Не так давно в нашем журнале была опубликована статья, посвященная созданию резерва сомнительных долгов (ГК, 2013, N 21, с. 37). Сейчас мы подробно остановимся на вопросе, нужно ли учитывать при создании данного резерва в бухгалтерском учете авансы, отгрузка по которым не произошла в срок.
Напомним, что в бухучете сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена гарантиями <1>. В 2003 г. Минфин считал, что обязательства поставщика, связанные с отгрузкой товаров (выполнением работ или оказанием услуг) в счет полученной им предоплаты, не нужно рассматривать как сомнительную задолженность при создании резерва <2>. Он разъяснял, что в п. 70 Положения <3> речь идет о не исполненных в срок обязательствах по оплате за продукцию, товары, работы, услуги.
Тем, кто создавал резерв и для целей налогообложения, подобный подход был удобен. Ведь при создании аналогичного резерва в налоговом учете можно учитывать только ту задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг <4>.
Вместе с тем есть и другая позиция по данному вопросу. Заметим, что у нее довольно много сторонников.
Из авторитетных источников
Сухарев Игорь Робертович - Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России
"Нынешняя редакция п. 70 Положения <3> не содержит ограничений по созданию резерва по каким-либо отдельным видам дебиторской задолженности.
Из этого можно сделать вывод, что дебиторская задолженность, образованная вследствие перечисления организацией аванса контрагенту, также может быть признана сомнительной.
Кроме того, просрочка поставки свидетельствует о неспособности поставщика ее осуществить.
В таком случае задолженность перестает быть авансовой, поскольку мы уже не ждем поставку, а ждем возврата денег.
Такую задолженность следует переквалифицировать в задолженность по претензиям. При этом ее сумма, возможно, уже не будет равна сумме уплаченного аванса, а будет увеличена на сумму штрафов, пеней, неустоек и уменьшена на те суммы, по которым велика вероятность невозврата. Так что все зависит от конкретной хозяйственной ситуации".
Если вы согласны с такой позицией и решите последовать ей, при создании резерва неизбежно возникнет вопрос, какую сумму аванса учитывать при таком расчете: с НДС или без этого налога. По мнению специалиста Минфина, ответ на него также зависит от конкретной ситуации.
Из авторитетных источников
Сухарев Игорь Робертович, Минфин России
"Ответ на вопрос, учитывать задолженность с НДС или без него при создании резерва, зависит от характера задолженности:
<если> мы по-прежнему ждем поставки (поставщик нарушил сроки, но обещал поставку сделать позже в полном объеме), то задолженность остается авансовой и учитывается без НДС;
<если> мы ждем возврата денег, задолженность перестает быть авансовой и должна быть переклассифицирована. И при такой переклассификации мы должны включить в нее сумму НДС, корреспондируя ее с восстановлением вычета НДС по уплаченному авансу".
Как видим, довольно важно в подобных случаях применять профессиональное бухгалтерское суждение.
Согласитесь ли вы с предложенным вариантом действий или нет - дело ваше, главное - обосновать свою позицию. К примеру, вы решите не восстанавливать НДС по "плохому" авансу до тех пор, пока не будет возвращен такой аванс или не будет оформлено какое-либо соглашение с поставщиком, изменяющее условия договора. Ведь НК обязывает восстанавливать вычет с аванса, только когда произошли указанные события <5>.
* * *
Сомнительные авансы ничуть не лучше другой просроченной дебиторской задолженности, по которой надо создавать резерв сомнительных долгов. И их можно включать в сумму создаваемого резерва. Но в учетной политике укажите максимально подробно, как вы формируете данный резерв.
А если суммы "плохих" авансов существенные, то, чтобы пользователям отчетности было понятно, как вы создаете такой резерв в бухучете, отразите это еще и в пояснениях к отчетности.
--------------------------------
<1> п. 70 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н
<2> Письмо Минфина от 15.10.2003 N 16-00-14-316
<3> утв. Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н
<4> п. 1 ст. 266 НК РФ
<5> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ
Начать дискуссию