Первоначальная стоимость

Формирование первоначальной стоимости материалов, приобретенных бюджетным и автономным учреждением

Материалы отражают в бухгалтерском учете по фактической стоимости. Это сумма всех затрат, связанных с их приобретением.

Материалы отражают в бухгалтерском учете по фактической стоимости. Это сумма всех затрат, связанных с их приобретением. Согласно пункту 102 Инструкции к таким расходам, в частности, относят:

- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу) запасов;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;

- таможенные пошлины и другие платежи, связанные с приобретением запасов;

- вознаграждения посреднических организаций, через которые приобретены запасы;

- затраты на заготовку и доставку запасов до места их использования, включая страхование доставки;

- суммы, уплачиваемые за доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов);

- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Если материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения или операциях, не облагаемых НДС, то сумму «входного» налога по ним включают в фактическую стоимость ценностей. В противном случае ее принимают к вычету по правилам, установленным налоговым законодательством.

По общему правилу общехозяйственные расходы в фактическую стоимость материалов не включают. Однако это не относится к тем случаям, когда они напрямую связаны с приобретением данных ценностей. В этом случае они учитываются в себестоимости материалов в общем порядке.

Если учреждение проводит централизованные закупки сырья и материалов, то затраты на их заготовку и доставку до складов (включая страхование доставки) могут учитываться в составе текущих расходов организации (счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года») . На стоимость материалов они не влияют. Подобный порядок учета данных затрат должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.

Стоимость материалов отражают на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам). Если помимо расходов на их покупку учреждение несет дополнительные затраты, включаемые в фактическую стоимость данных ценностей (например на доставку), то сумму данных затрат предварительно собирают на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Их отражают на следующих субсчетах аналитического учета:

- счет 0 106 24 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к особо ценному имуществу;

- счет 0 106 34 000 — при формировании стоимости материалов, которые не относятся к особо ценному имуществу;

- счет 0 106 44 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к предметам лизинга.

При использовании счета 0 106 00 000 после формирования фактической стоимости материалов все затраты по приобретению этих ценностей списывают в дебет счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Как мы сказали выше, при покупке материалов их фактическая стоимость складывается исходя из всех затрат на приобретение и ряда других расходов по их доведению до состояния, пригодного к использованию (подработка, сортировка, фасовка и т. д.). В стоимость материалов могут включаться и общехозяйственные расходы, напрямую связанные с приобретением этого имущества, в частности затраты на командировку работника для заключения договора на покупку материалов. При централизованных закупках учетной политикой учреждения может быть предусмотрено отражение расходов на заготовку и доставку материалов в составе текущих затрат организации.

Пример

За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.

Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы на доставку материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).

Для заключения договора поставки материалов работник учреждения был направлен в служебную командировку. Расходы на нее с учетом НДС составили 6700 руб., в том числе: суточные — 1300 руб., оплата проезда — 3600 руб., оплата проживания — 1800 руб. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Ситуация 1

В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 34 730

– 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610

– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 26 730

– 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 22 730

– 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610

– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 12 660

– 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику списаны на увеличение стоимости материалов;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 22 660

– 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 26 660

– 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов.

Фактическая стоимость материалов составит:

2 360 000 + 188 800 + 59 000 + 1300 + 3600 + 1800 = 2 614 500 руб.

При отражении фактической стоимости приобретенных материалов в учете учреждения делают запись:

Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 106 24 340

– 2 614 500 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов.

Ситуация 2

Материалы приобретены в рамках централизованных закупок. В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов отражаются в составе текущих расходов учреждения.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 302 34 730

– 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610

– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 302 26 730

– 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222 ...) Кредит 4 302 22 730

– 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610

– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;

Дебет 4 109 60 212 (4 109 70 212 ...) Кредит 4 208 12 660

– 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику включены в текущие расходы учреждения;

Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222 ...) Кредит 4 208 22 660

– 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника включены в текущие расходы учреждения;

Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 208 26 660

– 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника включены в текущие расходы учреждения.

В данной ситуации фактическая стоимость материалов составит 2 360 000 руб. Остальные затраты, связанные с их доставкой и заготовкой, будут отражены в составе текущих расходов учреждения.

Если материалы приобретаются в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, сумму «входного» налога в их фактическую стоимость не включают. Ее принимают к налоговому вычету при соблюдении всех условий, установленных налоговым законодательством. Полученные ценности должны быть оприходованы и по ним должен быть получен правильно оформленный счет-фактура поставщика. Все вышесказанное справедливо и в отношении других расходов по покупке материалов независимо от того, включаются они в их фактическую стоимость или нет.

Пример

За счет приносящей доход деятельности учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в деятельности учреждения, облагаемой НДС.

Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы по доставке материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).

В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 34 730

– 360 000 руб. — учтены сумма «входного» НДС по материалам и кредиторская задолженность перед поставщиком;

Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 34 730

– 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000) — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (без «входного» НДС);

Дебет 2 302 34 830 Кредит 2 201 11 610

– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 26 730

– 28 800 руб. — учтена сумма «входного» НДС по посредническим услугам;

Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 26 730

– 160 000 руб. (188 800 – 28 800) — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (без «входного» НДС);

Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610

– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 22 730

– 9000 руб. — учтена сумма «входного» НДС по транспортным услугам;

Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 22 730

– 50 000 руб. (59 000 – 9000) — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (без «входного» НДС);

Дебет 2 302 22 830 Кредит 2 201 11 610

– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации.

Фактическая стоимость материалов составит:

2 000 000 + 160 000 + 50 000 = 2 210 000 руб.

Сумма «входного» НДС по материалам и затратам на их приобретение составит:

360 000 + 28 800 + 9000 = 397 800 руб.

При включении купленного имущества в состав материалов и отражении налогового вычета по НДС в учете делают записи:

Дебет 2 105 26 340 Кредит 2 106 24 340

– 2 210 000 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов;

Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660

– 397 800 руб. — принят к вычету «входной» НДС по материалам и затратам на их приобретение.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учрежденийпод редакцией В.Верещаки

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.

IT-компании

Нидерландская компания Yandex сменит свое название до 31 июля

До 31 июля иностранная организация продаст остаток акций, перестанет использовать бренды российской компании «Яндекс» и сменит название.

Проверки ФАС

ФАС рассказала, как, где и на что контролирует цены

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В России нашли фейковый магазин приложений Play Market

Специалисты по изучению киберпреступлений предупредили об опасном магазине приложений для смартфона. В файлах содержатся вирусы, которые могут украсть личные данные и деньги.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Экономика России

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Интересные материалы

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.