Налог на прибыль

Глава 25 Налогового кодекса РФ, основные особенности.

Налоговый учет имеет своим источником Налоговый кодекс. Финансовый - ПБУ, изданные Министерством финансов. Управленческий учет и его правила находятся в полном распоряжении администрации предприятий и собственников, и никто не в праве вмешиваться в них. Итак, каждое предприятие как минимум с 1 января 2002 года вынуждено будет вести три вида бухгалтерского учета. Если в управленческий учет не вмешивается никто, кроме собственников и администрации, на методологию налогового и финансового учета оказывают влияние интересы различных лиц (налоговая инспекция, банковские и другие кредитные учреждения и т. д.), в результате чего возникают существенные противоречия.
Глава 25 Налогового кодекса РФ, основные особенности.

Рогачиков Н.И.,
ведущий специалист департамента
внутренего аудита ЭнергоМашКорпорации

Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ утверждена 25 глава Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Ее текст содержит 88 статей: с 246-ой по 333-ю.
Совершенно новым в этой главе Налогового Кодекса РФ следует признать введение системы налогового учета, которая включает:

1)первичные документы,
2)аналитические регистры,
3)расчет налоговой базы (статья 313).
С введением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ бухгалтерский учет теперь будет представлен тремя видами:
1)налоговый,
2)финансовый,
3)управленческий.
Ситуация, складывающаяся в регулировании учета, в связи с введением в действие 25-й главы НК РФ означает, что каждый факт хозяйственной жизни, отражаемый в бухгалтерском учете, реконструируется в трех вариантах:
1. в интересах государства, это и есть налоговый учет;
2. в помощь актуальным и потенциальным собственникам, акционерам - финансовый учет;
3. в целях управления хозяйственными процессами - управленческий учет.
Налоговый учет имеет своим источником Налоговый кодекс.
Финансовый - ПБУ, изданные Министерством финансов.
Управленческий учет и его правила находятся в полном распоряжении администрации предприятий и собственников, и никто не в праве вмешиваться в них.
Итак, каждое предприятие как минимум с 1 января 2002 года вынуждено будет вести три вида бухгалтерского учета. Если в управленческий учет не вмешивается никто, кроме собственников и администрации, на методологию налогового и финансового учета оказывают влияние интересы различных лиц (налоговая инспекция, банковские и другие кредитные учреждения и т. д.), в результате чего возникают существенные противоречия.

Основные новшества, обусловленные принятием 25-й главы НК РФ:

1. Учетная политика

Принятие 25-й главы НК РФ законодательно кодифицировало ситуацию, когда организации должны иметь две учетные политики:

ћ в целях финансового и управленческого учетов,
ћ в целях налогообложения.
Поскольку у этих видов бухгалтерского учета цели разные, возможно будут исчислены разные финансовые результаты.
Теоретически наличие двух учетных политик позволяет организации использовать различные варианты оценки имеющихся материальных ресурсов. Например, в учетной политике, формируемой для целей финансового учета, принять метод ФИФО, что позволит увеличить прибыль, выплачиваемую на дивиденды, а в учетной политике, принятой для целей налогообложения, - ЛИФО, что приведет к снижению налоговых платежей.
Однако обоснованность, рациональность и выгода таких взаимосвязей учетных политик для целей налогообложения и для финансового учета должны сопоставляться с такими ограничениями как вычислительные и трудовые возможности бухгалтерии конкретного предприятия, не следует также пренебрегать и анализом возможных последствий например в виде нехватки денежных средств для уплаты уменьшившихся налогов после выплаты повышенных дивидендов и т.п.

2. Доходы и расходы

Важным следует признать, что Налоговый кодекс РФ определяет состав доходов и расходов и то, что к доходам и расходам не относится. Это приводит к противоречиям с финансовым учетом, который исходит из правила Шера: "все, что потрачено, суть расходы".
Налоговый кодекс РФ последовательно проводит правило Ганта, которое гласит: "все, что потрачено целесообразно, составляет расходы".
Авторы Налогового кодекса пишут (статья 252) об "экономически оправданных" затратах.
Последнее правило хорошо известно бухгалтерам - часть платежей можно включать в расходы, учитываемые для целей налогообложения, если они укладываются в отведенные нормы, а расходы сверх этих норм, так как в 25 главе нет прямых указаний об источниках покрытия этих расходов предлагается списывать на расходы, связанные с производством и реализацией по правилам финансового учета.
В результате себестоимость (термин, которого стараются избегать авторы Налогового кодекса) готовой продукции и услуг в финансовом учете оказывается выше, чем в налоговом.

