Лень (которую мы называем “двигателем прогресса”) привела к тому, что теперь уже не мы бегаем по магазинам в поисках товара, а товар бегает за нами, показываясь в контекстной рекламе, выплывающих окошках и рекламных баннерах. Понравившийся товар можно оплатить не выходя из дома и заказать доставку до двери.
Интернет-торговля развивается стремительно, все больше и больше доверия к заказу товаров через интернет, а также возможности оплаты онлайн пластиковыми картами.
Если сравнить рынок интернет-продаж сегодня и 3 года назад, то мы заметим стремительный рост, но в данном случае представлен рост только крупных игроков рынка.
Условно интернет-продавцов можно разделить на 3 основные группы:
Продавец |
Чем характеризуется |
группы в социальных сетях (аналог ИП на рынке) |
физические лица, которые чаще всего не зарегистрированы становиться ИП |
интернет-магазин |
локальный интернет-магазин для небольшой области или со специфическим товаром |
интернет-гипермаркет |
огромный интернет-магазин с широким выбором товаров |
Первая группа достаточно близка всем: они предлагают товар напрямую через социальные сети. Все продавцы данной группы, не имеющие регистрации ИП, в настоящий момент в группе риска, так как для повышения собираемости налогов и выплаты страховых взносов ИФНС негласно объявило войну подобным продавцам в интернете, которые ведут свою деятельность без регистрации в качестве ИП и не платят налогов и взносов. Напоминает историю про борьбу с воробьями в Китае, которые “наносили урон” съедая по несколько зерен в день.
Вторая группа интернет-продавцов - локальные небольшие игроки определенного товара по всей территории РФ или на локальном рынке. Зависят от инфраструктуры сервисов доставки.
Третья группа - “монстры” интернет-продаж , имеющие разветвленную сеть доставки товаров до покупателя, играют основную роль на рынке - Связной, Юлмарт, Утконос, Ситилинк, Эльдорадо и другие.
Лицевая сторона медали
Бесспорно, выгодой от развития интернет-торговли является снижение цен на многие дорогие товары (к примеру свой ноутбук я купил через интернет дешевле на 4 тысячи, чем в сетевом магазине, что привело к 25% экономии). Это в первую очередь связано с проявлением совершенной конкуренции: все продавцы и покупатели, как на бирже, встретились в одной точке и цена снижается.
Качество обслуживания покупателя повышается. Интернет-магазины нацелены на рост объема продаж, а лучшее что им помогает и на что они могут надеяться - это доверие покупателя, так как покупатель заказывает товар на доверии, что он надлежащего качества. Поэтому несколько некачественных продаж и можно получить несколько негативных откликов, которые могут значительно снизить количество продаж, так как остальные потенциальные покупатели не захотят рисковать.
Еще одним достоинством является прямой доступ к покупателю на большой территории. Покупатель не ограничен локальным рынком или местным магазином, он может обратиться в любой интернет магазин вне зависимости от его реального местоположения.
Для продавцов достоинством является легкий старт - продавцам проще начать свой бизнес, так как не надо тратиться на аренду складов, найм персонала.
Плюсов мы можем найти большое количество, но есть ли отрицательное влияние развития интернет-торговли?
Обратная сторона медали
Отрицательные стороны также существуют. Ни для кого не секрет, что в сетевых торговых магазинах цены высокие, но мы в них ходим, чтобы вживую увидеть товары, то есть они становятся смотровой площадкой, чтобы придти посмотреть и купить купить дешевле у интернет-продавца. Поэтому неудивительно, что за последние годы они поменяли свой формат продажи товаров и развивают свои интернет-магазины.
Для понимания того, какие еще негативные последствия существуют от развития интернет-торговли, следует обратиться к моим статьям на Клерк.ру “Отказ от ЕНВД: кто теряет больше?”, и “ИФНС проигрывает Налоговому Кодексу” , а также смоделировать схему реализации продукции.
Статьи достаточно прочитать, про них будет упомянуто далее, а вот схему нарисуем сейчас. Существующая сейчас схема продажи товаров состоит из 3х звеньев:
продавец/ производитель |
=> |
региональный продавец |
=> |
покупатель |
Из этой схемы нужно выделить следующие моменты:
1. Интернет-торговля чаще всего пропускает второе звено, единственным посредником между ними может быть транспортная компания, оказывающая услуги доставки.
