МСФО

Финансовые группы РФ и отчетность по МСФО

Споры о внедрении МСФО в бухгалтерский учет РФ продолжаются. Аргументы все одни и те же: у нас “свой” путь, мы не доросли, бухгалтеры и законодательство не готовы и т.д. Каждый довод, конечно же, подтверждается большим количеством “фактов” и “доказательной” базой. Но без ответа остается главный вопрос: что мы получаем благодаря МСФО? Попытаемся ответить на этот вопрос, используя годовые отчеты по МСФО.
Финансовые группы РФ и отчетность по МСФО
На фото Юрий Бурыкин, бизнес-аналитик профессиональной онлайн-бухгалтерии "Небо"

Споры о внедрении МСФО в бухгалтерский учет РФ продолжаются. Аргументы все одни и те же: у нас  «свой» путь, мы не доросли, бухгалтеры и законодательство не готовы и т.д. Каждый довод, конечно же, подтверждается большим количеством «фактов» и «доказательной» базой. Но без ответа остается главный вопрос: что мы получаем благодаря МСФО? Попытаемся ответить на этот вопрос, используя годовые отчеты по МСФО.

Так нужны или нет МСФО

Годовой отчет компании по МСФО гораздо интереснее отчета по РСБУ, потому что он информативный: в нем выделены сегменты бизнеса компании, ее прибыльные направления деятельности, информация о собственниках, основных кредиторах, займах, структуре запасов и другие показатели деятельности, которые у нас закрываются одной строкой. Но главным открытием для меня стали не столько данные учета, а возможность увидеть структуру компании целиком, увидеть как далеко уходят ее корни или откуда она растет. Это для того, чтобы понять, кто же управляет данной компанией, кто ее владелец и кто принимает решения, какие компании аффилированы с ней и имеют одного конечного владельца. Зачастую разные бренды имеют одного хозяина.

Вы видели когда либо данную картинку?

Если вы любите Pringles, косметику Olay, рубашки Lacoste, голову моете Head&Shoulders, бреетесь Gilette, то вы клиент одной фирмы - P&G.           

Получается, что у нас на рынке конкуренция не монополистическая (множество подобных товаров, от разных игроков рынка), а олигополия (конкуренция нескольких игроков на рынке). А есть ли конкуренция между несколькими компаниями? Скорее нет, чем да, так как они согласовывают свои действия, рынки и ниши рынка. Например возьмем Pepsi и «Coca-cola. Их ассортимент идентичен, есть похожие напитки с одинаковыми вкусами, а если вспомнить,что когда приходишь в кафе, то встречаешь, как правило, напитки одной из этих компаний, то есть выбора как такого и нет.

Если смотреть только на производителя, то юридическое лицо ассоциировано с брендом, но владеть им может совершенна иная компания. Разобраться в этом поможет финансовая отчетность по международным стандартам, так как она обязывает раскрывать подобную информацию.

Как это работает?

Финансовая отчетность и ее качество для принятия решений - главное, для чего созданы МСФО. Они регулируют содержание отчета не с позиции того, что должно быть (список показателей), а что важно для принятия решения, измеряя информацию критериями качества (понятность, уместность, достоверность, сопоставимость). Это сильно отличает ее от правил формирования по РСБУ.

Сделать «качественную» отчетность по РСБУ достаточно просто - заполнить формы, рекомендованные государством, сделать минимум того, что обязывает законодательство и все готово. Что вы там указали и как  - остается на вашей совести, так как аудитор в РФ может только проверить сходятся ли общие цифры, но просить сделать дополнительное раскрытие информации он не может. Отчетность по РСБУ - это только цифры и несколько отдельных документов. Для того, чтобы прочитать и изучить их, необходимо набраться терпения, но большое понимание структуры бизнеса получить тяжело. Нельзя забывать, что компания по закону РФ обязана составлять только индивидуальную отчетность по РСБУ, поэтому всего размаха вместе с аффилированными компаниями не увидеть, а вот по МСФО она должна составить консолидированную финансовую отчетность, где она обязана раскрыть все для того, чтобы пользователь смог «принять управленческое решение». 

Крупные компании имеют иностранных акционеров, поэтому они вынуждены формировать отчетность полно и на английском языке. Кроме того, аудит проводится крупным аудитором (чаще всего одним из «большой четверки»), который бережет свою репутацию и имеет обоснованные требования к максимальному раскрытию информации, даже если компании это не хочется.

Таким образом, мы получаем отчет, который каждый может скачать и изучить дела компании, сделать свои выводы и понять, кто же все таки принимает решения в данной компании.

Чьи фабрики-заводы-пароходы?

Почему же бухгалтеры против того, чтобы у РФ появлялись стандарты МСФО? Кто пугает их тем, что «там все плохо» и нам это не надо, якобы «у нас свой путь»? Достаточно много статей в негативном ключе, все позитивные статьи об МСФО только декларируют, что есть и хорошее, не не рассказывают что именно.

