Налогу на игорный бизнес посвящена 29 глава Налогового кодекса. В соответствии с положениями ст.365 НК РФ, налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса*.
*Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде:
- выигрыша,
- платы за проведение азартных игр,
- платы за проведение пари.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ установлены Федеральным законом от 29.12.2006г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законом №244-ФЗ устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Порядок лицензирования деятельности букмекерских контор и тотализаторов установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».
Одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах является:
- наличие у лицензиата зарегистрированных в ИФНС в соответствии с НК РФ, процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора) и пункта/пунктов приема ставок букмекерской конторы (пункта приема ставок тотализатора).
В статье будут рассмотрены положения действующего гражданского и налогового законодательства, регламентирующие особенности ведения игорного бизнеса.
Азартные игры
Согласно положениям ст.4 закона №244-ФЗ, азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
В соответствии со ст.5 закона №244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных действующим законодательством.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах* в порядке, установленном законом №244-ФЗ.
Обратите внимание: Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.
*Игорная зона - часть территории РФ, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указал Минфин в своем Письме от 13.08.2013г. №03-05-05-05/32720, если проведение соревнований (турниров):
- по покеру,
- шахматам,
- шашкам,
основано на соответствующем соглашении о выигрыше, то указанная деятельность признается азартной игрой и, следовательно, может осуществляться исключительно в игорных зонах.
Соответственно, вышеназванная деятельность подлежит налогообложению в соответствии с гл.29 НК РФ.
Между тем, в случае если при организации и проведении соревнований (турниров) по вышеуказанным играм не предусмотрено основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором турнира по правилам, установленным этим организатором, проведение таких соревнований не может быть признано азартной игрой и, следовательно, может осуществляться вне игорных зон.
Применение ККТ при осуществлении деятельности по проведению азартных игр
До недавнего времени организации, осуществляющие деятельность по проведению азартных игр и принимающие от физических лиц наличные деньги, а также выплачивающие наличными выигрыш, могли не применять ККТ.
Так как согласно п.1 ст.2 ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях:
- продажи товаров,
- выполнения работ,
- или оказания услуг.
При этом, в соответствии с уже недействующей в настоящее время редакцией ст.364 НК РФ, игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Соответственно, так как в законе №54-ФЗ прямо не указан на тот факт, что при осуществлении деятельности по проведению азартных игр необходимо применять ККТ, кассовый аппарат можно было не применять.
Однако, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 23.07.2013г. №198-ФЗ, в статью 364 НК РФ были внесены изменения. Она изложена в новой редакции:
- «игорный бизнес - предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр»
Новая редакция НК РФ вступила в действие в конце августа 2013г. И с этого момента отсутствие ККТ в организациях, осуществляющих деятельность по проведению азартных игр, уже не столь обоснованно, как раньше.
С какого же времени таким компаниям необходимо обзавестись кассовым аппаратом?
Согласно Письму Минфина России от 12.09.2013г. №03-01-15/37750, начинать применение ККТ необходимо с 21.01.2014г.:
«Законом от 23.07.2013г. №198-ФЗ внесены изменения в НК РФ, которыми из определения понятия «игорный бизнес» исключены положения о том, что соответствующая деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Вместе с тем указанное понятие используется для целей налогообложения налогом на игорный бизнес.
Изменениями в Федеральный закон от 29.12.2006г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенными Федеральным законом №198-ФЗ, деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Учитывая изложенное, в целях реализации положений Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 г., то есть с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон №244-ФЗ.»
Порядок налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с НК РФ
Налоговым периодом по налогу признается календарный месяц.
В соответствии с положениями ст.366 НК РФ, объектами налогообложения признаются:
- Игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр:
- проводит азартные игры между их участниками,
- либо выступает в качестве их участника через своих работников.
- Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
- Процессинговый центр тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр,
- фиксирует результаты азартных игр,
- рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей,
- осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.
- Процессинговый центр букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр,
- фиксирует результаты азартных игр,
- рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей,
- осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.
- Пункт приема ставок тотализатора - территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр,
- осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.
- Пункт приема ставок букмекерской конторы - территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- заключает пари с участниками данного вида азартных игр,
- осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.
Каждый из вышеуказанных объектов налогообложения подлежит регистрации в ИФНС по месту установки* этого объекта налогообложения не позднее чем за 2 дня до даты установки** каждого объекта налогообложения.
*Месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.
**Открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.
Регистрация проводится ИФНС на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения.
Формы заявления и свидетельства утверждены Приказом Минфина РФ от 22.12.2011г. №184н «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес».
Налогоплательщики, не состоящие на учете в ИФНС на территории того субъекта РФ, где устанавливается, открывается объект налогообложения, обязаны встать на учет в ИФНС:
- по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за 2 дня до даты установки (открытия) каждого объекта.
Обратите внимание: Налогоплательщики обязаны зарегистрировать в ИФНС любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за 2 дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения в ИФНС.
Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты подачи заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения в ИФНС.
Заявления в ФНС могут быть представлены:
- лично,
- или через представителя,
- либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения.
По каждому из объектов налогообложения, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:
- за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
- за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
- за один процессинговый центр тотализатора - от 25000 до 125000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора - от 5 000 до 7 000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 5 000 до 7 000 рублей.
Согласно п.2 ст.369 НК РФ, в случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, то они устанавливаются исходя из минимального размера вышеприведенных налоговых ставок:
- за один игровой стол - 25000 рублей;
- за один игровой автомат - 1500 рублей;
- за один процессинговый центр тотализатора - 25000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы - 25 000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора - 5 000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 5 000 рублей.
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по такому игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Если новый объект налогообложения установлен или открыт до 15-го числа текущего налогового периода (месяца), то сумма налога на такой объект:
- считается также, как и за полный месяц.
Если новый объект налогообложения установлен или открыт после 15-го числа текущего месяца, то сумма налога на такой объект:
- определяется как произведение количества таких объектов на ½ ставки налога.
Аналогичный подход применяется и при выбытии объектов налогообложения. Если объект выбыл до 15-го числа (включительно) текущего месяца, сумма налога на такой объект в месяце выбытия:
- определяется как произведение количества таких объектов на ½ ставки налога.
В случае выбытии объекта после 15го числа, налог необходимо уплатить за полный месяц.
Налоговая декларация за истекший месяц представляется в ИФНС по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.
Налоговая декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших*, представляют налоговые декларации в ИФНС по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
*В соответствии со статьей 83 НК РФ.
Налог, подлежащий уплате по итогам месяца, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в ИФНС объектов налогообложения, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации – то есть, до 20го числа следующего месяца.
Начать дискуссию