«Лотерея» от работодателя

Даже опытному бухгалтеру при поиске новой работы интересно узнать, какую проверку готовят ему работодатели. Существует масса способов выявить профессиональные знания претендентов. Вас могут ждать скрытые вопросы на собеседовании, тесты или практические ситуации. И неважно, кто задаст вам вопрос: кадровик организации или начальник отдела. Главное – ваши правильные ответы. Что же нужно продемонстрировать работодателю, чтобы он выбрал именно вас?

Даже опытному бухгалтеру при поиске новой работы интересно узнать, какую проверку готовят ему работодатели. Существует масса способов выявить профессиональные знания претендентов. Вас могут ждать скрытые вопросы на собеседовании, тесты или практические ситуации. И неважно, кто задаст вам вопрос: кадровик организации или начальник отдела. Главное – ваши правильные ответы. Что же нужно продемонстрировать работодателю, чтобы он выбрал именно вас?

О форме предстоящего профессионального испытания будущий работодатель, как правило, предупреждает заранее. Но лучше уточнить самим все подробности, чтобы не было неприятных сюрпризов. Предварительная подготовка к испытанию во многом будет зависеть именно от его вида.

Домашнее задание

Первая проверка вашей профессиональной пригодности может начаться еще на предварительной стадии переговоров – до первого визуального общения. Скорее всего вам могут предложить ответить дома на несколько вопросов и отослать ответы по факсу или интернету.

Как правило, в домашнее задание включают вопросы в виде практических задач (см. ниже «Задачи»). Основное отличие: вопросы в домашнем задании сформулированы более широко. И могут затрагивать весь производственный цикл организации. Срок выполнения – до пяти дней. Ответ на домашнее задание должен быть предельно полным, но лаконичным.

Выполняя задание, вы можете использовать любую литературу по бухгалтерскому учету и налогообложению. Но лучше всего найти бухгалтера, на практике знакомого с заданными ситуациями. Он поможет разобраться в нюансах. Ведь от вас требуют знания навыков работы, а не учебной литературы.

Если задание попалось сложное или из-за непредвиденных обстоятельств вы не успели сделать его вовремя, не отступайте. Позвоните работодателю и объясните, что вы заболели или сломался компьютер – поэтому не успели отправить. Обычно проверяющий делает скидку по срокам, если имеется уважительная причина.

Скрытые и каверзные вопросы

Скрытые вопросы задают, как правило, еще во время предварительного собеседования. Соискатель обычно и не подозревает, что профессиональное тестирование уже началось. Усиливают это заблуждение и «обещанные» после собеседования тесты.

На первом этапе соискателя чаще всего спрашивают про образование, опыт работы и просят вкратце рассказать о себе и исполняемых обязанностях. А по ходу этого рассказа, чтобы «было понятнее», задают уточняющие вопросы. Например: «Чем из сделанного на предыдущем месте работы вы гордитесь?» Если человек теряется или молчит, это тревожный сигнал. А если с увлечением начинает рассказывать про свои профессиональные достижения и как он их добился, – это плюс. Такой рассказ будет дополнительным подтверждением правдивости опыта работы и исполняемых обязанностей.

Каверзные вопросы обычно затрагивают ситуацию, по которой существует пробел в законодательстве. Либо актуальный вопрос, по которому фирма «бодается» с налоговой. При этом сам ответ на вопрос не очень важен. Главное, чтобы вы хоть что-то сказали. Работодатель будет смотреть в основном на вашу реакцию и логику мышления.

Тесты

Тестирование – один из наиболее популярных способов контроля знаний. Работодатели любят тесты за то, что в них легко проверить ответы. Кроме того, можно оценить скорость выполнения задания. Выдать список вопросов и сверить ответы может любой сотрудник. Поэтому тесты так часто используют в кадровых агентствах. Результат сообщают, как правило, сразу же.

Отрицательных момента два. Во-первых, вопросы иногда бывают нечетко сформулированы, и их можно трактовать по-разному. Выход из этой ситуации один. Если из предложенных вам вариантов невозможно выбрать какой-то подходящий, напишите рядом свой. Обратите внимание: иногда работодатели специально включают в тест вопросы, заведомо содержащие ошибку. Таким образом они проверяют, действительно ли вы понимаете вопросы и думаете над ответами, или просто пытаетесь их угадать.

Второй отрицательный момент – если вы не согласны с результатами, то обратиться за разъяснениями зачастую не к кому. Кадровик разведет руками – он же не специалист, а составители сейчас заняты или их нет.