2. Так как локальный продавец отсутствует, то оплата товара производится онлайн, напрямую на счет продавца (вариантов оплаты в настоящий момент - огромное количество).
3. Продавец может быть зарегистрирован в другом регионе, необязательно в месте продажи товара.
А теперь, чтобы долго не томиться, подведем итог: продажа через интернет выбрасывает локальных игроков на рынке или существенно снижает их долю рынка. Они либо закрываются, либо перепрофилируются. Учитывая, что приблизительно 40% предприятий РФ работают в сфере торговли, то это достаточно сильный удар по большому количеству предприятий. Уменьшение локальных продавцов и компаний ведет к тому, что снижаются налоговые доходы в целом по региону (нет налога на прибыль, единого налога УСН, НДФЛ работников и страховых взносов), уменьшается количество рабочих мест и т.д.
Но в то же время предприятия, производящие продукцию, получают выгоду, так как повышают рентабельность и объем своих продаж за счет прямой связи с покупателем и и доступа ко всем рынкам сбыта.
Таким образом, если мы представим данную ситуацию на примере одного региона, то становится достаточно ясным, что если в регионе развито производство, а не торговля, то развитие интернет-торговли будет большим стимулом для развития экономики. Если же случай обратный, то тогда местный бюджет столкнется с дефицитом.
Я привел свои предыдущие статьи для того, чтобы дать понять: если региональная власть не займется вопросом развития производства в своем регионе, то скоро им уже будет не из чего получать и платить зарплату и гордиться высокими показателями собираемости налогов, да и показатели безработицы могут вырасти.
Как и в случае с ЕНВД возникает вопрос, кто теряет или приобретает больше от развития торговли? Интернет-компании достаточно быстро могут зарегистрироваться в регионе, где ставка УСН объекта налогообложения “доходы уменьшенные на величину расходы” ниже и тем самым лишить регион последних средств. Смена места регистрации не повлечет никаких проблем компании, да и Налоговый Кодекс не учитывает место фактической продажи товара, кроме территории РФ.
Конечно, хотелось бы доброго финала и реальных действий в реальном секторе, но перспектива пустых региональных бюджетов кому-то сильно ударит по карману и может привести к новому “законотворчеству”: в стиле запрета или ограничения интернет-продаж, создание санитарно-технических требований к складам интернет-магазина, лицензий на оказание интернет-услуг и т.д. Или в Налоговом кодексе может появиться новый термин - “территория фактической реализации товара”, и по каждому месту продажи придется рассчитывать сумму налога к уплате и платить в тот бюджет, где был продан товар. Не слишком веселая перспектива для бухгалтеров (это сколько отчетов надо будет сдавать!).
Уже сейчас ФГУП "Почта России" не справляется с объемами почтовых отправлений из Китая. Кроме нагрузки на почту и упреков в ее работе, бюджет не получает доход в виде таможенный сборов и налогов на прибыль.
Мы будем надеяться только на хорошее, но надо помнить, что дальнейшее развитие объема интернет-торговли, скорее всего, приведет к каким-либо ответным реакциям, но вот только к каким - большой вопрос.
Комментарии
5Аноним, Вы писали:
"Цитата:
"Интернет-компании достаточно быстро могут зарегистрироваться в регионе, где ставка УСН объекта налогообложения “доходы уменьшенные на величину расходы” ниже и тем самым лишить регион последних средств. "
Не поняла, как они лишат регион средств, если эта новая будет платить налог именно в этом регионе?"
Регион реализации товара.
Цитата:
"Уже сейчас ФГУП "Почта России" не справляется с объемами почтовых отправлений из Китая. "
Признаю, что данная ситуация возникала пока один раз в апреле 2013 года. разъяснения и аналитическая информация ФГУП Почта России могла бы прояснить ситуацию более подробно, и стоит ли ожидать подобных сюрпризов.
Цитата:
"Признаю, что данная ситуация возникала пока один раз в апреле 2013 года. "
Не знаю, что там было в апреле 2013, но китайские посылки по 3-4 месяца идут, причем большую часть времени отправление находится на территории РФ. Что с ними все это время делают, непонятно )