Учет расходов

Изготовление баннера к празднику. Как учесть расходы?

Фирма вправе учесть расходы на баннер с поздравлениями с праздником в качестве рекламных, если на нем есть четкие признаки рекламы. Если таких признаков нет, придется руководствоваться мнением ФАС России и судей.

Фирма вправе учесть расходы на баннер с поздравлениями с праздником в качестве рекламных, если на нем есть четкие признаки рекламы. Если таких признаков нет, придется руководствоваться мнением ФАС России и судей.

Многим потребителям, в том числе потенциальным, приятно, что о них помнят, поэтому компании устанавливают на улицах баннеры (а также плакаты, щиты, растяжки) с праздничными поздравлениями жителей города, представителей различных профессий и категорий граждан. Рассмотрим, в каких случаях такие поздравления признают рекламой, а в каких нет.

Когда есть четкие признаки рекламы

Налоговый кодекс позволяет учесть в расходах затраты на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности компании, товарного знака и знака обслуживания (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Можно выделить несколько требований, в соответствии с которыми информация является рекламой. Согласно определению из Закона о рекламе информация должна быть (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе)):

  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему;
  • направлена на продвижение объекта на рынке.

При этом объектом рекламирования является не только товар, но и:

  • средства индивидуализации юридического лица и (или) товара;
  • изготовитель или продавец товара;
  • результаты интеллектуальной деятельности;
  • мероприятие (в т. ч. спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которому направлена реклама (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Таким образом, в нашем случае если на баннере с поздравлениями есть товарный знак или знак обслуживания, изображена продукция (которая четко соотносится с компанией, а не со всеми производителями аналогичной продукции), присутствует имя компании, то конструкцию можно квалифицировать как рекламную и расходы на ее изготовление, монтаж и прочее можно включить в расчет базы по налогу на прибыль с учетом положений пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Если же перечисленные выше атрибуты на баннере отсутствуют, то однозначных ответов из определения рекламы мы не получим. Минфин России также отказывается отвечать на вопросы об отнесении той или иной информации к рекламной, отсылая за разъяснениями к Федеральной антимонопольной службе России (далее — ФАС России) (письмо Минфина России от 26.01.2012 № 03-03-06/1/34), контролирующей соблюдение Закона о рекламе.

Рассмотрим эти разъяснения и судебную практику.

Когда нет четких признаков рекламы

В 2012 году ВАС РФ указал, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама. Для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в т. ч. товарного знака) (п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 (далее — Постановление № 58)).

Между тем ассоциация, как правило, субъективна и может у одних потребителей возникать, а у других — нет. На это ВАС РФ ответил, что в каждом конкретном случае установление наличия или отсутствия «очевидной ассоциации» и, соответственно, признаков рекламы в размещенной информации производится судом по его усмотрению и внутреннему убеждению.

Суды предыдущих инстанций считают рекламой и относят к сведениям, очевидно вызывающим ассоциацию с объектом рекламирования, следующее:

  • изображение товара на настенном панно, прикрепленном к фасаду здания, без упоминания названия компании и адреса ее расположения (пост. ФАС ПО от 17.01.2013 № Ф06-10288/12);
  • изображение стеклянной тары в виде бутылки с двумя наполненными бокалами, без указания вида алкогольной продукции (ассоциируется именно с алкогольной продукцией, а не с иными напитками) (пост. ФАС СЗО от 20.08.2009 № А26-1568/2009);
  • размещенные в вагонах метро плакаты с фразой «Нужные деньги «Полтора лимона» на личные цели» и с указанием наименования организации (выражение «Полтора лимона» вызывает у неопределенного круга лиц — потребителей рекламы ассоциацию с денежной суммой — размером кредита) (пост. Девятого ААС от 29.10.2012 № 09 АП-29613/2012, 09 АП-30597/2012).

Получается, что даже если на баннере нет прямого упоминания об объекте рекламирования, но размещенные сведения явно устанавливают связь с продукцией, фирмой или торговым знаком, судьи и ФАС России с большой долей вероятности признают этот баннер рекламой. Чтобы избежать ненужного спора с контролерами о том, вызывает размещенная информация очевидную ассоциацию с товаром (компанией, товарным знаком) или нет, укажите индивидуализирующие признаки своей фирмы (название, товарный знак, изображение продукции и прочее). В 2008 году в подобной ситуации компании удалось отстоять рекламные расходы на опубликование в газете поздравления с Новым годом жителей города. Инспекторы при проверке исключили эти затраты из базы по налогу на прибыль. По их мнению, поздравление не содержало рекламной информации. Однако судьи указали, что читатели газеты являются для организации «неопределенным кругом лиц», а публикация в СМИ способствует улучшению репутации компании (пост. ФАС ВВО от 26.02.2008 № А29-2355/2007).

Возможен вариант размещения на баннере поздравлений с фотографией директора или другого лица, ассоциирующегося с деятельностью конкретной компании. Инспекторы могут попытаться исключить такие расходы из базы по налогу на прибыль. В 2007 году суд рассматривал похожий спор. Фирма включила в расчет базы по налогу на прибыль в качестве рекламных расходы на услуги по размещению в историческом альманахе статьи о своем генеральном директоре. Инспекторы признали содержание публикации не относящимся к рекламе по смыслу норм Закона о рекламе. Однако компания своим доводом о том, что статья будет вызывать интерес у потребителей, доказала, что расходы на публикацию являются рекламными (пост. ФАС УО от 19.01.2007 № Ф09-4979/06-С3). При этом в статье упоминалось название компании. Исходя из судебной практики, рекомендую помимо размещения на баннере фото директора использовать в поздравлениях товарный знак, название компании или что-либо иное, позволяющее идентифицировать фирму. В противном случае в суде будет сложно доказать, что личность на фото прочно ассоциируется у окружающих с работой компании.

Обязательная нерекламная информация

В Постановлении № 58 ВАС РФ обратил внимание судов на то, что не может быть квалифицировано в качестве рекламы указание информации, обязательной к размещению в силу закона или обычаев делового оборота. Даже если подобная информация приведена не в полном объеме, ее нельзя признать рекламной.

Под этой формулировкой следует понимать размещение наименования (коммерческого обозначения) и другой информации о компании непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (щит или вывеска о режиме работы, профиле деятельности, видах товаров и т. д.). ВАС РФ пояснил (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37), что назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц, а не в рекламировании. К такому же выводу приходила и ФАС России (письма ФАС России от 24.01.2011 № АК/1829, от 05.04.2010 № АК/9402, от 23.07.2009 № АЦ/24234).

Однако отсутствие четкого законодательного регулирования, позволяющего отграничить вывеску от рекламы, вызывает отсутствие единства в судебной практике по данному вопросу. В одном случае под вывеской понимается конструкция, содержащая строго определенную информацию: фирменное наименование, адрес и режим работы организации; в другом — любое обозначение, размещенное непосредственно у входа в помещение с целью информирования о фактическом местонахождении компании и обозначения места входа. Так, когда щит с информацией расположен в окне помещения, где находится фирма, а рядом стоит конструкция с ее названием и указанием на вход, судьи пришли к выводу, что эта информация не является рекламой (пост. ФАС ДО от 10.06.2013 № Ф03-2065/13 по делу № А51-20337/2012).

Если же в месте нахождения компании есть конструкции с изображением единиц продукции, конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения судьи, скорее всего, признают рекламой соответству­ющих товаров (пост. ФАС УО от 21.10.2009 № Ф09-8151/09-С1).

Информация может быть предназначена и для идентификации конкретного юридического лица (например вывеска с указанием перечня видов реализуемых товаров). В таком случае арбитры также могут признать ее рекламной (пост. ФАС ЦО от 21.01.2010 № А64-5496/09, ФАС СКО от 27.08.2009 № А32-4843/2009-56/63, ФАС ВСО от 13.09.2010 № А19-26671, от 29.07.2010 № А19-59/10, ФАС ДО от 21.05.2009 № Ф03-1911/2009).

Как видим, судебная практика противоречива. Поздравление, оформленное с названием компании, товарным знаком, указанием вида выпускаемой продукции и размещенное на здании, где находится компания (или у входа в него), может быть признано контролерами вывеской, а не рекламой. Отмечу, что затраты на вывеску можно учесть в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Отражение расходов в бухгалтерском и налоговом учете

В нашем случае баннер, независимо от того, рекламный он носит характер или нет, квалифицируется для целей бухгалтерского учета в качестве:

  • объекта основных средств (ОС), если срок его полезного использования превышает 12 месяцев, а первоначальная стоимость составляет более 40 000 рублей (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01));
  • объекта ОС или материально-производственных запасов (МПЗ) по выбору компании, если срок его полезного использования превышает 12 месяцев и при этом первоначальная стоимость единицы менее 40 000 рублей (п. 5 ПБУ 6/01);
  • МПЗ, если срок полезного использования баннера менее 12 месяцев.

Нередко расходы на изготовление баннера сопровождаются расходами на его размещение в определенном месте. Затраты на рекламные услуги признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. По общему правилу, расходы на рекламу производственные компании учитывают на счете 44 «Расходы на продажу» в составе коммерческих расходов (Инструкция по применению плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Однако в зависимости от специфики деятельности фирмы и вида рекламы допустимы также и другие варианты учета:

- на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в составе управленческих или общехозяйственных расходов;

- на счете 20 «Основное производство» в составе расходов на производство у компаний, оказывающих услуги;

- на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе прочих расходов, если реклама не связана с текущей производственной деятельностью.

План счетов носит рекомендательный характер, поэтому компания вправе сама решать, как ей удобнее учитывать расходы на размещение.

В целях налогообложения прибыли возможны только два варианта учета затрат на изготовление баннера, и здесь уже важно, относятся эти расходы к рекламным или нет. Первый вариант: учет в составе амортизируемого имущества (ОС) при условии, что срок полезного использования конструкции превышает 12 месяцев, а первоначальная стоимость единицы составляет более 40 000 рублей (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Второй вариант: в качестве расходов текущего отчетного (налогового) периода, если не выполняются условия для отнесения баннера к амортизируемому имуществу (для рекламы: подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ; письмо Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821; для нерекламных материалов: подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Отмечу, в случае признания баннера объектом ОС фирма вправе на общих основаниях воспользоваться амортизационной премией.

В большинстве случаев суды считают, что расходы на изготовление (размещение) имущества (в том числе баннера), которое соответствует критериям амортизируемого и используется в рекламных целях, учитываются единовременно (пост. ФАС УО от 21.07.2010 № Ф09-4631/10-С2, ФАС ПО от 01.07.2008 № А57-10917/07). Однако нельзя не отметить, что данный способ является довольно рискованным. Фирма должна быть готова отстаивать свои действия в налоговом споре. При этом рассматриваемые расходы на рекламу не относятся к нормируемым, что позволяет не ограничивать их 1 процентом от выручки, а списывать в размере реально понесенных затрат.

Пример

16.12.2013 компания «Конфетка» заказала изготовление баннера, на котором от ее имени на фоне шоколада и конфет ее производства размещено поздравление с новым, 2014 годом и пожелание счастливого пути. Согласно договору баннер был размещен над проезжей частью за городом 23.12.2013 и провисел до 15.01.2014. Стоимость его изготовления и монтажа составила 59 000 руб. (в т. ч. НДС — 9000 руб.), стоимость услуги размещения — 23 600 руб. (в т. ч. НДС — 3600 руб.).

Компания «Конфетка» придерживается позиции, что баннер носит рекламный характер по следующим признакам:

  • он предназначен для неопределенного круга лиц;
  • поддерживает интерес к продукции компании (кто производитель, можно определить по изображению на баннере);
  • повышает приверженность потребителя к продукции;
  • расположен вне места нахождения компании и поэтому не может быть признан вывеской.

В налоговом учете затраты на изготовление и услуги по размещению были списаны единовременно по окончании действия договора. Компания не применяет ПБУ 18/02. В бухгалтерском учете, хотя стоимость баннера и составляет более 40 000 руб., он был отнесен к материалам, так как срок службы данной конструкции менее одного месяца. Сделаны следующие проводки.

В декабре 2013 г.:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

–     59 000 руб. — оплачены услуги по изготовлению и монтажу баннера;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

–     50 000 руб. — баннер учтен в материалах;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

–     9000 руб. — учтен входящий НДС по услугам изготовления и монтажа;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

–     9000 руб. — НДС по услугам изготовления и монтажа принят к вычету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

–     23 600 руб. — оплачено размещение баннера.

Что касается списания расходов на размещение конструкции, в бухгалтерском учете действует принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 18 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н; п. 15 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). Поэтому в данном случае уместно провести аналогию с арендными платежами, которые учитываются в том периоде, к которому относятся (акты тоже выставляются 2 раза по каждому отчетному периоду).

Таким образом, в декабре списаны расходы на размещение на сумму:

(20 000 руб. × 9 дн.) : (9 дней декабря + 15 дней января) = 7500 руб.

Учтен и принят к вычету НДС на сумму:

(3600 руб. × 9 дн.) : (9 дн. + 15 дн.) = 1350 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

–     7500 руб. — списаны расходы на размещение баннера (основание — акт выполненных работ и накладная за декабрь);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

–     1350 руб. — учтен входящий НДС с услуг по размещению;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

–     1350 руб. — НДС с услуг по размещению принят к вычету.

В январе 2014 г. списаны расходы на размещение на сумму:

(20 000 руб. × 15 дн.) : (9 дней декабря + 15 дней января) = 12 500 руб.

Учтен и принят к вычету НДС на сумму:

(3600 руб. × 15 дн.) : (9 дн. + 15 дн.) = 2250 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

–     12 500 руб. — списаны расходы на размещение баннера (основание — акт выполненных работ и накладная за январь);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

–     2250 руб. — учтен входящий НДС с услуг по размещению;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

–     2250 руб. — НДС с услуг по размещению принят к вычету;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10

–     50 000 руб. — списаны расходы на изготовление и монтаж баннера (окончание договора с рекламным агентством, основание — акт выполненных работ и накладная).

Экспертиза статьи: Сергей Родюшкин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Начать дискуссию

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.

Интересные материалы

IT-компании

Нидерландская компания Yandex сменит свое название до 31 июля

До 31 июля иностранная организация продаст остаток акций, перестанет использовать бренды российской компании «Яндекс» и сменит название.