Внимание: перед началом тестирования обязательно спросите, сколько времени дано на ответы, как их оценивают и сколько баллов нужно набрать. Иногда ответы проверяет не будущий начальник, а секретарь или кадровик. И если кандидат ему не понравится, он может сознательно завысить планку. Если вы уверены в правильности своих ответов, попросите проверяющего показать вам ваши ошибки. Требуйте, чтобы он еще раз внимательно сверил результаты теста с ключом к заданию. Эти действия помогут проконтролировать пресловутый человеческий фактор.

Тесты в большинстве случаев составляют на знание налогов и бухгалтерского учета, реже – на применение норм гражданского законодательства. Тем не менее могут встречаться и практические вопросы, на которые нет четкого ответа в Налоговом кодексе или ПБУ. Эти вопросы рассчитаны на знание разъяснений налоговых органов (писем) и юридической практики.

В бухгалтерских тестах часто бывает проверка на внимательность. Например, одинаковые по смыслу вопросы, повторяющиеся в разных разделах. Различия в них могут быть лишь в формулировке или в цифрах.

Особое внимание необходимо уделить перекрестным вопросам. Например, могут попасться два вопроса, в одном из которых содержится ответ на другой. Сопоставив такие вопросы, можно увидеть закономерность и выбрать правильный ответ. Если же на один вопрос вы ответите правильно, а на другой – нет, это будет признаком того, что, отвечая на тест, вы просто тычете «пальцем в небо».

При ответе на тестовое задание многим помогает следующее правило: отвечаем сначала на знакомые (легкие) вопросы. Над остальными будем думать в конце. Если вопрос не решается, переключаемся на следующий. Помните: концентрация внимания на одном вопросе ослабляется через 3–4 минуты.

Обычно в тесты закладывают 5–10 процентов ошибок на неверное прочтение вопроса. Так, например, если в тесте 60 вопросов, то 56 правильных ответов, как правило, очень хороший результат.

Основные ошибки при ответе на тест бывают в тех областях, особенностями которых бухгалтер никогда не занимался (например, РЦБ). Поэтому неплохо иметь хотя бы поверхностное представление обо всем. Но если все же досталась большая часть задания из незнакомой области учета, попросите объяснений у тестирующего. Возможно, он не прочел резюме или ошибся. Если есть другое задание, вам его предложат.

Задачи

Задачи содержат описание практических ситуаций, которые вам надо решить. Количество ситуаций – от 1 до 20. Время решения – час-полтора.

Обычно в задание включают несколько вопросов по указанному вами в резюме профилю работы и несколько – из смежных областей. «Незнакомыми» вопросами работодатели проверяют возможный потенциал будущего сотрудника.

В качестве основного вопроса бухгалтеру участка оплаты труда могут, например, предложить задачу на составление и документальное оформление операций с заработной платой и налогов с нее. Для главного бухгалтера торговой организации ситуация будет описывать обычную деятельность фирмы (торговля оптом и в розницу) и несколько «нестандартных» случаев (бартерные операции).

Отвечайте как можно полнее, используя сложившуюся практику ведения бухгалтерского учета. Не забудьте про документальное оформление и налоговый учет.

Помните: практически во всех отраслях есть свои особенности. Например, у банков и страховых компаний отличный от других организаций план счетов и отчетность. Бухгалтерские операции в бюджетных и некоммерческих организациях тоже специфичны. Задание в таких фирмах будет содержать особые практические ситуации и нестандартные проводки. Например: покупка основных средств за счет целевого финансирования.

Готовясь к таким заданиям, имеет смысл не только пролистать Налоговый кодекс и ПБУ, но и внимательно почитать отраслевую инструкцию. А еще лучше – проконсультироваться со специалистом из нужной вам сферы деятельности.

Основное, что губит соискателей при решении задач, это невнимательность. Плохой результат может быть обусловлен, например, тем, что претендент написал только проводки по операции, но забыл про документальное оформление и налоговый учет.

Устное собеседование

Этот вид испытания распространен в малых и средних фирмах. Его, как правило, проводит ваш будущий непосредственный начальник. Устное собеседование позволяет легче произвести нужное впечатление. Ведь человека можно убедить, что всего не знает никто. А желание работать и обучаемость – самые лучшие качества.

Отвечать старайтесь приблизительно в одном ключе. Каждый ответ должен быть примерно одинаковым по логическому построению и по объему. Тогда работодателю будет сложно понять, в каком вопросе вы «плаваете». Если совсем не знаете ответа, не теряйтесь. Поищите сходные ситуации в своем прошлом опыте. Но не переусердствуйте – а то решат, что вы болтун и ничего не умеете. Например, вас просят рассказать об учете в рекламе. Специфика этой отрасли – посреднические услуги. Скажите, что оформляли уже такие операции раньше, хотя область деятельности была другая – авиакасса.

Собеседование может длиться от получаса до трех часов. Постарайтесь сразу же перевести разговор на знакомые вам и интересные собеседнику темы. Наладьте диалог. Руководитель подбирает человека, с которым будет длительное время общаться.

Помните: на устном собеседовании проверяют не только профессиональные качества, но и личную совместимость. Если вы недотягиваете по профессиональному уровню, но хорошо «вольетесь» в коллектив, – есть шанс, что вас возьмут и научат. Это практикуют больше, чем прием на работу профессионала высокого класса, который не устраивает по личностным качествам.

Проверка специальных навыков

В некоторых областях бухгалтерского учета требуются специальные навыки. Как правило, работодатель указывает их в объявлении о вакансии.

Для большинства предприятий умение работать на компьютере и знание бухгалтерских программ – основной критерий отбора. Например, вас могут посадить за компьютер и попросить наглядно продемонстрировать составление документов и ввод операций по приему товара. При этом будет оцениваться точность и быстрота работы. Если от вас требуют устного ответа, то лучше описать всю последовательность действий.

При работе на участке по расчетам с покупателями может потребоваться хорошая скорость печати: 100–120 ударов в минуту.

А полезными качествами кассира будут внимательность и грамотность. Чтобы проверить их наличие, вас могут попросить, например, исправить ошибки в тексте по теме «Счет 50 Касса».

Многие работодатели требуют от соискателей умения работать со справочными системами. Обычно это «Консультант» или «Гарант». Навык проверяют просьбой разыскать какой-либо документ или ответ на вопрос. Внимание: если не нашли ответа, попросите работодателя самого показать, где он.

Могут также поинтересоваться знанием управленческого учета или финансового анализа. Если вы никогда не занимались этим раньше, но есть теоретические знания и вы готовы попробовать свои силы, – так и скажите.

Фирма занимается оптовой и розничной торговлей. Партия товара реализована частично оптом, частично в розницу. Составьте возможную корреспонденцию счетов. Опишите особенности налогового учета. Сделайте ссылки на нормативные документы.

Примите в расчет

как пройти тест

Шаг 1. Выберите компанию, в которой мечтаете работать, и несколько фирм попроще, куда вас наверняка возьмут.

Шаг 2. Позвоните, выясните условия. Отправьте резюме. Договариваясь о собеседовании, спросите, в какой форме оно будет проходить, и узнайте область тестирования. Предварительно проверить свои профзнания можно на различных сайтах в интернете. Например, на klerk.ru, tests.specialist.ru висят бухгалтерские тесты. Мотивационные и психологические тесты представлены почти на всех кадровых порталах: rabota.ru, zarplata.ru, job.ru, superjob.ru.

Шаг 3. Сначала пройдите собеседование в фирмах попроще. Это даст вам положительный настрой и уверенность при более серьезных испытаниях. Если у вас есть куда пойти и вы просто выбираете лучшее место, – в компании вашей мечты это наверняка почувствуют. Уверенность повышает ваши шансы. Зная, что работа у вас уже есть, вы будете вести себя более раскованно.

Шаг 4. Отправьте на тест в компанию своей мечты хорошего знакомого. Не беда, если он не разбирается в бухучете. Его цель – подробно все выяснить и запомнить вопросы. Если есть возможность, пусть захватит задание или черновик с ответами.

Шаг 5. Заполните, если есть, пробелы в знаниях и смело идите сами.

Представительские расходы за отчетный период относят к расходам при расчете налога на прибыль:

  • а. В процентах от расходов на оплату труда
  • б. Пропорционально реализованной продукции
  • в. В полном объеме
  • Свой вариант _________

В процентах от суммы расходов на оплату труда, в налоговом учете, рассчитывают:

  • а. Коммерческие расходы
  • б. Представительские расходы
  • в. Расходы на подготовку или переподготовку кадров
  • Свой вариант _________

Примите в расчет

иностранные особенности

Если вы идете устраиваться на работу к иностранцам, прежде всего будьте готовы продемонстрировать «западный» стиль поведения. Для иностранных работодателей очень важно, чтобы вы понимали и принимали специфику построения взаимоотношений в корпорации. Кроме того, помните: существует еще и языковой барьер. Так что в устной беседе старайтесь строить свою речь как можно четче – чтобы ваши ответы были поняты однозначно.

Система тестирования в иностранных компаниях построена по следующему принципу: проверка уровня владения иностранным языком, знания российских и международных стандартов (IAS, GAAP), решение финансовых задач на иностранном языке и проверка знания бухгалтерских программ, поддерживающих оба варианта ведения бухучета (Axapta, Scala, SunSystem). Также иностранные компании любят требовать бумажки, подтверждающие ваше образование.

Производственная организация получила в обмен на свою продукцию основное средство (по бартеру). Сумма (включая 18% НДС) составляет 118 тысяч рублей. Отразите операцию в бухгалтерском и налоговом учете.

Начать дискуссию