3. Классификация расходов

Налоговый кодекс делит все расходы на прямые и косвенные (статья 318).
К прямым относят:

1. материалы, используемые в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующие их основу либо являющиеся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (статья 254 пункт 1 подпункт 1);
2. заработную плату (оплату труда) всех категорий персонала по всем основаниям (статья 255) - такая формулировка существенная новация, так как в прямых статьях затрат заработная плата традиционно понималась как заработная производственных рабочих непосредственно занятых на производстве продукции (выполнении работ, услуг). Жаль, что авторы НК так лаконичны, для целей правильного исчисления налогооблагаемой прибыли, следовало бы точно определить виды заработной платы каких категорий персонала относятся к прямым расходам, из содержания последующих статей НК (260 - 264) следует, что заработная плата персонала занятого ремонтом основных средств, НИР и ОКР, кадровым и сертификационным обеспечением производства и т.д. относится к косвенным расходам. Вероятно, предприятиям придется самостоятельно определять виды оплат и категории персонала заработная плата, которых относится к прямым расходам;
3. амортизацию по основным средствам непосредственно используемым при производстве продукции в соответствии с нормами статей 256 - 260, здесь требуется уточнение - что означает "непосредственное использование в производстве", так как из такой формулировки не ясно куда относить амортизационные отчисления по основным средствам используемым в управлении - вероятно к косвенным.
К косвенным - все остальные расходы:
материальные расходы, указанные в подпунктах 2 - 7 пункта 1 статьи 254, в пункте 5 статьи 254;
расходы на ремонт основных средств статья 260;
расходы на освоение природных ресурсов статья 261;
расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки статья 262;
расходы на обязательное и добровольное страхование имущества статья 263;
прочие расходы, связанные с производством и реализацией статья 264.
Прямые расходы должны распределяться между реализованной продукцией, остатками НЗП на конец отчетного периода, запасами готовой продукции и отгруженной, но не реализованной продукции, а косвенные в полном обЪеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода (статья 318).
Невнятно изложены в статье 319 НК определение и правила учета незавершенного производства, не вводя принципиально ничего нового авторы 25-й главы изложили материал очень мутно.
Новое в составе расходов:
- изменение порядка амортизации - статьи 256 - 260 НК РФ, введены 10 групп амортизируемого имущества, обЪекты стоимостью до 10000 рублей разрешено списывать на издержки;
- капитализация и последующее списание на уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов затрат предприятий на научные исследования и (или) опытно-конструкторские работы по созданию новой и усовершенствованию производимой продукции;
- затраты предприятий на обязательное и добровольное страхование имущества и ответственности включаются в состав прочих расходов в фактических размерах;
- расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);
- оплата услуг сторонних организаций по управлению производством или отдельными подразделениями теперь не связывается с наличием в штатном составе подразделений или должностей на которые возложено выполнение аналогичных функций;
- расходы на содержание обЪектов жилищно-коммунального хозяйства при определенных условиях, для градообразующих предприятий могут быть отнесены в состав прочих расходов по производству и реализации - статья 264 пункт 32;
- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными обЪектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) обЪектов недвижимости;
4. Метод начисления (статья 271)

