С 2014 года применяется специальная методика оценки условий труда. Если они будут признаны оптимальными или допустимыми, то предприятие сможет применять нулевой тариф дополнительных взносов в ПФР.
Почему важно учесть воздействие вредных факторов
По трудовому законодательству компания обязана обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Об этом сказано в статье 212 Трудового кодекса РФ. Правила такой процедуры утверждены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ). Цель проведения специальной оценки условий труда - выявить вредные и опасные производственных факторы на рабочих местах. При этом определяется уровень их воздействия на работника, а также степень отклонения полученных значений от нормативов. Помимо этого оценивается, насколько эффективно применяются средства индивидуальной и коллективной защиты персонала. Воздействие вредных или опасных факторов на работника может привести к тому, что он получит травму или заболеет. Поэтому эксперты выполняют инструментальные замеры для определения уровня их влияния на человека. В результате устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Оценка рабочих мест заменила аттестацию
До введения Закона № 426-ФЗ условия труда на рабочем месте оценивались с помощью аттестации рабочих мест. При этом учитывались соответствующие списки производств, работ, профессий, должностей и показателей работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Если профессия или должность входила в эти перечни, то размер отчислений в ПФР не зависел от того, безопасными или вредными признавались условия труда по результатам аттестации. С введением Закона № 426-ФЗ эти списки продолжают действовать. Однако если по результатам специальной оценки условий труда на местах, входящих в эти списки, вредные или опасные факторы не выявлены, то дополнительные взносы в ПФР платить не надо. Стоит обратить внимание на разницу в подходах к необходимости проведения аттестации и специальной оценки условий труда. Раньше, например, не нужно было аттестовывать места, предназначенные для работы на компьютерах или эксплуатации бытовой техники, которая не использовалась в технологическом процессе производства. Минтруд России считал, что аттестовываются места, где работа на компьютере занимает более половины времени (письмо от 8 апреля 2013 г. № 15-1-859). Теперь же во всех перечисленных случаях требуется специальная оценка. Исключение составляют только те рабочие места, на которых трудятся надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Анализируем новый порядок
Специальная оценка условий труда выполняется по Методике, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2014 года). Отметим, что этим же приказом утверждены классификатор вредных или опасных производственных факторов, а также форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Последовательность действий
Методика устанавливает этапы идентификации потенциально вредных или опасных факторов. Она проводится экспертом организации, занимающейся специальной оценкой условий труда (п. 3 Методики). Для этого негативные факторы выявляют, описывают и сопоставляют с соответствующими характеристиками, указанными в классификаторе (приложение № 2 к приказу № 33н). Во время идентификации изучаются техническая документация на производственное оборудование, характеристики технологического процесса, должностные инструкции, проекты строительства и реконструкции и др. (п. 4 Методики). Если негативные факторы не обнаружены, то компания подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия нормативным требованиям. Заметим: если в течение последующих пяти лет на предприятии не будет зафиксировано несчастных случаев или профзаболеваний, то после окончания этого периода действие декларации продлевается еще на такой же срок (п. 4, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Но если вредные или опасные факторы будут выявлены, то принимается решение об их измерении. Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (п. 95 Методики).
Классы условий труда
Условия труда подразделяют на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (п. 1 ст. 14 Закон № 426-ФЗ). Класс определяется тем, насколько значения негативных факторов отклонились от нормативов (п. 19 Методики). При этом имеет значение и продолжительность воздействия опасных и вредных факторов на работника в течение дня. От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит размер дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Если выявлены неудовлетворительные факторы, то предприятие уплачивает дополнительные страховые взносы, а работникам предоставляются соответствующие гарантии и компенсации. Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений. Такой вывод можно сделать на основании таблицы ставок тарифов, предусмотренных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ). А при оптимальных или допустимых условиях труда предприятие сможет применять нулевой тариф дополнительных взносов.
Периодичность проведения оценки
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (п. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. Причем, если ранее уже была выполнена аттестация, специальную оценку можно не проводить в течение пяти лет после этого (п. 4 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ). Аналогичное мнение высказывают и чиновники. Из разъяснений Минтруда России от 7 марта 2014 г. следует, что компания, которая в предыдущие годы проходила аттестацию, может не спешить со специальной оценкой условий труда. Крайний срок, до которого действительны результаты аттестации, - 31 декабря 2018 года. Правда, возможны случаи, когда требуется проведение внеплановой оценки. Например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при изменении технологического процесса или замене производственного оборудования. Но только при условии, что эти обстоятельства способны оказать влияние на уровень воздействия на работников вредных или опасных факторов. Полный перечень ситуаций, при которых назначаются внеплановые мероприятия по оценке условий труда, содержится в пункте 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Если ранее проводилась аттестация
Новые дополнительные тарифы страховых взносов установлены пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом они используются и в том случае, если аттестация рабочих мест была проведена до 2014 года. Однако действуют они, только если в результате такого мероприятия условия труда признаны вредными или опасными (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). А как быть, если условия оказались допустимыми? Тогда компания должна уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 6 или 4 процентов (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). Величина ставки зависит от вида вредных и опасных работ, полный перечень которых определен подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Важно запомнить
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года.
Опубликовано в журнале «Учет в производстве» № 5, май 2014 г.
Комментарии
3А если аттестация не проводилась, в течение какого времени нужно сделать СОУТ? Где-то пишут, что нужно сделать до 31 декабря 2014, где-то пишут что есть время до конца 2018? В законе это не написано. Еще вопрос: если ИП один, у него нет работников, ему тоже надо делать СОУТ?
Цитата:
"если ИП один, у него нет работников, ему тоже надо делать СОУТ? "
нет
Цитата:
"нет " Спасибо.