Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.13 № А10-2526/2012
Скачать Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.13 № А10-2526/2012
Суть спора. Выполняя поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области, проводившей камеральную проверку ОАО «Владимирэнергосбыт», инспекция направила в адрес общества (контрагента проверяемой компании) требование о представлении документов.
Обществу было предложено в течение пяти дней со дня получения требования представить по проверяемому налогоплательщику следующие первичные документы:
- счета-фактуры;
- договор (контракт, соглашение);
- платежное поручение;
- приходный кассовый ордер;
- акт приема-передачи к договору (контракту, соглашению);
- товарно-транспортную накладную;
- книгу продаж;
- карточки бухгалтерских счетов № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и № 90 «Продажи».
Общество направило налоговикам все запрашиваемые документы, кроме карточек бухгалтерских счетов.
Поскольку они не относятся к документам, служащим основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемого контрагента.
Фискалы сочли это нарушением и вынесли решение оштрафовать общество по статье 129.1 НК РФ, наложив на него штраф в размере 5 тыс. руб.
Но организация решила оспорить штраф в суде.
Позиция суда. Арбитры в этом споре заняли сторону налогоплательщика.
Давайте рассмотрим подробности данного дела.
Согласно статье 93.1 НК РФ, должностное лицо налогового органа имеет право истребовать документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента).
Для этого в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация), направляется соответствующее поручение.
А налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика либо у лица, располагающего такими документами (информацией), в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов.
Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (штраф), возможна, если не представлены сведения, которые нужно сообщить налоговому органу. Это документы (информация), непосредственно касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика либо конкретной сделки.
В данном случае истребуемые карточки учета № 62 и № 90 предназначены для систематизации и накопления обществом информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Они не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственной операции и возникновения договорных обязательств проверяемого налогоплательщика и не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов ОАО «Владимирэнергосбыт» (контрагентом общества).
Таким образом, судьи пришли к выводу, что общество (контрагента проверяемого налогоплательщика) нельзя оштрафовать за то, что оно не представило фискалам карточки учета.
Примечание «ДК». Штраф по статье 129.1 НК РФ, когда в установленных случаях документы по требованию налоговиков не представлены, составляет 5 тыс. руб.
А за повторное аналогичное правонарушение, совершенное в течение календарного года, взыщут уже 20 тыс. руб.
Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 18, сентябрь 2013 г.
Комментарии
1Цитата:
"карточки бухгалтерских счетов № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и № 90 «Продажи». Общество направило налоговикам все запрашиваемые документы, кроме карточек бухгалтерских счетов. Поскольку они не относятся к документам, служащим основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемого контрагента. Фискалы сочли это нарушением и вынесли решение оштрафовать общество по статье 129.1 НК РФ, наложив на него штраф в размере 5 тыс. руб. "
Отчего-то в налоговых уверены, что все организации ведут учет с использованием карточек счета 62. ;)