Материалы отражают в бухгалтерском учете по фактической стоимости. Это сумма всех затрат, связанных с их приобретением. Согласно пункту 102 Инструкции к таким расходам, в частности, относят:
- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу) запасов;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;
- таможенные пошлины и другие платежи, связанные с приобретением запасов;
- вознаграждения посреднических организаций, через которые приобретены запасы;
- затраты на заготовку и доставку запасов до места их использования, включая страхование доставки;
- суммы, уплачиваемые за доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов);
- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.
Если материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения или операциях, не облагаемых НДС, то сумму «входного» налога по ним включают в фактическую стоимость ценностей. В противном случае ее принимают к вычету по правилам, установленным налоговым законодательством.
По общему правилу общехозяйственные расходы в фактическую стоимость материалов не включают. Однако это не относится к тем случаям, когда они напрямую связаны с приобретением данных ценностей. В этом случае они учитываются в себестоимости материалов в общем порядке.
Если учреждение проводит централизованные закупки сырья и материалов, то затраты на их заготовку и доставку до складов (включая страхование доставки) могут учитываться в составе текущих расходов организации (счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года») . На стоимость материалов они не влияют. Подобный порядок учета данных затрат должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.
Стоимость материалов отражают на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам). Если помимо расходов на их покупку учреждение несет дополнительные затраты, включаемые в фактическую стоимость данных ценностей (например на доставку), то сумму данных затрат предварительно собирают на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Их отражают на следующих субсчетах аналитического учета:
- счет 0 106 24 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к особо ценному имуществу;
- счет 0 106 34 000 — при формировании стоимости материалов, которые не относятся к особо ценному имуществу;
- счет 0 106 44 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к предметам лизинга.
При использовании счета 0 106 00 000 после формирования фактической стоимости материалов все затраты по приобретению этих ценностей списывают в дебет счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).
Как мы сказали выше, при покупке материалов их фактическая стоимость складывается исходя из всех затрат на приобретение и ряда других расходов по их доведению до состояния, пригодного к использованию (подработка, сортировка, фасовка и т. д.). В стоимость материалов могут включаться и общехозяйственные расходы, напрямую связанные с приобретением этого имущества, в частности затраты на командировку работника для заключения договора на покупку материалов. При централизованных закупках учетной политикой учреждения может быть предусмотрено отражение расходов на заготовку и доставку материалов в составе текущих затрат организации.
Пример
За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.
Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы на доставку материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
Для заключения договора поставки материалов работник учреждения был направлен в служебную командировку. Расходы на нее с учетом НДС составили 6700 руб., в том числе: суточные — 1300 руб., оплата проезда — 3600 руб., оплата проживания — 1800 руб. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Ситуация 1
В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость.
Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 34 730
– 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 26 730
– 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610
– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 22 730
– 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610
– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 12 660
– 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику списаны на увеличение стоимости материалов;
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 22 660
– 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов;
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 26 660
– 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов.
Фактическая стоимость материалов составит:
2 360 000 + 188 800 + 59 000 + 1300 + 3600 + 1800 = 2 614 500 руб.
При отражении фактической стоимости приобретенных материалов в учете учреждения делают запись:
Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 106 24 340
– 2 614 500 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов.
Ситуация 2
Материалы приобретены в рамках централизованных закупок. В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов отражаются в составе текущих расходов учреждения.
Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 302 34 730
– 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;
Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 302 26 730
– 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610
– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;
Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222 ...) Кредит 4 302 22 730
– 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);
Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610
– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;
Дебет 4 109 60 212 (4 109 70 212 ...) Кредит 4 208 12 660
– 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику включены в текущие расходы учреждения;
Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222 ...) Кредит 4 208 22 660
– 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника включены в текущие расходы учреждения;
Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 208 26 660
– 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника включены в текущие расходы учреждения.
В данной ситуации фактическая стоимость материалов составит 2 360 000 руб. Остальные затраты, связанные с их доставкой и заготовкой, будут отражены в составе текущих расходов учреждения.
Если материалы приобретаются в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, сумму «входного» налога в их фактическую стоимость не включают. Ее принимают к налоговому вычету при соблюдении всех условий, установленных налоговым законодательством. Полученные ценности должны быть оприходованы и по ним должен быть получен правильно оформленный счет-фактура поставщика. Все вышесказанное справедливо и в отношении других расходов по покупке материалов независимо от того, включаются они в их фактическую стоимость или нет.
Пример
За счет приносящей доход деятельности учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в деятельности учреждения, облагаемой НДС.
Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы по доставке материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 34 730
– 360 000 руб. — учтены сумма «входного» НДС по материалам и кредиторская задолженность перед поставщиком;
Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 34 730
– 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000) — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (без «входного» НДС);
Дебет 2 302 34 830 Кредит 2 201 11 610
– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 26 730
– 28 800 руб. — учтена сумма «входного» НДС по посредническим услугам;
Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 26 730
– 160 000 руб. (188 800 – 28 800) — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (без «входного» НДС);
Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610
– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;
Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 22 730
– 9000 руб. — учтена сумма «входного» НДС по транспортным услугам;
Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 22 730
– 50 000 руб. (59 000 – 9000) — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (без «входного» НДС);
Дебет 2 302 22 830 Кредит 2 201 11 610
– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации.
Фактическая стоимость материалов составит:
2 000 000 + 160 000 + 50 000 = 2 210 000 руб.
Сумма «входного» НДС по материалам и затратам на их приобретение составит:
360 000 + 28 800 + 9000 = 397 800 руб.
При включении купленного имущества в состав материалов и отражении налогового вычета по НДС в учете делают записи:
Дебет 2 105 26 340 Кредит 2 106 24 340
– 2 210 000 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов;
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660
– 397 800 руб. — принят к вычету «входной» НДС по материалам и затратам на их приобретение.
По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений" под редакцией В.Верещаки
Начать дискуссию