Глава 25 Налогового кодекса предусматривает переход организаций на определение доходов, учитываемых в целях обложения налогом на прибыль по методу начисления т.е. для доходов от реализации, датой получения дохода для целей налогообложения прибыли признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
С введением этой нормы возникает коллизия с содержанием статьи 167 21-й главы НК РФ "Налог на добавленную стоимость", где выбор для целей налогообложения метода начисления или кассового метода является одним из элементов учетной политики организации.
Возможно, возникнет ситуация, когда у значительного числа организаций будет разные базы по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, что конечно не упростит тот же налоговый учет.
Вводный закон N 110-ФЗ от 06.08.2001 года в статье 10 предусматривает переходные процедуры для предприятий, которые с 01 января 2002 переходят на определение доходов для налогообложения прибыли по методу начисления.
Методика перехода на метод начисления для предприятий, которые переходят на определение доходов по методу начисления с кассового метода, заключается в том что по состоянию на 01 января 2002 года дебиторская задолженность, числившаяся на 31 декабря 2001 года, отражается в составе доходов от реализации 2002 года, причем для целей налогообложения в 2002 году учитывается не более 10% выручки ранее не учитывавшейся (дебиторской задолженности) к выручке, учтенной в 2001 году (по кассовому методу), превышение над 10 % учитывается равномерными долями в течении последующих 5 лет.
Также в статье 10 закона N 110-ФЗ приведена методика учета затрат относящихся к выручке определенной в указанном выше порядке.
Налог на прибыль по 10%-му превышению уплачивается равномерными по платежами в течении 2002 года, по большему превышению в соответствующие налоговые периоды в сроки для уплаты авансовых платежей по налогу.
В тех случаях, когда задолженность покупателей погашается в размерах превышающих доли выручки, указанные выше (до 10% в 2002 году и одна пятая превышения над 10% в течении последующих пяти лет), то налог на прибыль исчиляется из сумм фактически полученных налогоплательщиком.

5. Кассовый метод (статья 273).

Кассовый метод сохранен для организаций у которых сумма выручки за предыдущие 4 квартала не превышает 1 000 000 рублей в среднем за квартал, без учета НДС и налога с продаж, при этом вводится своеобразное расширение кассового метода на расходы принимаемые для целей налогообложения.
Налоговый кодекс предписывает, что если в организации принят метод учета по оплате (кассовый метод), то и расходы по заработной плате, по услугам сторонних организаций, по материалам, списанным на производство и т. п., для целей налогообложения прибыли, учитываются не по методу начисления, а показываются только в момент и в размерах фактических выплат или иного погашения задолженности поставщику.

6. Основные средства.

Хотя сейчас и отмечается, что стоимостной критерий по основным средствам отменен, и, следовательно, понятие МБП исчезло из нашей учетной практики, тем не менее, в новом плане счетов МБП фигурирует под названием ИХП - инвентарь и хозяйственные принадлежности - субсчет 10/9, ибо отменены не МБП, а отменен их износ. Поскольку ИХП сохранены, постольку сохранен и стоимостной лимит основных средств, к которым теперь следует относить предметы, стоимостью свыше 2 тысяч рублей (ПБУ) и 10 тысяч рублей (Налоговый кодекс РФ, пункт 7 статьи 256). Таким образом, у бухгалтера возникают два учета и два варианта амортизации. В финансовом учете амортизацию будут начислять по одному массиву данных, а в налоговом - по другому. При этом амортизация, согласно статье 259, может быть выполнена линейным или нелинейным методом, что позволяет существенно повлиять на финансовые результаты и, соответственно, на величину налогообложения.

7. Амортизация

В финансовом учете, может быть столько норм амортизации, сколько пожелают собственники. В налоговом и управленческом - десять, но классификация основных средств устанавливается Правительством РФ.
Надо заметить одно очень важное обстоятельство. Статья 256 трактует амортизацию не как фонд восстановления, а только как регулятив - метод списания (авторы Налогового кодекса пишут - погашения) стоимости имущества.

8. Реализация и списание амортизируемого имущества.

В финансовом учете результаты от реализации или другого выбытия амортизируемого имущества сразу относятся на результаты данного (текущего) отчетного периода.
Результат от реализации амортизируемого имущества в налоговом учете (статья 323) относится или на расходы будущих периодов (в случае убытка), или на доходы текущего периода (в случае прибыли). При этом в статье 323 предусмотрено, что сумма убытка переносится из расходов будущих периодов на внереализационные расходы в течении срока равного разнице между количеством месяцев срока полезного использования обЪекта и его фактического использования до момента реализации.
При выводе из эксплуатации (списании) обЪектов основных средств Налоговый кодекс (статья 265 пункт 9) позволяет признать внереализационными расходами, учитываемыми для целей налогообложения, фактические расходы организации на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы.
К сожалению, содержание статьи 265 не позволяет сделать однозначного вывода, что в состав расходов, перечисленных в пункте 9 статьи 265 авторы Налогового кодекса включили или не включили убыток от недоначисленной амортизации за время эксплуатации обЪекта основных средств.

