Основные средства

О порядке начисления амортизации с 1 января 2006 года

С 1 января 2006 года 10 процентов стоимости приобретенных основных средств можно сразу списывать в расходы. Минфин России объяснил, что норму амортизации следует применять к уменьшенной на эту сумму первоначальной стоимости.

Письмо министерства финансов РФ от 11.10.05 № 03-03-04/2/76

С 1 января 2006 года 10 процентов стоимости приобретенных основных средств можно сразу списывать в расходы. Минфин России объяснил, что норму амортизации следует применять к уменьшенной на эту сумму первоначальной стоимости.

Текст документа (в rar-архиве).

2005 год еще не закончился. Но уже сейчас Минфин России разъясняет, как надо будет платить налоги в следующем году.

Учитывать изменения

Опубликованным выше письмом Минфин России дополнил список разъяснений новых правил расчета налога на прибыль. Напомним, что со следующего года изменится порядок признания отдельных доходов и расходов для этого налога. Главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (в новой редакции опубликована в «ДК» № 12, 2005) обновил Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ (далее – Закон № 58-ФЗ).

Как считать амортизацию

В частности, Закон № 58-ФЗ изменил правила начисления амортизации основных средств. Изменения касаются вновь приобретенных объектов. А также бывших ранее в эксплуатации в части расходов на их достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию. С 1 января 2006 года можно будет единовременно списать 10 процентов от первоначальной стоимости нового имущества и перечисленных выше расходов на улучшение уже эксплуатируемых основных средств (далее – амортизационная премия).

В комментируемом письме Минфин России уточнил два вопроса. Первый – к каким расходам относить амортизационную премию? И второй – к какой первоначальной стоимости объекта применять норму амортизации: к полной или за вычетом амортизационной премии?

Как обычная амортизация

В главном финансовом ведомстве справедливо решили, что амортизационную премию следует расценивать как обычные амортизационные начисления. То есть относить ее к расходам, связанным с производством и реализацией, в качестве суммы начисленной амортизации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ.

За вычетом амортизационной премии

Относительно второго вопроса авторы комментируемого письма пояснили, что амортизацию по тем основным средствам (расходам), 10 процентов стоимости которых единовременно списано, нужно начислять без учета амортизационной премии. То есть из первоначальной стоимости таких объектов (расходов) нужно вычесть часть их стоимости, которая уже списана. И уже к оставшейся стоимости применять норму амортизации. Такой порядок следует из новой редакции пункта 2 статьи 259 НК РФ.

Отметим, что в бухгалтерском учете сразу списать часть стоимости основного средства (расходов) не получится. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)* не предусматривает такой возможности. Будьте особенно внимательны! Ведь если вы так поступите, то занизите базу по налогу на имущество.

Таким образом, в части начисления амортизации налоговый учет станет еще больше отличаться от бухгалтерского.

Пример

ЗАО «Бонус» 12 января 2006 года приобрело деревообрабатывающий станок стоимостью 472 000 руб., в том числе НДС – 72 000 руб. Объект начали эксплуатировать в феврале 2006 года. Он отнесен к третьей амортизационной группе. Организация установила по нему срок полезного использования – 40 месяцев. ЗАО «Бонус» рассчитывает авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально.

В марте 2006 года бухгалтер начнет начислять амортизацию. Значит, 10% от стоимости станка будут списаны в I квартале 2006 года. Сумма таких расходов равна 40 000 руб. ((472 000 руб. – 72 000 руб.) х 10%). Тогда ежемесячная амортизация по этому объекту составит 9000 руб. ((472 000 руб. – 72 000 руб. – 40 000 руб.) : 40 мес.). А в бухгалтерском учете этот показатель составит 10 000 руб. ((472 000 руб. – 72 000 руб.) : 40 000 руб.). Обратите внимание: амортизационную премию в бухучете вообще никак не отражают.

Бухгалтер ЗАО «Бонус» в январе сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
- 400 000 руб. – отражены расходы на приобретение станка;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 72 000 руб. – учтен входной НДС по станку.

В марте:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
- 10 000 руб. – начислена амортизация по станку за март.

Из-за разницы признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете возникнут временные разницы. Неучтенная в бухучете амортизационная премия образует отложенное налоговое обязательство в сумме 9600 руб. (40 000 руб. х 24%).

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

- 9600 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство по амортизационной премии.

Так как ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском учете превышает на 1000 руб. (10 000 руб. – 9000 руб.) сумму амортизации в налоговом учете, каждый месяц сумму отложенного налогового обязательства нужно будет уменьшать на 240 руб. (1000 руб. х 24%).

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68
- 240 руб. – уменьшено отложенное налоговое обязательство.

Учесть в расходах амортизационную премию нужно в том месяце, в котором вы начали амортизировать основное средство (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Эксперт «ДК»
Р.В. Корябин

Начать дискуссию