Налоговые проверки

Откройте, торгинспекция!

Торгинспекция или, говоря официальным языком, Государственная инспекция по торговле, качеству то­варов и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли РФ – известная «страшилка» для организаций. Хотя на самом деле основными задачами этого органа являются контроль над:

Дарья ЕВСТИГНЕЕВА
Исполнительный директор
ООО «Файюм»

Торгинспекция или, говоря официальным языком, Государственная инспекция по торговле, качеству то­варов и защите прав потребителей  Министерства экономического развития и торговли РФ – известная «страшилка» для организаций. Хотя на самом деле основными задачами этого органа являются контроль над:

  • нормами и пра­вилами торговли и общественного питания;
  • порядком применения цен по отдельным группам товаров;
  • качеством и безопасностью товаров.

Сотрудники торгинспекции обязаны бороться со злоупотреблениями в торгов­ле, общественном питании и не допускать поступления на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Торгинспекции рассматривают жалобы граждан на качество то­варов, а также нарушения в работе торговых предприятий и предприятий общественного питания.

В соответствии с положением о Государственной ин­спекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических свя­зей и торговли РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 27.05.93 № 501; в ред. постановления Правительства РФ от 17.04.01) для выполнения поставленных задач Госторгинспекция вправе проверять все организации неза­висимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждан, реализующих, производящих то­вары или услуги.

Они также вправе производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изы­мать образцы (пробы) товаров для проведения исследо­вания их качества.

По порядку

Федеральным законом от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – закон № 134­-ФЗ) установлены общие требования к порядку проведения проверок. Вкратце напомним их. 

Проверка проводится на основании при­каза или распоряжения (т. е. распорядительного акта), в котором указываются, в частности:

  • фамилия, отчество и должность лица, упол­номоченного на проведение мероприятия;
  • наименование (или фамилия) субъекта, подлежащего проверке;
  • цели, зада­чи и предмет проводимого мероприятия;
  • правовые осно­вания проведения мероприятия (в том числе норматив­но-правовые акты, соблюдение которых подлежит проверке);
  • дата начала и окончания мероприятия.

Распорядительный акт (его заверенная копия) предъявляется одновременно со служебным удостоверением. Продолжительность проверки не может превышать одного месяца, и срок этот может быть продлен еще на месяц руководителем контро­лирующего органа по причине необходимости проведения специальных исследований (экспертиз и т. д.).

Проверки могут быть плановые (не более раза в два года в отношении одного субъекта) и внеплановые.

Внеплановые мероприятия могут проводиться, помимо прочего, в случаях обращения граждан, юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными лицами, связанными с невыполнением последними обязатель­ных требований закона, а также получения иной инфор­мации, подтверждаемой документами и иными доказа­тельствами о наличии признаков таких нарушений.

Данный случай назначения внеплановой проверки содер­жит два основания. Первое - жалобы заинтересованных лиц на нарушение обязательных требований их контрагентами по договорам. Второе – получение информации от незаинтересованных лиц (причем информация должна быть подтверждена документально). Анонимные обращения не могут быть основанием для проведения внеплановых проверок.

Полномочия

Территориальные управления Госторгинспекции вправе:

  • проверять соблюдение правил торговли и качества товаров народного потребления у продав­ца. По согласованию с Госстандартом России возможны проверки качества продукции непосредственно у изготовителя;
  • контролировать порядок применения цен по отдель­ным группам товаров;
  • проверять правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, техноло­гическим и дозирующим оборудованием;
  • принимать меры по устранению выявленных недо­статков и нарушений, обеспечивают широкую глас­ность результатов проверок;
  • приостанавливать реализацию некачественных товаров и услуг.

Помимо вышеперечисленных прав должностные лица торгинспекций также могут также:

  • контролировать качество товаров (услуг), соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также проверку наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров или оказываемых услуг установленным требованиям; 
  • давать заключения по просьбе продавца или потребителя о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
  • получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие необходимые материалы.

Должностные лица торгинспекции составляют акты и дают предписания, обязательные для исполнения:

  • об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;
  • о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
  • о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции.

