Бюджетный учет

Анализ ошибок, встречающихся при составлении форм бюджетной отчетности

При ведении финансово-хозяйственной деятельности не все операции выполняются бухгалтерами строго так, как это регламентируют нормы законодательных актов. Иногда это связано с невнимательностью бухгалтера, иногда с незнанием, неверным прочтением норм законодательства, а иногда и с несовершенством нормативных актов. Все это зачастую приводит к ошибкам при составлении бюджетной отчетности.

При ведении финансово-хозяйственной деятельности не все операции выполняются бухгалтерами строго так, как это регламентируют нормы законодательных актов. Иногда это связано с невнимательностью бухгалтера, иногда с незнанием, неверным прочтением норм законодательства, а иногда и с несовершенством нормативных актов. Все это зачастую приводит к ошибкам при составлении бюджетной отчетности. Встречающиеся ошибки условно можно разделить на две группы:

  • организационные (в частности, связанные с ошибочным определением состава отчетности);
  • методологические (возникают в результате неверного ведения бюджетного учета и отражаются в отчетности).

В этой статье проведен анализ ошибок, встречающихся в формах бюджетной отчетности.

Представленный в статье материал написан на основании результатах проверок форм бюджетной отчетности главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Целями проверок являлись оценка достоверности сводной бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности у главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а также определение проводимой главным распорядителем бюджетных средств работы по обеспечению целевого использования данных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Оформление бюджетной отчетности с нарушением требований Инструкции № 191н

В оформлении форм бюджетной отчетности встречаются следующие ошибки:

1. Отчетность представлена без оглавления и в непронумерованном виде. Пунктом 4 Инструкции № 191н установлено, что бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

2. В нарушение п. 6 Инструкции 191н некоторые формы отчетности, в частности отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128), содержащий плановые (прогнозные) показатели и аналитические показатели, не подписаны руководителем финансово-экономической службы, Пояснительная записка (ф. 0503160) не подписана руководителем, главным бухгалтером и руководителем финансово-экономической службы. Из норм п. 6 Инструкции № 191н следует, что бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

3. В состав отчетности включены формы, не имеющие числового значения. Напомним, что согласно нормам п. 8 Инструкции № 191н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, утвержденной Инструкцией № 191н, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется, информация о чем подлежит отражению в пояснительной записке к бюджетной отчетности за отчетный период.

4. В состав баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) не включена справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах или она отнесена в состав пояснительной записки (ф. 0503160), что нарушает нормы п. 20 Инструкции № 191н.

5. В нарушение п. 23 Инструкции № 191н учреждение заполнило справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по форме, не соответствующей той, которая приведена в Инструкции № 191н.

6. В нарушение п. 43 Инструкции № 191н справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) указана в представленной главному распорядителю отчетности с наименованием, не соответствующим названной инструкции.

7. В нарушение п. 44 Инструкции № 191н учреждением не был соблюден порядок отражения показателей в графе 1 «Номер счета бюджетного учета». Данным пунктом установлено, что получатель бюджетных средств, администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор доходов бюджета формирует справку (ф. 0503110) к балансу (ф. 0503130) на основании данных по соответствующим кодам счетов 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», 1 304 050 00 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» и по соответствующим номерам счетов 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» в сумме показателей, сформированных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в рамках бюджетной деятельности (разд. 1) до проведения заключительных операций (графы 2, 3) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года (графы 4 – 9).

В графе 1 разд. 1 справки (ф. 0503110) отражаются номера соответствующих счетов 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года», содержащих в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации (далее – БК) РФ: видов доходов, разделов, подразделов, классификации расходов бюджета, групп, подгрупп, статей источников финансирования дефицита бюджета. Коды бюджетной классификации РФ (глав по БК, целевых статей расходов, видов расходов бюджета, подвидов доходов бюджета, видов источников финансирования дефицита бюджета в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета) отражаются со значением «ноль».

8. В нарушение п. 96 Инструкции № 191н учреждение в отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) заполнило строки 370, 371, 372, не предусмотренные инструкцией.

9. В пояснительной записке (ф. 0503160), составленной субъектом отчетности отсутствуют таблицы № 2 – 7, что является нарушением п. 152 Инструкции № 191н.

10. В нарушение п. 152 Инструкции № 191н в составе проверяемой бюджетной отчетности таблицы № 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете» и 7 «Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий» пояснительной записки отсутствуют.

11. Субъект учета в составе форм бюджетной отчетности представил сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) (таблица пояснительной записки). Как показали результаты проверки, в форме наименования граф 1, 5, 7 не соответствуют требованиям п. 163 Инструкции № 191н и отсутствует строка 620.

Ошибки в содержании форм бюджетной отчетности

В разрезе форм отчетности приведем обзор ошибок, которые, как показали результаты проверки, допускаются при составлении форм бюджетной отчетности.

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). В ходе проверки было выявлено, что в нарушение п. 43 Инструкции № 191 в данной справке отсутствует разд. 2 «Деятельность со средствами, поступающими во временное распоряжение». Согласно нормам этого пункта справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года формируется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2). При отсутствии сведений, необходимых для заполнения разд. 2, он не заполняется, но включается в форму.

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184). В нарушение п. 50 Инструкции № 191н в указанной справке за декабрь отражены доходы. Согласно нормам данного пункта инструкции показатели этой формы за декабрь финансового года должны иметь нулевое значение.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503127). В нарушение п. 55 – 57 Инструкции № 191н в данном отчете не отражены по разделам годовые объемы утвержденных бюджетных назначений, лимитов бюджетных обязательств и, соответственно, не заполнена графа «Неисполненные назначения».

Кроме того, в нарушение п. 55 Инструкции № 191н учреждением включены прогнозные показатели по графе 4 по разделу «Доходы бюджета» отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств. Согласно нормам названного пункта инструкции в графе 4 отражаются соответственно по разделам отчета «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицита бюджета» годовые объемы утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год.

Пояснительная записка (ф. 0503160).В нарушение п. 152 Инструкции № 191н не всеми участниками бюджетного процесса были заполнены таблицы № 2 – 5, входящие в состав пояснительной записки.

В нарушение п. 155 Инструкции № 191н в таблице № 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете» не отражена информация, характеризующая результаты анализа исполнения двух текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности. Согласно положениям данного пункта информация в таблице характеризует результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности. Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, финансовым органом. В графе 2 отражается результат исполнения положений текстовых статей (с указанием показателей, характеризующих степень результативности). В графе 3 указываются причины неисполнения положений текстовых статей.

В нарушение п. 158 Инструкции № 191н в таблице № 6 «Сведения о проведении инвентаризации» не названа причина проведения инвентаризации. Согласно нормам п. 159 Инструкции № 191н информация, отражаемая в таблице, характеризует результаты проведенных в отчетном периоде инвентаризаций имущества и обязательств субъекта бюджетной отчетности в части выявленных расхождений. Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета при составлении пояснительной записки по итогам года. В графах 1 – 4 указываются причины проведения инвентаризации (составление годовой бюджетной отчетности, смена материально ответственных лиц, выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, чрезвычайные ситуации, требующие проведения инвентаризации, реорганизация или ликвидация субъекта бюджетной отчетности и другие случаи, предусмотренные законодательством РФ), дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации.

Внарушение п. 162 Инструкции № 191н в форме 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» не указаны причины внесенных уточнений со ссылкой на правовые основания их внесения. Данным пунктом установлено, что в графе 4 этой формы указывается разница между показателями бюджетных назначений согласно бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, с учетом внесенных в нее изменений, оформленных надлежащим образом на отчетную дату (графа 3), и показателями бюджетных назначений, утвержденных законом (решением) о соответствующем бюджете (графа 2). В графе 5 указываются причины внесенных уточнений со ссылкой на правовые основания их внесения (статьи БК РФ и закона (решения) о соответствующем бюджете).

Кроме того, как показали результаты проверки, в нарушение п. 162 Инструкции № 191н в форме 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» некоторые учреждения в графе 2 указали бюджетные назначения, которые не утверждались на отчетный финансовый год законом (решением) о бюджете.

