Согласно п. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, для которых ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного документа установлены другие способы закупки. Такие случаи были рассмотрены в предыдущем номере. В этой статье приведем особенности разработки конкурсной документации заказчиком для закупки способом открытого конкурса.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются одинаковые требования (п. 1 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (п. 4 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Для разработки конкурсной документации заказчик может привлекать специализированную организацию на основе контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Извещение о проведении открытого конкурса
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе, как и прежде, не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе или получения доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в нем (ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
В извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает:
1) информацию, предусмотренную ст. 42 Закона № 44-ФЗ:
– наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, сведения об ответственном должностном лице заказчика или специализированной организации;
– краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, установленных ст. 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники и оборудования, оказанию услуг связи, юридических, медицинских, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в таких извещении и документации должно быть указано, что оплата работы или услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
– идентификационный код закупки – указывается с 01.01.2016;
– ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
– используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
– срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
– размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если этот способ обеспечения заявок применим на основании Закона № 44-ФЗ);
– размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к нему, а также информацию о банковском сопровождении контракта;
2) предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены этими участниками;
3) способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок ее предоставления;
4) размер платы (при ее установлении), взимаемой заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюту платежа;
5) язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;
6) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) получения доступа к этим заявкам, поданным в форме электронных документов, дату рассмотрения и оценки таких заявок;
7) преимущества, предоставляемые заказчиком для учреждений (УИС, инвалидов, малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих учреждений);
8) условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами – в случае если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст. 14 «Применение национального режима при осуществлении закупок» Закона № 44-ФЗ.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного дня с даты принятия указанного решения данные изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты его окончания он составлял не менее десяти рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса вносятся изменения только в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе касательно этого лота тоже должен быть продлен.
Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются (п. 4 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Правила описания объекта закупки. Статьей 33 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации объекта закупки о закупке обязан руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание не включаются требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что эти требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки). Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не признаются предметом контракта. Обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на них;
2) использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчик при описании объекта закупки использует не отвечающие стандартам показатели, требования, условные обозначения и терминологию, в документации о закупке он должен обосновать необходимость их использования;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы и тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с положениями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с техническими регламентами, стандартами, техническими условиями, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение (если в такой документации есть требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт);
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт (если в такой документации есть требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт);
6) если объектом закупки являются лекарственные средства, документация о закупке должна содержать указание на их международные непатентованные наименования или при отсутствии данных наименований – на химические, группировочные;
7) если иное не предусмотрено описанием объекта закупки, поставляемый товар должен быть новым (не бывшим в употреблении, в ремонте, нереконструированным, без замены составных частей или восстановления потребительских свойств).
Конкурсная документация
Содержание конкурсной документации. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать (ст. 50 Закона № 44-ФЗ):
– наименование и описание объекта закупки и условий контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
– информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
– порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;
– требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе, а также инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается устанавливать требования, влекущие за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
– информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями данного закона;
– порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок их возврата (в том числе поступивших после окончания срока подачи), порядок внесения в них изменений;
– порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
– критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости таких критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок в соответствии с этим законом;
– размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
– размер и условия обеспечения исполнения контракта;
– информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт, должен его подписать, условия признания победителя открытого конкурса или участника уклонившимися от заключения контракта;
– информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями п. 8 – 26 ст. 95.
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам – проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой ее частью (п. 2 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
Размещение конкурсной документации. Размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения этого извещения не допускается.
После даты размещения извещения заказчик на основании поданного в письменной форме заявления любого заинтересованного лица в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса.
Конкурсная документация, размещенная в единой информационной системе, должна полностью соответствовать конкурсной документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц (п. 5 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
Изменения в конкурсной документации. Как мы говорили раньше, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (п. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе данный срок составлял не менее 10 рабочих дней. Если в конкурсную документацию эти изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Не допускается изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе (п. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
Разъяснения положений конкурсной документации. Любой участник открытого конкурса может направить заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если запрос поступил к нему не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (п. 7 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без лица, от которого он был получен. Разъяснения положений конкурсной документации не должны менять ее суть (п. 8 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Начать дискуссию