Право

Ужесточение миграционного законодательства в 2014 году

Начиная с 2014 года вступили в действие многие изменения, внесенные в действующее миграционное законодательство.
Ужесточение миграционного законодательства в 2014 году
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Начиная с 2014 года вступили в действие многие изменения, внесенные в действующее миграционное законодательство.

В частности, изменения внесены в Федеральные законы:

  • «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996г. №114-ФЗ.
  • «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. №115-ФЗ.

В нашей статье будут рассмотрены нововведения, действующие с 2014 года в связи с внесением изменений в законодательство:

  • регулирующие порядок пребывания в нашей стране иностранных граждан,
  • предусматривающее ответственность за нарушение миграционного законодательства.

Уменьшение сроков временного «безвизового» пребывания

До 2014 года, в соответствии с п.1 ст.5 закона №115-ФЗ, срок временного пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, не мог превышать девяносто суток*.

*За исключением случаев, предусмотренных законом №115-ФЗ.

Это означало, что каждый раз по истечении указанных 90 суток иностранный гражданин выезжал в любую приграничную страну, возвращался на следующий день в РФ и девяностодневный срок для него начинался сначала.

С 2014 года второй абзац п.1 ст.5 закона №115-ФЗ действует в новой редакции:

  • Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, вышеописанный способ выезда/въезда уже не будет соответствовать требованиям действующего законодательства. Ведь согласно новой редакции закона иностранный гражданин может находиться в России лишь три месяца в течение полугодия, соответственно, выехав через 90 дней, въехать назад он сможет лишь по истечении 90 дней.

Ответственность за нарушение сроков пребывания установлена пунктом 1.1. стати 18.8 КоАП РФ:

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся:

  • в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ,
  • или в случае утраты таких документов - в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган,
  • либо в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,

влечет за собой:

  • наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ.

Кроме того, в силу положений п.12 ст.27 закона №114-ФЗ, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в России превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток,

- в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

Ответственность за  нарушение миграционного законодательства

Для предотвращения фиктивной регистрации иностранных граждан в жилых помещениях были внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Данные новшества преследуют цель усиления ответственности за фиктивную регистрацию иностранных* граждан.

Фиктивной регистрацией по месту пребывания (или по месту жительства) – является:

  • регистрация по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации,
  • либо регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении,
  • либо регистрация по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

* Ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ регулируется Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г.  №5242-1.

В соответствии с положениями ст.322.2 Уголовного кодекса, фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ наказываются:

  • штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Согласно ст.322.3 ГК РФ, фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ наказывается:

  • штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается:

  • постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов,
  • либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

На основании ст.18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил:

  • въезда в РФ,
  • либо режима пребывания (проживания) в РФ,

выразившееся в нарушении установленных правил въезда, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных федеральным законом:

  • влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Статьей 18.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Непринятие гражданином РФ или постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в Россию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации:

  • влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Россию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

В соответствии с положениями п.2 ст.18.11 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориального органа установленных законодательством РФ документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст.19.27 КоАП РФ, представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Обратите внимание: Вышеуказанные нарушения, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области:

  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 г. №1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации»

Допустимая доля использования иностранных работников в отдельных видах деятельности в 2014 году

На текущий 2014 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ* устанавливает на 2014 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ следующие виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:

  • розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1), - в размере 15 % общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
  • розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31) - в размере 0 % общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
  • розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) - в размере 0 % общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
  • прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63) - в размере 0 % общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
  • прочая деятельность в области спорта (код 92.62) - в размере 25 % общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Хозяйствующим субъектам, указанным в п.1 настоящего постановления, до 1 января 2014 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства РФ.

*От 19.12. 2013г. №1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

В соответствии с п.5 ст.18.1 закона №115-ФЗ, работодатель не вправе привлекать иностранных работников свыше установленной доли по видам деятельности, определенным Правительством РФ.

При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников.

Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.

Начать дискуссию