По результатам проверок должностные лица торгинспекции могут передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей. Они также могут выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Акт

На основании статьи 9 закона № 134-ФЗ по результатам любого мероприятия по конт­ролю проверяющим должностным лицом должен быть составлен акт установленной формы в двух экземплярах.

Желательно, чтобы формулировка выявленных нарушений соответствовала обязательным требованиям норматив­но-правовых актов, соблюдение которых и проверялось согласно документу о назначении проверки. Если по результатам проверки принимается решение об ответственности какого-либо лица, то желательно, чтобы было указано правовое основа­ние ответственности.

Напомним, что подписание акта проверки – право проверяемого лица, а не его обязан­ность. Но если вы отказываетесь от подписи, то це­лесообразно указать мотивы такого отказа.

К итоговому акту должны быть приложены акты об отборе образ­цов (проб) продукции, обследовании объектов, протоко­лы (заключения) проведения исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения проверяющих лиц и работни­ков, на которых возлагается ответственность за обнару­женные нарушения, другие документы и их копии. Один экземпляр акта с копиями приложений вручает­ся руководителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.

О протоколе

При выявлении административного правонарушения проверяющим должностным лицом составляется про­токол и дается предписание об устранении выявлен­ных нарушений. Протокол составляется в порядке, пре­дусмотренном законодательством РФ об административ­ных правонарушениях.

Протоколы составляются уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции со­ответствующего органа. Органы Госторгинспекции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.19. КоАП РФ «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений».

Копия протокола немедленно после составления вру­чается под расписку лицу, совершившему правонаруше­ние, а также потерпевшему по его просьбе.

В статье 28.8 КоАП РФ установлен срок направления протокола для рассмотрения дела - в течение суток с момента со­ставления протокола или устранения недостатков прото­кола. Недостатки должны быть устранены не позднее 3-х суток со дня поступления составителю протокола.

Если правонарушение влечет административный арест, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

Определены случаи, когда протокол не составляется, а наказание налагается на месте совершения правонаруше­ния. Статья 28.6 КоАП РФ к таким случаям относит, когда за совершенное административное правонарушение назначается:

  • предупреждение;
  • административный штраф, размер которого не превы­шает размер 1 МРОТ;
  • административный штраф, размер которого не превы­шает 10 МРОТ (по делам о нарушении таможенных правил).

Если после выявления административного правонару­шения в некоторых областях законодательства осуществ­ляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных затрат времени, проводится административное расследование. По окончании административного расследования также составляется протокол об административном правонаруше­нии либо выносится постановление о прекращении дела.

Ответственность гражданско-правовая

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – закон № 2300-1). Нет смысла целиком комментировать его, поэтому остановимся на наиболее важных моментах.

Изготовитель (исполнитель или продавец) отвечает за ненадлежащую информацию о товаре (работе, ус­луге), об изготовителе (исполнителе, продавце) (ст. 12 закона № 2300-1).

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупа­телю полной и достоверной информации о товаре (рабо­те, услуге), несет такую же ответственность, как за про­дажу товара ненадлежащего качества (п. 1-4 ст. 18, п. 1 ст. 29 закона № 2300-1), за недостатки товара (работы, услуги), воз­никшие после его передачи потребителю вследствие от­сутствия у него такой информации.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потре­битель вправе потребовать возмещения такого вреда. При этом предполагается, что у потребителя отсутствуют специальные познания о свойствах и харак­теристиках товара (работы, услуги).

Статьей 13 закона № 2300-1 уста­новлена ответственность продавца (изготовителя, испол­нителя) за нарушение прав потребителей.

За нарушение прав потребителей продавец (изго­товитель, исполнитель) возмещает убытки, причиненные потребителю, в полной сумме сверх неустойки (пени), ус­тановленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не ос­вобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от ис­полнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной или договором, подлежат удов­летворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке. При удовлетворении судом законных требований потребителя, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), на­рушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение доброволь­ного порядка удовлетворения требований потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выс­тупают общественные объединения потребителей (их ас­социации, союзы) или органы местного самоуправле­ния, 50% от суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциаци­ям, союзам) или органам.

