Наступил 2014-й год и все организации (включая организации, применяющие УСН и ЕНВД) обязаны составить и предоставить в налоговые органы бухгалтерскую отчетность за 2013-й год. Перед составлением бухгалтерской отчетности за год бухгалтеру необходимо подвести итоги деятельности организации и закрыть счета бухгалтерского учета, по данным которых определяется финансовый результат деятельности организации.
Программа БухСофт: Упрощенная система налогообложения делает все данные операции автоматически. Если Ваша программа предполагает ручное формирование проводок и бухгалтерского баланса, то в данной статье мы изложим подробный алгоритм закрытия счетов и заполнения бухгалтерской отчетности.
Закрытие счетов и определение финансового результата по итогам месяца и года
Все счета, связанные с отображением затрат на производство и формированием финансового результата, условно могут быть разделены на три группы:
1. Счета, которые в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению", не имеют остатка на конец месяца – 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы».
2. Счета, которые, в большинстве случаев имеют остаток – незавершенное производство, но могут быть и полностью закрыты (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»)
3. Счета, которые в целом остатка на конец месяца не имеют, но имеют остаток по каждому субсчету – 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».
Списание затрат по счету 26 «Общехозяйственные расходы».
Порядок закрытия счета 26 зависит от выбранной учетной политики, а точнее – метода формирования себестоимости продукции.
Себестоимость может формироваться :
- по полной производственной себестоимости;
- по сокращенной производственной себестоимости;
При выборе учетной политики «по полной производственной себестоимости» затраты ежемесячно могут быть списаны проводками :
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 26
Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 26
Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит 26
При выборе учетной политики «по сокращенной производственной себестоимости» общехозяйственные расходы можно в полном объеме отнести на себестоимость:
Д 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 26.
Списание затрат по счету 25 «Общепроизводственные расходы».
Счет 25 закрывается ежемесячно путем списания суммы затрат со счета следующими проводками:
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 25
Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 25
Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит 25
в зависимости от того, с какой деятельностью связаны эти затраты.
Списание затрат со счета 44 «Расходы на продажу» .
Списание затрат со счета 44 «Расходы на продажу» происходит ежемесячно полностью или частично проводкой
Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 – списаны расходы на продажу.
Закрытие счета 20 «Основное производство» , 23 «Вспомогательное производство» , 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
По итогам месяца счета 20,23,29 могут быть закрыты проводками :
Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 20
Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 23
Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 29
Полностью закрывать эти счета (не оставляя на остатке счетов незавершенное производство) могут организации сферы услуг.
Закрытие счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
По окончании каждого месяца организации определяют финансовый результат от осуществляемой деятельности (прибыль или убыток).
Финансовый результат деятельности организации определяется так:
Сумма выручки организации (Оборот по Кредиту счета 90.1) минус Себестоимость продаж (суммы оборотов по счетам 90.2, 90.3,90.4,90.5).
Если разница между Выручкой (за минусом НДС и др. аналогичных платежей) и Себестоимостью положительная, то организация получила прибыль в отчетном месяце.
Сумма прибыли отражается проводкой:
Дебет 90.9 Кредит 99 – отражена прибыль по итогам месяца.
Если разница – отрицательная, то организация получила убыток .
Сумма убытка отражается проводкой:
Дебет 99 Кредит 90.9 – отражен убыток по итогам месяца.
Таким образом, субсчета счета 90 «Продажи» имеют остаток на конец каждого отчетного месяца, но сам счет 90 сальдо на конец месяца иметь не должен.
По итогам года все субсчета счета 90, которые имеют остаток, должны быть закрыты.
Закрытие субсчетов осуществляется следующими проводками:
- Д 90.1 К 90.9 – закрытие счета 90.1 «Выручка» по итогам года.
- Д 90.9 К 90.2 – закрытие счета 90.2 «Себестоимость продаж» по итогам года.
- Д 90.9 К 90.3 – закрытие счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость» по итогам года.
- Д 90.9 К 90.4 – закрытие счета 90.4 «Акцизы» по итогам года.
- Д 90.9 К 90.5 – закрытие счета 90.5 «Экспортные пошлины» по итогам года.
Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы».
По окончании каждого месяца организации определяют финансовый результат по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
Сальдо прочих доходов и расходов – это разница между оборотом по Кредиту счета 91.1 «Прочие доходы» и оборотом по Дебету счета 91.2 «Прочие расходы». Если остаток по счету кредитовый – организация получила прибыль, дебетовый – убыток.
Финансовый результат по прочим доходам и расходам отражают следующими проводками :
Дебет 91.9 Кредит 99 - отражена прибыль от прочих видов деятельности;
Дебет 99 Кредит 91.9 - отражен убыток от прочих видов деятельности;
По итогам года все субсчета счета 91 закрываются проводками:
Дебет 91.1 Кредит 91.9 - закрыт субсчет 91.1 по окончании года.
Дебет 91.9 Кредит 91.2 - закрыт субсчет 91.2 по окончании года.
Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» по итогам года.
В конце года, 31 декабря, счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается.
Если по итогам года организация получила прибыль, то формируется проводка
Дебет 99 Кредит 84 - отражена чистая прибыль отчетного года.
Дебет 84 Кредит 99 - отражен непокрытый убыток отчетного года.
Бухгалтерская отчетность для субъектов малого предпринимательства
Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах малого предпринимательства введены в действие приказом Минфина России № 113н от 17.08.2012 на основании приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Согласно приказу №66н, организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в Приложениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности
Теперь рассмотрим подробнее, остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098) .
Бухгалтерский баланс.
Актив
Строка 1150 "Материальные внеоборотные активы".
Строка считается как разность между Остатком на конец периода по Дебету счета 01 и Остатком на конец периода по Кредиту счета 02 .
Строка 1190 "Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы".
Строка рассчитывается как разность Суммы остатков на конец периода по Дебету счетов 03,04,09,58 и Суммы остатков на конец периода по Кредиту счетов 05,59.
Строка 1210 "Запасы".
Строка рассчитывается как разность Суммы остатков на конец периода по Дебету счетов 10,11,15,16.1,20,21,23,25,26,29,41,43,44,45,46,97 и Суммы остатков на конец периода по Кредиту счетов 14, 16.1,16.2,42.
Строка 1250 "Денежные средства и денежные эквиваленты".
Строка рассчитывается как сумма Остатков на конец периода по Дебету счетов 50,51,52,55,57.
Строка 1260 "Финансовые и другие оборотные активы".
Строка 1260 рассчитывается как Сумма остатков на конец периода по Дебету счетов 19,60,62,66,67,68,69,70,71,73,75,76,79,86,94 минус Остаток по Кредиту счета 63.
Пассив
Строка 1310 "Капитал и резервы".
Строка рассчитывается как Сумма остатков на конец периода по Кредиту счетов 80,82,83,84 минус Остаток по Кредиту счета 81.
Строка 1410 "Долгосрочные заемные средства".
Строка рассчитывается как
Остаток на конец периода по Кредиту счета 67.
Строка 1450 "Другие долгосрочные обязательства".
Строка рассчитывается как сумма остатков на конец периода по Кредиту счетов 75,77.
Строка 1510 "Краткосрочные заемные средства".
Строка равна Остатку на конец периода по Кредиту счета 66.
Строка 1520 "Кредиторская задолженность".
Строка рассчитывается как сумма остатков на конец периода по Кредиту счетов 60,62,68,69,70,71,73,75,76.
Строка 1550 "Другие краткосрочные обязательства".
Строка рассчитывается как сумма остатков на конец периода по Кредиту счетов 96,98.
Отчет о финансовых результатах
Строка 2110 "Выручка, за минусом НДС, акцизов ".
Рассчитывается как разность оборотов по Кредиту счета 90.1 и суммы оборотов по Дебету счетов 90.3,90.4,90.5.
Строка 2120 "Расходы по обычным видам деятельности".
Строка рассчитывается как сумма оборотов по Дебету счета 90.2 за исключением коммерческих расходов на продажу и управленческих расходов.
Строка 2330 "Проценты к уплате".
Строка рассчитывается как оборот по Дебету счета 91 в части расходов на проценты.
Строка 2340 "Прочие доходы".
Строка рассчитывается исходя из Оборота по Кредиту счета 91.
Строка 2350 "Прочие расходы"
Строка рассчитывается исходя из Оборота по Дебету счета 91 , указываются все прочие расходы за исключением Процентов к уплате (они отражаются по строке 2330)
Строка 2410 "Налоги на прибыль, включая текущий налог на прибыль". В этой строке указывается сумма налога на прибыль, указанного по счету 68.
Строка 2400 Чистая прибыль = Выручка – Расходы по обычным видам деятельности + Проценты к уплате + Прочие доходы – Прочие расходы +(-) Налог на прибыль.
Комментарии
1