9. Внереализационные расходы.

Существенно расширен перечень внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли:

ћ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
ћ расходы на организацию выпуска ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, на оплату услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, депозитарных услуг, услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также иные расходы, связанные с хранением ценных бумаг;
ћ расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством и другие аналогичные расходы;
ћ расходы на проведение ежегодного собрания акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания;
ћ расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти, т.е. по сравнению с аналогичной нормой Постановления N 552 налицо существенная либерализация - вместо требования решения суда теперь достаточно и документа об обращении в районный отдел по поводу кражи и решения органов МВД об отказе в возбуждении головного дела ввиду отсутствия виновных лиц;
ћ расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с пунктом 18 статьи 250 настоящего Кодекса;
10. Сомнительные долги

Сомнительные долги могут резервироваться на основе инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на конец отчетного периода (статья 266).
Все непогашенные на этот момент долги, если по ним не было залогов, поручительств и банковских гарантий, признаются сомнительными. Если долг просрочен свыше 90 дней - он полностью резервируется; если просрочка составляет от 45 до 90 дней, то резервируется половина долга; просрочка до 45 дней не резервируется. При этом общая величина резерва не может превышать 10 % от суммы выручки отчетного (налогового) периода.
В финансовом учете согласно плану счетов резерв по сомнительным долгам определяется администрацией самостоятельно, исходя из вероятности возможного погашения каждого долга. При этом ограничений по величине резерва нет.

11. Резервы

Налоговый кодекс вводит правила образования резервов, которые отличаются от тех, что приняты в учете финансовом.

12. Суммовые разницы

В финансовом учете суммовые разницы капитализируются, то есть относятся на материальные активы, товары, сырье и т. п. В налоговом учете они должны быть отнесены на финансовые результаты.

13. Убытки прошлых лет и их компенсация
Новым можно признать то, что организации получили право уменьшать в течение (максимум) десяти лет налогооблагаемую прибыль на убытки прошлых лет. При этом в каждом отчетном периоде компенсируемый убыток не может превышать 30 % налоговой базы этого периода.

Выводы

Мы привели только некоторые примеры, которые вытекают из ста с лишним страниц довольно убористого текста. Но из этих примеров видна основная задача, которая возникает перед огромной армией счетных и налоговых работников. Грубо ее можно сформулировать так: сколько Главных книг должен вести бухгалтер?
Возможны следующие ответы:

1) Две. Одну - для налоговой инспекции, другую - для целей финансового учета;
2) Одну, и из нее выводить данные и/или
- для налогового учета,
- для финансового учета.
Однако сразу же возникает новый вопрос:
(1) или положить в основу Главной книги учет налоговый, и потом по различным счетным формулам и методикам выходить на данные учета финансового;
(2) или использовать данные финансового учета для расчета налоговой базы и составления налоговых документов;
(3) или построить Главную книгу в виде инварианта, и из нее выводить данные для налоговой и финансовой отчетности?
В самом Налоговом кодексе мы не находим четкого ответа, так как его авторы колеблются между ответами (1) и (2). В самом деле, пункт 1 статьи 313 гласит: "Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом". Как следует из этой же, весьма пространной статьи, самостоятельная группировка фактов хозяйственной жизни возникает только в тех случаях, когда эта группировка противоречит той, которая принята в финансовом учете, с которым авторы отождествляют весь бухгалтерский учет.
Таким образом, кажется, что дается ответ (2). Однако огромное число отличий, заданных уже в учетной политике, приводит к тому, что совместить в одной Главной книге возможности налогового и финансового учета будет очень трудно. Выбрать ответ (3) - это, по всей видимости, дело слишком сложное и небесспорное. Поэтому самым лучшим решением будет ответ (1), ибо учет налоговый будет жестко контролироваться, и санкции могут оказаться слишком болезненными.
В случае, если администрация выберет вариант с ведением двух Главных книг, множество фактов хозяйственной жизни придется оформлять различными проводками в пределах общей номенклатуры счетов.

Комментарии

3
  • Хранитель_врат
    Статья хорошая (коротко о главном) и верно подмечены неприятные моменты 25 главы. Спасибо.
  • Хранитель_врат
    Я -тсудент и бездельник из Пскова. Этот материал пригодился для написания курсовичка. ПАСИБА!