Отчетность

Выявляем ошибки перед составлением отчетности

Грядет годовая отчетность. Перед ее составлением важно проверить учетные операции, сверить обороты, исправить неточности в налогообложении. Поможет в этом наша статья. В ней мы покажем типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры сельхозорганизаций.

«Учет в сельском хозяйстве» №4, 2005

Грядет годовая отчетность. Перед ее составлением важно проверить учетные операции, сверить обороты, исправить неточности в налогообложении. Поможет в этом наша статья. В ней мы покажем типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры сельхозорганизаций.

Ошибки в оформлении документов

Зачастую бухгалтеры используют устаревшие формы документов. Или заполняют бланки, предназначенные для иных целей. Типичным является также неправильное отражение реквизитов. Чем это грозит предприятию? Инспекторы вправе не принять расходы, основанием которых являются документы, которые заполнены с ошибками. Следовательно, могут начислить организации штраф и пени. Чтобы этого не случилось, рассмотрим перечисленные ошибки подробнее.

Использование устаревших форм

Речь идет о специализированных бланках. А именно о формах документов, утвержденных приказом Минсельхозпрода России от 26 июля 1996 г. № 215. Некоторые бухгалтеры по привычке продолжают их использовать в учете. Это неверно. Так как взамен данных бланков законодатели ввели новые. Они утверждены приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750, а также постановлениями Госкомстата.

Например, по учету труда вместо форм № 131-АПК и № 132-АПК бухгалтеры должны заполнять форму № 410-АПК, учитывать материальные ценности не в форме № 261-АПК, а в форме № М-8 и т. д.

Составление документов не по назначению

Также случается, что бухгалтеры используют бланки не по назначению. Например, отражают вывоз продукции со склада покупателям накладной внутрихозяйственного назначения. В то время как данная операция должна оформляться товарной накладной.

Неверное отражение реквизитов

Это еще одна распространенная ошибка бухгалтеров. В основном она выявляется при проверке заполнения счетов-фактур и влияет не только на величину налога на прибыль, но и на НДС – инспекторы не разрешают принять к вычету «входной» налог по поставкам, оформленным неправильно. Чтобы избежать проблем, мы советуем проверить, содержат ли счета-фактуры обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ. При их наличии налоговикам сложнее будет доказать ошибку сельхозпредприятия и наложить на него штрафные санкции.

Ошибки в проводках

Такие ошибки ведут к искажению оборотов по счетам и, как следствие, неверному заполнению отчетности. В основном они встречаются, когда покупатели и поставщики предприятия выступают в одном лице.

Искажение в учете товарообменных операций

Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.

Пример 1

ООО «Родные просторы» взамен на купленную продукцию ОАО «Агроспектр» поставило комбикорма на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.).

При этом бухгалтер ООО «Родные просторы» записал:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 110 000 руб. – отражена выручка от реализации комбикормов;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 10 000 руб. – начислен НДС с выручки;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. – получена продукция ОАО «Агроспектр»;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 10 000 руб. – отражен НДС в стоимости продукции.

Эти проводки неверны. Бухгалтеру ООО «Родные просторы» следовало сделать такие записи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 110 000 руб. – отражена выручка от реализации комбикормов;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 10 000 руб. – начислен НДС с выручки;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 100 000 руб. – получена продукция ОАО «Агроспектр»;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 10 000 руб. – отражен НДС в стоимости продукции ОАО «Агроспектр»;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62
– 110 000 руб. – зачтена стоимость комбикормов в счет оплаты за продукцию ОАО «Агроспектр».

Ошибки в отражении погашения займа продукцией

Также бухгалтеры зачастую неверно отражают погашение займа продукцией предприятия. Приведем пример и этой ситуации.

Пример 2

ОАО «Золотая нива» получило от предпринимателя Иванова краткосрочный заем на сумму 88 000 руб. И погасило его своей продукцией.

При этом бухгалтер ОАО «Золотая нива» записал:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 88 000 руб. – получен денежный заем;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 88 000 руб. – отражена выручка от реализации продукции в счет погашения займа;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 8000 руб. (88 000 руб. x10% : 110%) – начислен НДС с выручки.

Эти проводки неверны. Бухгалтеру ОАО «Золотая нива» следовало сделать такие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66
– 88 000 руб. – получен денежный заем;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 88 000 руб. – отражена выручка от реализации продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 8000 руб. – начислен НДС с выручки;

ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 62
– 88 000 руб. – зачтена стоимость реализованной продукции в счет погашения займа.

Неверный расчет налогов

В основном ошибки касаются НДС, налога на прибыль, единого налога при «упрощенке», а также ЕСХН. Расскажем о них подробнее.

Ошибки при расчете НДС

Как показывает практика, самой распространенной ошибкой бухгалтеров является неисчисление НДС с авансов. То есть, получая предоплату от покупателей, они не выставляют счета-фактуры и, как следствие, не начисляют налог. Нарушая тем самым требования пункта 8 статьи 169 Налогового кодекса РФ и пункта 13 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Чтобы организациям, работающим по предоплате, избежать штрафных санкций, покажем, как правильно вести учет в таких ситуациях.

Пример 3

ОАО «Луговое» платит НДС «по отгрузке». Налог рассчитывает каждый месяц. В июле 2005 года организация получила предоплату за картофель в сумме 110 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). А отгрузила продукцию только в сентябре. Вот как бухгалтер ОАО «Луговое» отразил эти операции в учете.

В июле:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 110 000 руб. – получен аванс за картофель.

В сентябре:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 110 000 руб. – отражена выручка от реализации картофеля;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 10 000 руб. – начислен НДС с выручки.

Эти проводки неверны. Бухгалтеру ОАО «Луговое» следовало сделать такие записи.

В июле:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»
– 110 000 руб. – получен аванс за картофель;

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с авансов» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 10 000 руб. – начислен НДС с аванса.

В сентябре:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 110 000 руб. – отражена выручка от реализации картофеля;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 10 000 руб. – начислен НДС с выручки;

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с авансов» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

10 000 руб.
– принят к вычету НДС, начисленный с аванса.

НДС в 2006 году...

...станет исчисляться только «по отгрузке». А принять к вычету «входной» налог можно будет на основании счета-фактуры – то есть не дожидаясь оплаты купленного товара. Однако, как и прежде, с полученной предоплаты организации все равно должны будут начислять НДС. Такой вывод следует из Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ.

Ошибки при расчете налога на прибыль

В частности, они выявляются в учете сельхозорганизаций, реализующих свое имущество. Дело в том, что многие бухгалтеры не платят налог на прибыль по ставке 24 процента с полученного дохода от такой продажи. В то время как они должны это делать, ведь реализация основных средств и материалов к сельскохозяйственной деятельности не относится.

Кроме того, бухгалтеры зачастую неправильно отражают убыток от реализации основных средств. Напомним: он образуется, когда остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от продажи. Такой убыток организации вправе включить в состав прочих расходов при расчете налога на прибыль. Об этом говорится в пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ. Однако, делая это единовременно на всю сумму, бухгалтеры ошибаются – убыток следует учитывать равными долями в течение определенного срока. Чтобы его рассчитать, нужно из срока полезного использования имущества вычесть фактический срок его эксплуатации до момента реализации (включая месяц, в котором имущество было реализовано).

Пример 4

ООО «Полюшко» платит налог на прибыль. В августе 2005 года организация продала комбайн за 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). Остаточная стоимость и затраты на реализацию машины составили 800 000 руб. Комбайн был куплен пять лет назад, срок его полезного использования – 10 лет.

Убыток в сумме 300 000 руб. (800 000 – 590 000 + + 90 000) бухгалтер списал на расходы при расчете налога на прибыль за 2005 год.

Это неверно. В налоговом учете он мог отразить только 20 000 руб. (300 000 руб. 5 4 мес. : 5 лет : 12 мес.).

Ошибки при расчете «упрощенного» налога

Они встречаются в учете сельхозорганизаций, имеющих значительную долю расходов. И заключаются в том, что бухгалтеры, стараясь снизить налоговую базу, учитывают расходы, не поименованные в пункте 1 статьи 346.16 кодекса (например, стоимость маркетинговых или представительских услуг). Кроме того, они забывают о минимальном налоге. В то время как должны его уплачивать, если сумма единого налога составит меньше 1 процента от налоговой базы, определенной исходя из полученных организацией доходов. Об этом говорится в пункте 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Ошибки при расчете ЕСХН

В основном они заключаются в том, что бухгалтеры отражают в расчете ЕСХН расходы, понесенные за счет средств, полученных из бюджета. Это неверно. Так как фактически организации затраты не осуществляют или несут их не в полной сумме.

Пример 5

ООО «Донское» 1 сентября 2005 года получило банковский кредит на покупку ГСМ в сумме 106 200 руб. на пять лет под 15 процентов годовых.

В этом же месяце организация купила и оплатила топливо на сумму 106 200 руб. (в том числе НДС – 16 200 руб.).

Тогда же из бюджета ООО «Донское» была выделена субсидия на возмещение 2/3 процентов по кредиту.

При расчете единого сельхозналога за 2005 год бухгалтер учел в расходах сумму заемных платежей – 7080 руб. (106 200 руб./5 лет : 12 мес. x 4 мес.) и проценты – 5324,55 руб. (106 200 руб. x 15% : 365 дн. x 122 дн.).

Это неверно. На расходы он мог списать только затраты, понесенные предприятием, а не возмещенные бюджетом.

Для того чтобы сделать правильный расчет, бухгалтер должен был определить расходы, финансируемые из бюджета:
106 200 руб.x 13% : 365 дн. x 122 дн.x 2 : 3 = 3076,41 руб.

И вычесть их из суммы начисленных процентов:
5324,55 руб. – 3076,41 руб. = 2248,14 руб.

Начать дискуссию