию как стимулирующую лотерею. Это приводит к арбитражным спорам. Так, ФАС Северо-Западного округа рассматривал дело, в котором организация проводила конкурсное спортивное мероприятие среди покупателей ее продукции. Суд установил, что данная акция не является лотереей. Ведь одним из главных ее признаков является принцип случайного определения выигрышей. В данном же случае выигравший участник победил в результате спортивного конкурса без применения лотерейного оборудования. На этом основании судьи сделали вывод, что такое стимулирующее мероприятие не является лотереей. Следовательно, подавать уведомление о его проведении не нужно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 августа 2010 г. № А56-1020/2010).
Опубликовано в журнале «Учет в торговле» № 9, сентябрь 2013 г.
Начать дискуссию