В нарушение п. 163 Инструкции № 191н в форме 0503164 «Сведения об исполнении бюджета» в разделе «Расходы бюджета» не ставились коды по бюджетной классификации РФ, по которым имеются отклонения между плановыми и фактически исполненными показателями, а также не указывались причины отклонений от планового процента исполнения по доходам и расходам. Кроме того, как показали результаты проверок, некоторые проверяемые учреждения при заполнении этой формы отчетности по графе 1 в разделе «Доходы» не ставили код главы по БК, код видов доходов по бюджетной классификации, а в разделе «Расходы» – код главы по БК, код разделов, подразделов и целевых статей расходов бюджета по бюджетной классификации РФ. Также в ходе проверки было установлено, что графа 5 формы неправильно сосчитана: в ней не отразили разность исполнения по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и плановых показателей на 2012 год (графа 4 - графа 3).

В нарушение п. 164 Инструкции № 191н по результатам проверок выявлено несоответствие показателей, отраженных в отчете «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» (ф. 0503166) и отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127): в графе 5 отчета формы 0503166 сумма исполненных бюджетных назначений была завышена по сравнению с отчетом формы 0503127. Также проверка показала, что некоторые участники бюджетного процесса в нарушение этого пункта в графе 4 отчета «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» отразили сумму бюджетных назначений не в соответствии с объемом утвержденных уточненной бюджетной росписью средств на реализацию указанных мероприятий, что привело к искажению формы отчетности.

При проверке таблицы пояснительной записки (ф. 0503167) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) были выявлены следующие ошибки. В нарушение п. 167 Инструкции № 191н не указаны причины образования просроченной кредиторской задолженности. Меры по снижению кредиторской задолженности следует изложить в разд. 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160). Некоторые учреждения при отражении сведений по дебиторской задолженности, указывали в таблице остатки расчетов по аналитическому счету 0 204 00 000 «Финансовые вложения», но не отражали данные, сформированные по счетам 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Все это привело к искажению данных о состоянии расчетов по дебиторской задолженности.

Как установлено п. 167 Инструкции № 191н, в таблице содержатся обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.

Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности.

В разделе 1 отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм просроченной дебиторской, нереальной к взысканию кредиторской задолженности. При этом в графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов счета, на основании которых заполняется эта таблица:

– 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;

– 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;

– 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

– 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу»;

– 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;

– 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;

– 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;

– 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;

– 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;

– 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», –

по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности.

Кредитовые остатки на отчетную дату по соответствующим аналитическим счетам счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 0 0000 «Расчеты по ущербу имуществу» отражаются в приложении по дебиторской задолженности со знаком «минус». Дебетовые остатки на отчетную дату по вышеназванным счетам бюджетного учета, входящим в состав разд. 3 «Обязательства» плана счетов бюджетного учета, отражаются в приложении по кредиторской задолженности со знаком «минус». В первых 17 разрядах номера счета бюджетного учета отражаются коды бюджетной классификации в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации на финансовый год.

В графах 2, 4 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по конкретному номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно.

В графах 3, 5 приводятся данные о не исполненных соответственно на начало года и на конец отчетного периода обязательствах, по которым срок исполнения уже наступил (обязательства, не исполненные в установленные сроки, подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами), и нереальной к взысканию дебиторской задолженности (дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов до момента принятия решения о ее списании на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных кредиторов»).

В нарушение п. 172 Инструкции № 191н в таблице пояснительной записки формы 0503167 «Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий» (ф. 0503177) не дано обоснование целесообразности произведенных расходов.

Как следует из положений данного пункта, в графах 1, 2 указываются наименования показателей и коды строк приложения. В графе 4 указывается соответственно по строкам приложения сумма расходов субъекта бюджетной отчетности, связанная:

  • с проектированием прикладных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • с оазработкой (доработка) программного обеспечения;
  • с капитальными вложениями в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • с приобретением оборудования и предустановленного программного обеспечения;
  • с приобретением неисключительных прав на программное обеспечение;
  • с услугами по аренде оборудования;
  • с подключением (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам;
  • эксплуатационными расходами на информационно-коммуникационные технологии;
  • обучением сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий;
  • прочими расходами в области информационно-коммуникационных технологий.

В графе 5 указывается обоснование целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели и т. п.).

По решению финансового органа показатели расходов на информационно-коммуникационные технологии могут быть детализированы по кодам классификации расходов бюджетов РФ путем указания в графе 3 данных кодов.

  1. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Начать дискуссию