Если вы против МСФО, то стоит задуматься и выделить «плохое» и «хорошее», ведь «плохое» не возьмем, а возьмем хорошее. Одним из элементов этого хорошего является раскрытие информации о структуре компании и акционерах с указанием конечных физических лиц-владельцев.

Я до сих пор помню тот случай, когда всесильная машина РФ не могла найти истинного владельца одного из крупных транспортных узлов России - аэропорта «Домодедово», (если бы не ужасная причина и президентский контроль, то может быть и не нашли бы). Сколько еще подобных случаев, когда ищут и ищут, а найти не могут? Получается, что какие-то офшорные компании руководят нашими крупными активами - фабриками-заводами-пароходами, а мы даже и не знаем, кто они. Мы не знаем, кто истинный владелец многих компаний: кто владеет сетью магазинов, или компаний, оказывающих услуги муниципальным  властям, кто является владельцем строительных компаний, строящих в Сочи олимпийские объекты и в Казани объекты Универсиады и т.д. Список можно продолжать бесконечно. Конечно, если есть деньги, то можно посмотреть сведения ОГРН, но тогда получается, что информация все таки является закрытой и на поиск уйдет время. Попробуем рассмотреть несколько отчетов по МСФО крупных компаний.

Посмотрим отчеты

Объектом нашего пристального внимания станут компании, с которым соприкасался каждый из нас. Мы попытаемся выявить конечного владельца, и все компании, находящиеся в группе. Кстати, «группой» называются компании, которые связаны между собой долями в капитале или имеющие единого конечного владельца. Заметьте, раньше были холдинги как крупные компании, теперь стали группы.

Этими компаниями станут большая тройка операторов: МТС, Мегафон и Билайн. Кроме того, параллельно мы все таки выясним: правда или нет, что Мегафон и МТС связаны между собой? Слухи такие ходят.

Каким образом мы будем это выяснять? Да самым что ни на есть бухгалтерским - смотреть финансовую отчетность!

Первым нашим объектом станет Билайн. Переходим на официальный сайт Вымпелкома и видим, что один из крупнейших операторов даже не имеет русского языка для инвесторов (хотя по правилам РФ он должен где-то у себя разместить консолидированный отчет по МСФО). Оказывается Вымпелком работает уже не только по России, у него есть 10 брендов, которыми он оказывает услуги связи почти по всему миру. Приятно видеть, что наша российская компания работает и в других странах.

Открываем раздел с годовыми отчетами и берем отчет за 2012 год, который по сути является пресс-релизом, а не бухгалтерским отчетом. О собственнике бизнеса ничего не сказано, но на фотографии совета директоров можно увидеть 3-х человек и интересные названия «Альтима» и «Альфа групп». 

Заходим на сайт «Альфа групп» и открываем годовой отчет за 2012 год, в котором обнаруживаем, что «Альфа групп» владеет «Альтимой», а «Альтима» в свою очередь «Вымпелкомом». Кроме того, параллельно с этим можно обнаружить достаточно большое количество активов, которыми влаеет эта группа: большая сеть продуктовых магазинов (Пятерочка, Перекресток, Карусель), банк (как без него), венчурный фонд, фармацевтическая ветка (розничная продажа), страхование, компания, упраляющая ПИФами, телекоммуникационную ветку ( «Альтима»)  и даже (!) Росводоканал (см. приложение 1). Конечными владельцами, согласно отчета, являются Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев. Достаточно интересно, так как ранее не думал, что эти компании имеют такую тесную связь.

Следующий объект изучения - МТС. На официальном сайте МТС отчетность достаточно скудная и неинформативная, как и в случае с «Вымпелкомом», но, зная где обращаются акции компании и путем несложных поисковых махинаций с NYSE (Ньюйорской фондовой биржей) заходим на официальную страницу МТС и получаем ссылку на годовой отчет 2012 года. На удивление это сайт МТС, но только англоязычный. Позже мной был найден отчет по US GAAP на основном сайте, но расположен он достаточно нелогично. В отчете находим, что основной акционер - «АФК система». Находим ее в интернете, и смотрим последний годовой отчет (2012). Структура представлена в приложении 2. Исходя из данных можно увидеть, что кроме МТС в этой структуре находятся «Башнефть», «Детский Мир», «Интурист» и другие интересные компании, услугами которых мы пользуемся достаточно часто. Основной  держатель акций «АФК система» Владимир Евтушенко (64 %).

И, наконец, Мегафон. На официальном сайте находим годовой отчет по МСФО за 2012 год, где сказано, что USM Holding Limited контролирует компанию. Конечным ее владельцем является Алишер Усманов (100% голосущих акций, 60% от всего капитала), партнеры Владимир Скоч (30%) и Фархадом Мошири (10%). На сайте холдинга USM Holding Limited мы не находим годовой отчет (он либо скрыт, либо USM по каким то причинам не попадает под обязательность публикации консолидированной финансовой отчетности), но видим большое количество информации о компаниях группы (Приложение 3).  Среди них оказывается «Йота» и Мегафон, Канал Дисней, МузТВ и Евросеть. Если найти отчет по стандартам МСФО или US GAAP, то я думаю можно было бы увидеть еще много интересных компаний, как в случае с предыдущими двумя объектами, так как, судя по списку аффилированных лиц компании «Телекоминвест», входящей в эту группу, там очень много иных компаний.

Главный вывод: МТС и Мегафон не связаны между собой и они находятся в разных финансовых группах.

А можно ли скрыть информацию?

Но обычно в жизни не все идеально и некоторые компании стараются скрыть информацию разными методами. Наверное, им есть что скрывать. Несколько примеров.

Пример 1: Не показываем приложения к отчету.

Иногда компании вроде бы открыты и имеют отчетность, но мы не знаем, кто владелец компании, так как эта информация не публикуется. Например, «Эр-Телеком», более известный как «ДОМ.РУ» или  «ДИВАН.ТВ». В его отчете за 2012 год сказано, что примечания являются неотъемлемой частью, но вот в отчете их нет. Досадно. А могли бы увидеть, сколько и каких активов у них есть. В чем же такой страх, не понятно. Да, получается, что «Эр-Телеком» нарушает принципы МСФО и скрывает отчетность от широкого круга пользователей.

Пример 2. Неработающая ссылка.

«Телекоминвест» (входящий в группу Мегафона) заявляет, что вся  отчетная информация раскрыта на их сайте. На сайте по прямой ссылке http://www.telecominvest.com только логотип и иных ссылок нет (что совершенно удивительно для компании, которая находится в IT сфере, неужели не могут сделать нормальный сайт?).  Но только знающий нажмет на ссылку http://www.telecominvest.com/investor.html и получит «все» бухгалтерские документы. Отчета по МСФО там нет, но интересен список аффилированных лиц - очень много компаний оффшорного типа и зарегистрированных на Багамах, Кипре, Британских Виргинских островах и государстве Бейлиз.

И много других вариантов, каждый действует по своему, но в целом причина сокрытия достаточно проста и это оффшоризация бизнеса. Нет ни одной группы, в которой отсутствуют Кипр, Британские Виргинские острова и т.п. Это означает одно - самые крупные игроки, услугами которыми мы пользуемся каждый день, не особо желают платить в бюджет.

Вывод

Начав писать эту статью, я не думал, что сам для себя открою много нового и укреплюсь в своей идее, что МСФО нужны в России. Кроме того, должен существовать федеральный ресурс, где будут располагаться все финансовые отчеты компаний с указанием всей структуры владельцев до конечного физического лица.

Мы с вами обсуждали, во что превращается наша профессия, так почему мы не делаем ее лучше? Ведь раскрывая отчетность по МСФО, мы позволяем пользователям увидеть больше, чем просто цифры о финансовом состоянии: что нет конкуренции между крупными продуктовыми магазинами (глупо выбирать между «Перекрестком» или «Каруселью»), интернет-провайдером ( «Йота» или Мегафон), кто скрывается под цепочкой владельцев юридических лиц...

Поэтому логичным считаю раскрытие финансовой отчетности и ее публикация в интернете на сайтах компаний или на федеральном ресурсе с полным неограниченным доступом для всех. Может тогда и коррупционные схемы, о которых так много говорят, будут сразу ясны и будут раскрываться, ведь мы сразу поймем, кто, где и как управляет.

P.S. Я использую связь МТС, покупаю в «Детском Мире», заказываю билеты в «Интуристе». Я так или иначе клиент одного лица. Забавно, не правда ли?

P.P.S. Все вышеуказанные фамилии можно найти в списке богатых людей ФОРБС. Теперь он для меня стал хоть с кем-то из них ассоциироваться. 

Следует ли требовать от бизнеса раскрытия информации о конечных владельцах и публикации финансовой отчетности по МСФО в интернете?

Проголосовали 17 человек

Комментарии

2
  • Юрий

    Аноним, Вы писали:

    А кто мешает закрепить подачу такой информации в отчетности по РСБУ? Для чего нам такая сложная отчетность? В России нет потребителей отчетности по МСФО. Руководители предприятий не понимают российскую отчетность, а МСФО тем более."
    Российская отчетность мне кажется как будто специально запутывает ее пользователя. Даже зная РСБУ можно очень легко понять отчетность по МСФО, а вот не наоборот.

  • Юрий

    Аноним, Вы писали:
    "Ну и узнали вы, что являетесь клиентом P&G - полегчало?"

    Нет, ведь конкуренции как таковой нет, а только ее иллюзия.