Налог на прибыль

Постоянные налоговые обязательства

Многие затраты фирмы не уменьшают облагаемую прибыль. Например, рекламные, представительские и командировочные расходы сверх норм, установленных Налоговым кодексом РФ. В бухгалтерском учете таких ограничений нет. Все эти затраты включают в расходы фирмы полностью. Поэтому на практике очень часто складывается ситуация, когда фирма потратила средства и признала их расходами в бухгалтерском учете, но уменьшить на их сумму налогооблагаемую прибыль не может.
Постоянные налоговые обязательства

Многие затраты фирмы не уменьшают облагаемую прибыль. Например, рекламные, представительские и командировочные расходы сверх норм, установленных Налоговым кодексом РФ. В бухгалтерском учете таких ограничений нет. Все эти затраты включают в расходы фирмы полностью. Поэтому на практике очень часто складывается ситуация, когда фирма потратила средства и признала их расходами в бухгалтерском учете, но уменьшить на их сумму налогооблагаемую прибыль не может.

В результате налог на прибыль, рассчитанный по данным налогового учета, будет больше, нежели по данным бухгалтерского учета. Сумма такого превышения и называется постоянным налоговым обязательством.

В Отчете о прибылях и убытках (Форма № 2) эту сумму указывают по строке 200.

Рассчитать ее можно по формуле:

Постоянные налоговые обязательства (активы)

=

Постоянные разницы

Х

24%

Величина постоянной разницы равна:

Постоянная разница

=

Сумма данного вида расходов, признанная в бухучете

Сумма данного вида расходов, признанная в налоговом учете

Сумму постоянной разницы отразите на том счете, где ведется учет актива или обязательства, по которому она возникла.

Пример

ЗАО «Актив» торгует мебелью. В 2005 году фирма провела рекламную акцию – розыгрыш призов. Расходы на их приобретение – 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Сумма этих расходов учитывается при налогообложении прибыли в пределах 1 процента от полученной выручки.

Бухгалтер «Актива» сделал проводки:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Расходы на рекламу» КРЕДИТ 76

– 50 000 руб. (59 000 – 9000) – отражены расходы на рекламу;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 9000 руб. – учтен НДС по рекламным расходам.

В этом году «Актив» продал мебель на сумму 4 500 000 руб. (без НДС). Таким образом, он может уменьшить налогооблагаемую прибыль только на 45 000 руб. (4 500 000 руб. Х 1%) расходов на рекламные призы. Оставшиеся 5000 руб. (50 000 – 45 000) составляют постоянные разницы:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Постоянные разницы» КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы на рекламу»

– 5000 руб. – отражена постоянная разница по расходам на рекламу.

С суммы постоянных разниц начисляют постоянное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» КРЕДИТ 68

– начислено постоянное налоговое обязательство.

Допустим, что других постоянных разниц у «Актива» не было. Тогда по итогам 2005 года бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» КРЕДИТ 68

– 1200 руб. (5000 руб. Х 24%) – отражено постоянное налоговое обязательство.

В Форме № 2 за 2005 год по строке 200 бухгалтер укажет 1200 руб.

Начать дискуссию