С Новым годом вас, дорогие клерковчане! Пусть он, собственно, и прошел, но ведь сегодня еще и старый Новый год. И пожалуй, это симптоматично.
У нас сегодня все старое. Цикличное. Старый президент после якобы нового. Старый лад и старый дух после смутных времен. Старая экономика - все так же смазываемая нефтью и подталкиваемая газом, все так же понукаемая и придавливаемая чиновниками и силовиками. Что же делать в этом замкнутом круге стабильности?
Естественная для православного общества ситуация
Разгон экономики, правда, однозначно закончился. Путин в декабре подписал закон о бюджете страны на ближайшие три года. Бюджете заведомо дефицитном: разницу между доходами и расходами будут покрывать из накопленных ранее резервов. То бишь потихоньку проедать. Что будет, когда проедим окончательно?
Нет, я не хочу сказать, что мы катимся в пропасть. Во-первых, мне не по рангу об этом судить, а во-вторых, разговоры об этом бессмысленны, даже если бы это и было правдой. Я своими глазами вижу, что в последние годы разбогатела не только Москва - жирком подернулась и самая что ни на есть провинция. Если причиной тому нефть - так тому и быть.
У России свой путь - так учит нас православная церковь и правоверная пресса. Суть этого пути с присущей ему откровенностью сформулировал еще в 2012 году пресс-атташе РПЦ Всеволод Чаплин. "Есть целые социальные традиции, в которых чиновник не получает зарплату, а получает подношение, - сказал протоиерей. - Я не считаю, что эти традиции сами по себе плохи. Я думаю, что выход отсюда только один: обеспечить естественную для православного общества ситуацию, в которой государев человек, чиновник, всегда стоит и по имущественному, и по социальному положению выше просителей. У него не должно быть побуждений брать лишнее, потому что он должен по определению стоять выше любого бизнесмена.
<...> В России всегда государев человек должен быть неуязвим перед «негосударевым» человеком. <...> Этот человек должен быть неуязвим перед лицом давления – силового или психологического. Он должен на лестнице социальной иерархии стоять выше купеческого сословия, и уж тем более выше бандитов".
Вот, собственно, и все. Вот вам сословное общество, вот новые дворяне - чиновники. Главное, чтобы "лишнего не брали", не разоряли купчишек уж совсем подчистую. И то, что у Чаплина на языке, у более серьезных людей, похоже, на уме. А у несерьезных где-то в другом месте, но тоже ощущается всеми фибрами, как нечто безусловное свое и родное.
Доктор нас не оставит
И что будет с Россией, если оторвать ее от этих корней, так немудрено и по своему искренне описанных господином Чаплиным? Будет ли она Россией? Будет ли она вообще?
Например, Украина в последнее время бурлит из-за пассионарного стремления части ее граждан любой ценой стать Европой. Стремление это трудно не разделить. Но ведь не менее трудно и закрыть глаза на то, что экономику Украины - ту, которая ей досталась исторически - переход на стандарты Евросоюза попросту уничтожит. И территория между Россией и Польшей, сохранив название, вряд ли будет той же страной, которая складывалась последние четыреста лет.
Вот и наша страна, чья глубинная суть за века мало изменилась, не может в одночасье стать иной. Знаете ли вы, в чем основное отличие православия от протестантизма, который в свое время и возник в Европе в противовес католичеству как манифест того самого растущего "купеческого сословия"? Понятное дело, для нас непривычна их предельная внешняя простота и отсутствие церковной иерархии. Но есть и более глубокий пласт различий.
Для православных богословов поводом для упреков в сторону протестантов всегда был излишний, на их взгляд, "юридизм" в подходах к сути Спасения. Мол, западное христианство всегда было менее мистично и более рационально, чем восточное, а протестантизм довел разницу до крайности. Напрасно, дескать, протестанты полагают Христа своим адвокатом перед Господом - он не адвокат, а Бог не судья. Бог скорее врач, который не судит грешников, а излечивает их больные души.
Почувствуйте, что называется, разницу. Тут, возможно, таится та цивилизационная развилка, которую мы прошли давным-давным и, похоже, никогда к ней не вернемся, несмотря на митинги хипстеров и прогулки писателей по бульварам. Тут Достоевский, тут загадочная русская душа, тут истоки всего нашего исторического садо- и мазо-. У них субъектом является человек разумный (и недопустимо, с точки зрения православия, самоуверенный), которому выдается "инструкция по применению жизни", у нас - мятущийся пациент, обязанный искать спасения. А пациенты не могут быть себе хозяевами.
Земля и люди
Надо ли огорчаться тем, что написано выше? Вряд ли. Здравый смысл подсказывает, что для так называемого "креативного класса", который патриарх Кирилл недавно в открытую обвинил в высокомерии и пренебрежении интересами народа, вековая бескрайняя Россия является чужим монастырем. А в него со своим уставом не ходят. Кстати, не менее чужая она и для тех людей - совсем неглупых людей - которые гребут дивиденды от существующего порядка полной лопатой. Хотя именно они и пишут устав.
И дело не в том, что основная масса электората (в нашем контексте уместнее говорить об электорате, чем о народе) якобы глупа. Это не столько глупость, сколько инерция мышления, и обвинять кого-то за то, что он вместо поисков журавля в небе не желает выпускать из рук синицу, никто не имеет права.
В последние месяцы всплыла и активизировалась теория под кодовым названием "Начни с себя". Мол, хочешь изменить действительность - не давай взяток, не уклоняйся от налогов, не мусори, не хами за рулем, и так далее, и так далее. Кто-то считает, что это очередной хитрый способ обдурить массы, и получится, как в русской сказке - битый небитого везет. То бишь дисциплинированный народ - вороватых чиновников. А мне все-таки кажется, что это единственный способ что-то изменить. Есть такая социологическая концепция под названием "теория разбитых окон". Дескать, если в доме разбито окно, и его никто не заделывает, скоро разобьются и другие окна, а потом и вовсе начнется мародерство. Говоря проще и грубее - люди оскотиниваются гораздо быстрее, если их подталкивает к этому внешняя среда. Так вот, заделав одно условное окно, каждый из нас может поспособствовать тому, что феодальные нравы современной России будут смотреться дико. А пока что они вполне органичны.
P.S. Пару лет назад, вернувшись из Франции, я начал выводить свою таксу на прогулку не иначе как с совком для сбора экскрементов. Европейский настрой, правда, продержался недолго. А зря. Пора к нему вернуться - глядишь, вокруг будет хоть чуть-чуть меньше дерьма. Для начала.
Комментарии
6Цитата:
"а не только красиво говорить и ничего не делать , "
Так этим автор и занимается.