Статья 14 закона № 2300-1 разъясняет порядок воз­мещения имущественного вреда потребителю. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производствен­ных, рецептурных или иных недостатков товара (рабо­ты, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда не зависит от того, состо­ял ли потребитель в договорных отношениях с продавцом (исполни­телем) или нет.

Моральный вред, причиненный потребителю вслед­ствие нарушения изготовителем (исполнителем, продав­цом) или организацией, выполняющей функции изго­товителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отно­шения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда опреде­ляется судом и не зависит от размера возмещения иму­щественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется неза­висимо от возмещения имущественного вреда и понесен­ных потребителем убытков.

Кроме того, статья 16 закона № 2300-1 предусматривает недействительность условий до­говора, ущемляющих права потребителя. Если в результате исполнения договора, ущемляюще­го права потребителя, у него возникли убытки, они под­лежат возмещению изготовителем (исполнителем, про­давцом) в полном объеме.

Статьей 18 закона № 2300-1 предусмотрена ответствен­ность за продажу потребителю товара ненадлежащего качества.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или воз­мещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, арти­кула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора купли-продажи.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего ка­чества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участво­вать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выпол­няющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести эксперти­зу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить зак­лючение такой экспертизы в судебном порядке.

Продавец отвечает за недостатки товара, на который не ус­тановлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сро­ки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответ­ственно субъектами РФ исходя из кли­матических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-про­дажи и момент передачи товара потребителю не совпада­ют, то эти сроки исчисляются со дня доставки товара потре­бителю.

Если день доставки, уста­новки, подключения, сборки товара, устранения завися­щих от продавца обстоятельств, вследствие которых по­требитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Срок годности товара определяется периодом, исчис­ляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступле­ния которой товар пригоден к использованию.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен новым товаром, т. е. товаром, не бывшим в употреб­лении. При замене товара гарантийный срок исчисляется за­ново со дня передачи товара потребителю.

Административная ответственность

Статья 23.49 КоАП РФ устанавливает, что органы торгинспекции рассматривают следую­щие виды административных правонарушений:

  • нарушение правил хранения и реализации продуктов животноводства;
  • незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена;
  • продажа товаров, выполнение работ или оказание ус­луг ненадлежащего качества или с нарушением сани­тарных правил;
  • нарушение порядка ценообразования;
  • обман потребителей;
  • нарушение иных прав потребителей;
  • нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
  • нарушение правил продажи этилового спирта, алко­гольной и спиртсодержащей продукции;
  • нарушение правил реализации, учета и хранения дра­гоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих.

Рассмотрим наиболее частые правонарушения.

Статьей 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил хранения и реализации продуктов животноводства. Речь в данном слу­чае идет не только о мясе, но также и о молоке, шкурах забитых животных и т. п. Установлены следующие штрафные санкции:

  • 3-5 МРОТ (для должностных лиц);
  • 30­-50 МРОТ (для юридических лиц).

Следующие штрафы взимаются за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стан­дартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке (п. 1 ст. 14.4 КоАП РФ):

  • 20-30 МРОТ (для должностных лиц); 
  • 200-300 МРОТ (для юридических лиц).

Если виновный продает товары, выполняет работы, оказывает населению услуги с нарушением установленных санитарных правил (норм, гигиенических нормативов и т. д.) или без сертификата соответствия (п. 2 ст. 14.4 КоАП РФ), то проверяющие вправе оштрафовать его на:

  • 40-50 МРОТ (должностные лица);
  • 400-500 МРОТ (юридические лица).

Кроме того, возможна кон­фискация предметов административного правонарушения.

Статьей 14.6. КоАП РФ предусмотрена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. д.) на продукцию (това­ры, услуги), предельных цен, завышение или занижение уста­новленных надбавок (наценок) к ценам, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Перечни этих товаров утверждены постановле­нием Правительства РФ от 07.03.95 № 239. Эти нарушения наказываются следующими штрафами:

  • 40 - 50 МРОТ (должностные лица);
  • 400 - 500 МРОТ (юридические лица).

Статьей 14.7. КоАП РФ предусмотрена ответственность за обман потребителей. Он может заключаться в:

  • обвешивании потребителей (виновное лицо занижает вес против указанного в чеке, накладной и т. п. докумен­те, реально отпуская меньшее количество товара (в результате недолива, недовеса, недовложения);
  • обмеривании (виновный, отпус­кая товар, нарушает такие его пара­метры как длина, ширина, высота, габариты);
  • обсчете (цена отпускаемого товара завышается);
  • введении в заблуждение относительно потре­бительских свойств товара или услуги (виновный умалчивает о тех свойствах това­ра, которые неприемлемы для данного потреби­теля, либо приписывает товару несвойственные ему качества)

Обманом считается и ложная ин­формация о наличии соответствующей лицензии, сертификата товара, искаженные данные в расчете о стоимости услуги, лекарства, товара, неисполне­ние обязательств, которые отражены в договоре. От обмана при нарушении законодательства о рек­ламе обман, предусмотренный статьей 14.7 КоАП РФ, отли­чается тем, что здесь он имеет место непосредствен­но в ходе совершения сделки.

За данное правонарушение предусмотрены штрафы:

  • от 10 до 20 МРОТ (для должностных лиц);
  • от 100 до 200 МРОТ (для юридических).

Ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы установлена статьей 14.8 КоАП РФ.

Пункт 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за заключение в договор условий, ущемляющих уста­новленные законом права потребителей (о про­даже товаров в нагрузку, об ока­зании сопутствующих услуг, навязывании допол­нительных работ и т. п.):

  • 10-20 МРОТ (для должностных лиц);
  • 100-200 (для юри­дических лиц).

Непредставление льгот и преимуществ, уста­новленных законом (ветеранам, инва­лидам, многодетным матерям и т. д.) (п. 3 ст. 14.8 КоАП РФ):

  • 5-10 МРОТ (для должностных лиц);
  • 50-100 (для юри­дических лиц).

Нарушение правил розничной торговли ал­когольной и спиртсодержащей продукции (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ):

  • 30-40 МРОТ (должностные лица), с конфискацией алкогольной и спиртсодержащей продукции или без таковой;
  • 300-400 МРОТ (юридические лица), с конфискацией продукции или без.

Уголовная ответственность

Уголовным законодательством предусмотрена ответ­ственность по статье 200 «Обман потребителей». Правонарушение становится преступлением, если причинен значительный ущерб. Нужно помнить о том, что уголовное законодательство считает значительной довольно мелкую сумму. В примечании к статье 200 УК РФ значительным называется ущерб в сумме более 1/10 часть МРОТ, а крупным ущербом – не менее 1 МРОТ. Как видим, вероятность «попадания под статью» весьма велика.

За совершение этого преступления установлена от­ветственность в виде:

  • штрафа от 100 до 200 МРОТ или в размере за­работной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев или
  • обязательных работ от 180 до 240 часов или
  • исправительных работ от 1 до 2 лет.

Возможность обжалования

Напомним, что в статье 15 закона № 134­-ФЗ изложены общие положения о праве проверяемых на обжалование актов и действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) в админис­тративном и (или) судебном порядке в соответствии с за­конодательством РФ.

Статьей 16 закона № 134-ФЗ установлены некоторые права объедине­ний юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей, а также иных некоммерческих организаций по защите прав и законных интересов предпринимателя при осуществлении их контроля государственными органами:

  • обращаться в органы прокуратуры с просьбой о прине­сении протеста на противоречащие закону норматив­но-правовые акты федеральных и субъектов РФ орга­нов исполнительной власти, а также органов местного с самоуправления;
  • обращаться в суд в защиту прав предпринимателей, в том числе и неопределенного крута физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 12 закона 134-ФЗ органы государственного контро­ля (надзора) и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненад­лежащее исполнение своих функций и служебных обя­занностей, совершение противоправных действий (без­действия). Статьей 14 закона 134-ФЗ установлено право на возмещение вреда, возникшего вследствие действия (бездействия) должностных лиц, контролирующих органов при проведении контроля.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию